Легенды древнего Заславля
Не только увлекательной и познавательной, но и творческой получилась поездка ветеранов, организованная профсоюзным комитетом Управления дороги.
Экскурсия началась со знакомства с городским поселком Радошковичи, где действуют завод по производству керамического кирпича и ОАО «Белхудожкерамика» – самый крупный в стране производитель керамической посуды, декоративных и сувенирных изделий (на фото).
– Здесь создают удивительные по красоте и функционалу предметы домашнего быта – сервизы, вазы, подсвечники, различные сувениры, а все работы мастера расписывают вручную. Потрясающе! – поделилась впечатлениями председатель первичной организации ветеранов Управления дороги Алла Сёмуха. – Мы узнали секреты гончарного искусства, изготовления керамических изделий, увидели, как из бесформенного куска глины рождаются настоящие шедевры.
Процесс производства предметов из керамики включает подготовку глиняной массы, непосредственное изготовление их на гончарном круге, формование на полуавтоматах и специальных станках. Более сложные вещи создают методом отливки в гипсовые формы. Далее заготовки покрывают глазурью и красками, обжигают в электропечах. Последний штрих – ручная роспись и декорирование.
– При заводе находится музей, который насчитывает более 5 тыс. экспонатов – от предметов быта прошлого столетия до современных работ признанных мастеров гончарного дела, – продолжает собеседница. – Но самой интересной частью экскурсии стал мастер-класс по изготовлению глиняных сувениров с применением гипсовых формочек. Их каждый из нас увез с собой на память.
В Заславле ветераны-железнодорожники погрузились в атмосферу старины. История города начинается с 1127 года. Он разделен на две части: старую и новую. В первой сохранилось городище «Замэчек». Неподалеку расположено городище «Валы» – памятник археологии XI – XII веков. Не оставили равнодушными ветеранов-железнодорожников и легенды этого прекраснейшего места Беларуси. Также гости побывали в Спасо-Преображенском соборе и посетили этнографический комплекс «Млын».
– Многие из моих попутчиков уже были в этом удивительном музее. Но он регулярно пополняется новыми экспозициями и раритетными экспонатами, – продолжает Алла Сёмуха. – Мельница построена в 1910 году и является уникальным памятником мукомольного производства начала XX века. Она представляет собой деревянное трехэтажное здание.
Сначала жернова приводились в движение от парового двигателя, так называемого локомобиля. В 1930-е годы его заменили на дизельный, а в 50-е и вовсе установили электрический. Около 80 лет мельница безотказно работала, однако со временем пришла в негодность. После реставрации стала центральным объектом этнографического комплекса, в который еще входят дом завозника (своеобразный «отель» для крестьян, которые ждали очереди на помол), деревянный амбар (свиран) и кузница.
Время пролетело быстро. Всем очень понравилась поездка. Экскурсанты благодарны профсоюзному комитету и совету ветеранов Управления дороги за увлекательное путешествие, которое надолго останется в памяти.
Лидия СЕРГЕЕВА