Об этих людях помнить будем
В нынешнем году исполняется 100 лет Минскому государственному профессионально-техническому колледжу железнодорожного транспорта имени Е. П. Юшкевича. Многие из его выпускников внесли весомый вклад не только в развитие стальной магистрали, но и воевали на фронтах Великой Отечественной.
Колледж ведет свою историю от Минской школы ученичества Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги, преобразованной в 1935-м в фабрично-заводское училище железнодорожников. Позднее это ФЗУ было преобразовано в железнодорожное училище № 1. В 1941 – 1944 годах оно находилось в эвакуации на станции Бузулук Оренбургской железной дороги.
Более 75 довоенных выпускников Минской школы ученичества и фабрично-заводского училища железнодорожников сражались с врагом в рядах Минского подполья и различных партизанских соединений, 13 человек погибли. Среди них были руководители подпольных групп в Минском паровозном депо Аркадий Корсеко и Константин Рогачевский (Минский вагоноремонтный завод). Кроме того, 87 выпускников воевали в рядах Красной армии и Военно-морского флота, 10 бойцов погибли. Так, бой под Могилевом в 1941-м унес жизнь одного из первых выпускников Минской школы ученичества, старшего лейтенанта Лаврентия Райко, в 1929 – 1940 годах он работал директором этого учебного заведения.
Еще 24 выпускника в годы войны трудились в колоннах особого резерва НКПС СССР, которые перевозили грузы по прифронтовым дорогам. Среди них и знаменитая семейная пара – Леонид Аристов и Мария Гольдштейн.
В числе защитников Москвы в конце 1941-го был и будущий Герой Социалистического Труда, выпускник Минской школы ученичества 1927 года, командир батальона понтонной части майор Иван Жижель. Этот уроженец Гродненщины окончил слесарную группу, работал в Минском паровозном депо. Впоследствии окончил строительный факультет Белорусского политехнического института. С 1955-го по 1969-й был министром промышленного строительства республики.
Заслуженный строитель БССР, почетный гражданин Минска, его именем назван профессиональный лицей строительства, действующий в белорусской столице.
В 30-е годы многие молодые люди совмещали обучение в фабрично-заводских училищах и работу на предприятиях с занятиями в аэроклубах. Не стали исключением и минские железнодорожники, где также функционировал авиаклуб при Осовиахиме БССР. В итоге несколько юношей впоследствии окончили авиационные военные училища и стали летчиками-асами. Александр Бурак, Александр Лобанов и Григорий Дольников за подвиги в небе были удостоены звания Героя Советского Союза.
Уроженец Дзержинска Александр Бурак в 1935 году окончил ФЗУ железнодорожников Минска, работал на столичном вагоноремонтном заводе. После окончания военного авиационного училища в Одессе служил в авиации. В годы Великой Отечественной был летчиком-штурмовиком, уничтожил много вражеской техники. После войны дослужился до подполковника.
Григорий Дольников окончил ФЗУ в 1940-м, также трудился на вагоноремонтном заводе, занимался в городском аэроклубе, далее поступил в Батайскую авиационную школу пилотов. Окончив обучение уже в разгар войны на территории Азербайджана, осуществлял боевые вылеты на Кавказе, Кубани, Украине, сбил 16 фашистских самолетов. После одного из таранов попал в фашистский плен и смог бежать из него. Побывал в партизанском отряде, вернулся в свой авиаполк. После победы окончил Военно-воздушную академию имени Г. К. Жуковского, дослужился до звания генерал-полковника и должности заместителя главнокомандующего ВВС. Награжден многочисленными медалями и орденами.
Судьба выпускника 1934 года Александра Лобанова также привела на Минский вагоноремонтный завод и в столичный аэроклуб. В годы войны он совершил 800 боевых вылетов, сбил 26 самолетов противника и еще 14 – в групповых боях. Дослужился до подполковника. В 50 – 70-е годы работал в Белорусском институте механизации сельского хозяйства.
В 1943-м звания Героя Социалистического Труда удостоился выпускник 1929 года слесарной группы Франц Иосифович Максвитис. Батальон железнодорожных войск под его командованием отличился при освобождении Великих Лук Псковской области. В мирное время продолжил военную службу, но в 1949-м трагически погиб в автокатастрофе на Урале.
В том же 1943-м звание Героя Советского Союза было посмертно присвоено выпускнику 1937 года Анатолию Волоху. До войны он трудился в Минском вагонном депо, потом служил в танковых частях, защищал Сталинград и освобождал левобережную Украину. Танк под командованием Волоха первым ворвался в Лебедин при освобождении этого населенного пункта от гитлеровцев. В 1943-м Волох погиб в разведывательном рейде возле Днепра. По просьбе жителей он был похоронен в сквере города Лебедин Сумской области Украины. Имя Анатолия Волоха носит одна из улиц Московского района Минска.
Материалы обо всех этих славных людях, отважных защитниках Родины, бережно хранят в музее истории Минского государственного профессионально-технического колледжа железнодорожного транспорта имени Е. П. Юшкевича.
Евгений
ВОЛОСТНЫХ