26 апреля – Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф
Отзывается болью в сердце
Почти 36 лет прошло с момента аварии на Чернобыльской АЭС. Эта техногенная катастрофа стала крупнейшей в истории человечества. Однако последствия могли бы быть еще хуже, если бы не мужество и героизм людей, которые прибыли на ликвидацию. Среди них немало тех, кто сегодня трудится на Белорусской магистрали. Например, монтер Барановичской дистанции пути Виталий Володько и водитель Барановичской базы (транспортной) Антон Емельянчик.
«Поехал бы снова»
…Когда в апреле 1986-го произошел взрыв на реакторе четвертого энергоблока, Виталий Адамович служил в органах внутренних дел в Несвиже. А 5 мая вместе с коллегами оказался в городском поселке Комарин, рядом с 30-километровой зоной отчуждения.
– Уже по дороге в Мозырь горло пересыхало так, что приходилось останавливаться буквально у каждого магазина и покупать воду. До сих пор помню и желтые, как пыльца, бровки асфальтных дорог в Комарине, – рассказывает Виталий Володько. – О том, что на Чернобыльской АЭС произошла авария, мы узнали только на месте. Поскольку работать предстояло на контрольно-пропускных пунктах в 10-километровой зоне вокруг ЧАЭС, а также патрулировать находящиеся там деревни, нас сразу предупредили: уровень радиации высокий и опасен для здоровья, брать продукты с местных подворий запрещено – только сухой паек. Погода стояла жаркая, до +300С и выше.
Виталия Адамовича вместе с коллегами поселили в местной школе, заменили форму на ту, что из более плотной ткани, выдали респираторы.
– Приборов для защиты органов дыхания на 12-часовую смену было пять. Все – зеленого цвета, который уже после часа использования становился красным, – рассказывает собеседник. – Несколько раз в неделю нас осматривали врачи и проверяли, в норме ли радиационный фон. Кроме того, каждый получил карманный дозиметр. Его мы вернули спустя месяц, когда уезжали. Однако полученная нами доза радиации так и осталась в тайне.
Заступив в смену на КПП, Виталий Володько с напарником контролировал въезд и выезд граждан и автотранспорта в зону отчуждения, который осуществлялся только по спецпропускам. А во время патрулирования следил за порядком в ближайших деревнях: Верхние и Нижние Жары, Кирово, Гдень и другие.
– Жителей этих населенных пунктов эвакуировали сразу после аварии, однако там еще были несколько человек. Кто-то остался сразу, кто-то вернулся потом, потому что не смог жить вдали от родного дома, – рассказывает Виталий Адамович. – К нам относились все доброжелательно, конфликтных ситуаций не возникало. Люди были уверены, что вернутся в свои дома буквально через несколько дней, в худшем случае – месяцев, поэтому брали только самое необходимое. И вот эти оставленные местечки – почти мертвая тишина, одичавшие домашние животные, для отлова были созданы специальные группы. Картина мрачная. При всем этом паники и страха от нахождения в радиационной зоне не было. Мы просто выполняли свою работу, несли службу добросовестно и четко.
Не побоялся Виталий Володько и во второй раз вернуться в зону отчуждения, вызвался добровольцем. Приехал в ноябре 1986-го, здесь встретил и Новый год.
– Тут и сразу было жутко, но жизнь еще теплилась, а уже спустя несколько месяцев все опустело, – вспоминает Виталий Адамович. – Многие из деревень, которые патрулировали раньше, захоронили. Увиденное произвело на меня очень сильное впечатление, но я бы снова туда поехал, если бы потребовалось.
За выполнение ответственных заданий Виталий Володько отмечен нагрудным знаком «Участнику ликвидации последствий аварии на ЧАЭС». В 2008-м он сменил военную форму на железнодорожную и с тех пор трудится монтером в Барановичской дистанции пути. Сейчас его зона ответственности – это станция Городея, где он также добросовестно и ответственно выполняет свои обязанности, обеспечивая безопасность движения поездов.
Водитель Барановичской базы (транспортной) Антон Емельянчик тоже отмечен нагрудным знаком «Участнику ликвидации последствий аварии на ЧАЭС». Однако задачи он выполнял за пределами зоны отчуждения: был командирован в деревню Тульговичи Хойникского района, что в более 50 км от атомной станции. В начале 1990-х и ее жители были переселены. Однако уезжать решили не все, поэтому сегодня Тульговичи имеют репутацию единственного жилого населенного пункта, находящегося на территории зоны отчуждения и отселения после катастрофы в Чернобыле.
– Тогда, в 1986-м, никто из местных даже представить не мог, что придется покинуть малую родину. Здесь было очень много молодежи – подростков лет 15 – 18. Все вели привычный образ жизни, ходили на работу, занимались домашними делами, строили планы на будущее, – вспоминает Антон Михайлович. – Мы приехали в Тульговичи в мае. В то время я еще не был железнодорожником и работал водителем в барановичской дорожно-строительной передвижной механизированной колонне (ДСПМК). Куда и зачем еду, сразу не знал, но понимал, что дело, из-за которого меня выдернули из одной командировки и в срочном порядке отправили в другую, крайне серьезное. На тот момент информация о произошедшем в Чернобыле была достаточно скупой. Поэтому сначала узнали от жителей деревни, что там произошла чрезвычайная ситуация. А позже – о взрыве на реакторе. При этом про радиацию, ее уровень и последствия никто ничего не говорил, да и толком не знали, оттого и страха не испытывали. Правда, когда приезжали в Хойники на обязательный медосмотр, где проверяли уровень радиации, врачи, совсем молодые девчата, советовали поскорее оттуда уезжать. Мы же просто выполняли свою задачу.
Вместе с коллегами Антон Емельянчик был задействован в ремонтных работах: обновляли дорожное полотно в направлении Хойников и реки Припять. Перевозили на самосвале от Тульговичей гравий, щебень и другой необходимый материал. Трудились без респираторов и спецодежды. А кругом – зной, сушь, практически постоянный запах гари после лесных пожаров и еще более неприятный – от горения торфяников.
Дома вся бригада оказалась спустя месяц – 5 июня. «Многих уже нет в живых», – с сожалением отмечает Антон Михайлович. После возвращения он продолжил работать в ДСПМК. В 2009-м устроился по специальности в отдел материально-технического снабжения Барановичского отделения, спустя пять лет перешел водителем в транспортную базу. Несмотря на то, что с момента аварии на Чернобыльской АЭС прошло почти 36 лет, трагедия все равно отзывается болью в сердце и железнодорожника, и других ликвидаторов.
– До сих пор точно неизвестно, сколько человек – взрослых и детей – погибли от радиационного излучения, – отмечает собеседник. – Мы, ликвидаторы, всегда будем помнить эту страшную дату и желать, чтобы на нашей земле такое никогда не повторилось.
Анастасия МЕЛЕХОВА
Время не лечит
Ветеран локомотивного депо Жлобин Павел Луд в 1986 году работал машинистом тепловоза в пассажирском движении, водил международные поезда Рига – Киев, Одесса – Ленинград, Ленинград – Кишинев по закрепленным за предприятием плечам до Овруча.
Город располагается в сотне километров от Чернобыля. Туда сразу после аварии на АЭС эвакуировали жителей деревень с зараженной территории.
– С первых дней трагедии в Овруч прибыли сводные отряды военнослужащих из Беларуси, Литвы, Украины. Помню огромные колонны автобусов с пострадавшими в одну сторону (из зоны отселения) и вереницы грузовых машин с курсантами и солдатами в другую. Становилось не по себе, – признается собеседник. – Эвакуированных жителей размещали везде, где только было возможно. Даже в доме отдыха локомотивных бригад отвели часть комнат. Люди были в растерянности: и от неизвестного будущего, и от пережитого шока потери своих домов. Как выяснилось позже, они покинули их навсегда. Под впечатлением от увиденного я написал стихотворение «Колокола Чернобыля». Позже оно вошло в цикл песен, музыку к которым сочинил жлобинский исполнитель и композитор Александр Пилюга. Ее слушателями стали пациенты госпиталя в Славутиче. Мой друг вспоминал, что строки произвели на собравшихся очень сильное впечатление, многие плакали. Это страшно – в одночасье остаться без родного дома, без своих корней.
Другой дорогой Бог повел удачу,
Зло сеет стронций на моей земле…
От безысходности и черной были плачу,
Что край родной пришлось покинуть мне.
Мой древний край одели в саван белый.
За что сгубили? В чем его вина?
Осиротили наш народ умелый,
Который год не радует весна.
Моя земля, я встану на колени,
И прошепчу: «Родимая, прости!».
Лишь в деревнях остались предков тени,
И никогда покой не обрести.
Нам скорбный крест в чужом краю нести,
А жизнь прожить – не снять плоды из грядки.
Там, на чужбине, сложно зацвести,
Трудней, чем вишне после пересадки.
Другой дорогой Бог повел удачу,
Зло сеет цезий на моей земле…
От безысходности и черной были плачу,
Что край отца пришлось покинуть мне.
Павел Константинович не принимал участие в ликвидации последствий чернобыльской аварии, но и ему пришлось узнать, что такое радиация. В то время, как вспоминает собеседник, поезд № 75 Рига – Киев ходил через Жлобин, и местные бригады вели состав по своим плечам до Коростеня. После поездки проводили осмотр ходовой части тепловоза на территории местного локомотивного депо.
– Оказалось, что на той смотровой канаве, где мы находились, после дозиметрического контроля фоновые значения радиоактивности превышали допустимые в 50 раз, – рассказывает ветеран. – А мы там были не 15 минут. Это место в срочном порядке забетонировали. Позже списали и разобрали все дизель-поезда и маневровые тепловозы, работавшие в зоне. Мы тесно общались с коллегами-соседями, кто принимал участие в эвакуации людей, были в курсе событий.
К сожалению, многих уже нет в живых, последствия катастрофы в Чернобыле сказались на их здоровье. А ведь некоторым не было и 50-ти. Прошло более 36 лет, но до сих пор, осознавая произошедшее, становится страшно. Радиация – враг невидимый и тем опасный.
Лидия
СЕРГЕЕВА