Родная дорога… Пережито много
Годы, отданные магистрали, почетный железнодорожник Николай Белый считал лучшими в своей жизни. Кавалер ордена «Знак Почета» до последнего дня интересовался новостями Белорусской, был преданным читателем отраслевого издания.
Его сердце остановилось в феврале этого года. Николаю Георгиевичу шел 94 год. Дочь железнодорожника Лилия прислала в редакцию газеты воспоминания отца и фотографии из семейного архива, в которых отражен непростой профессиональный и жизненный путь весовщика станции Максатиха Калининской магистрали Николая Белого, ставшего заместителем начальника Барановичского отделения, главным ревизором по безопасности движения поездов.
«Дом, в котором прошло мое детство, отрочество и юность, стоял на площади у железнодорожного переезда. Рядом – станция Максатиха. Оттуда во время войны я, тринадцатилетний подросток, по поручению отца забирал тяжелораненых из прибывавших санитарных поездов и подвозил в госпиталь, куда папа устроился в начале 1942-го. Дорога от вагона до переезда была вымощена булыжником, и хоть лошадь шла шагом, телегу сильно трясло, раненые стонали. Весь путь ехал со слезами на глазах.
Великая Отечественная опалила мое детство. Она же забрала и жизнь брата – Аркадий похоронен в братской могиле на Гомельщине. Сестры вернулись с фронта живыми. Зина и Надя работали в разных госпиталях, Лида служила в железнодорожных войсках, восстанавливала путь в Подмосковье, Курске, Орле.
Я с родителями и младшим братом Леней годы военного лихолетья провел в Максатихе. Впервые поселок и станцию бомбили 16 октября 1941-го. К концу года вражеские налеты участились, так как в населенном пункте размещался тыл Калининского фронта, снабжавший армию вооружением, продовольствием, горючими материалами. В память врезалось несколько эпизодов. Особо запомнился День Победы – 9 Мая всех жителей поселка разбудил громкоговоритель на центральной площади, а также репродукторы в квартирах, которые известили об окончании войны. За считанные минуты площадь заполнилась военными и гражданскими. Возгласы, выстрелы вверх, песни. Люди обнимали друг друга, смеялись, плакали. Победа пришла в каждый дом, в каждую семью. Этот день стал огромной радостью и таким долгожданным.
Ни я, ни мои родители, ни младший брат не были на фронте, но мы также прошли через многие испытания войны: бомбежки, холод, голод, пожары. Мы видели, как гибли люди. Забыть это невозможно, да и нельзя.
В мирное время, окончив десятилетку, я стал работать на станции весовщиком (так тогда называли приемосдатчиков груза и багажа). Отличительной чертой железнодорожников была трудовая дисциплина: сказано – сделано. Во главу угла всегда ставилось добросовестное выполнение обязанностей. Я понял, что хочу связать жизнь с магистралью. Шли годы, в 1954-м окончил ЛИИЖТ, получил диплом инженера путей сообщения с отличием. Оправдать эту высокую оценку в дальнейшем предстояло работой на станции Лунинец Белорусской магистрали, которую выбрал при распределении. С того времени вся моя профессиональная биография была связана лишь с Барановичским отделением.
Сначала трудился дежурным по парку, затем – по станции, был удостоен нагрудного знака «Отличный движенец». Будучи дежурным по станции, любил ударять в колокол, извещая пассажиров о прибытии (один удар) и отправлении поездов (два).
В ноябре 1955-го стал заместителем начальника станции, а через год возглавил ее. Приступая к должности руководителя, уже знал все задачи и понимал, что их решение улучшит условия труда коллектива, повлияет на дальнейшие успехи. Так, необходимо было срочно усилить освещение станции, так как составителям поездов, сцепщикам вагонов и не только приходилось работать при керосиновых ручных фонарях. Кроме того, территория станции в центре города нуждалась в ограждении: массовое хождение по путям посторонних лиц было весьма опасно. Требовалась реконструкция нечетной горловины. Не менее важными оставались работа с людьми, повышение и укрепление трудовой дисциплины.
В течение 1957-1958 годов на станции установили осветительные мачты (по 16 прожекторов каждая). В одно восьмичасовое «окно» работники Лунинецкой дистанции пути реконструировали нечетную горловину, в частности, устранили негабаритность главного пути со смежным и создали возможность маневров с вытяжного на четырех путях парка одновременно с приемом или отправлением поездов. Впервые тогда применили укладку стрелочных переводов блоками.
Территорию станции со стороны, противоположной вокзалу, обнесли двухметровым забором. Построили также добротные стрелочные посты.
Установка забора оказалась весьма актуальна и необходима, поскольку любителей переходить пути не по пешеходному мосту, а в неположенном месте хватало. Бывало, такие прогулки заканчивались несчастьем, в том числе и со смертельным исходом. Ограждение, правда, огорчило тех, кто вечно спешил на танцы на другую сторону станции. А вот дополнительное освещение порадовало многих: теперь передвигаться здесь стало более безопасно.
По итогам работы в 1957-м коллектив станции впервые стал победителем в соревновании Министерства путей сообщения. Все трудились дружно и слаженно, что для меня, как руководителя, было главным достижением.
Не могу не вспомнить новый вокзал, который начали строить при мне. До этого он располагался напротив перрона, в доме на ул. Привокзальной, где разместились зал ожидания, билетные кассы и буфет. Возведение другого здания пришлось на время борьбы с архитектурными излишествами, поэтому все декоративные элементы для отделки фасада, которыми, например, богат комплекс в Полоцке, в Лунинце, пришлось убрать. Архитектор категорически не соглашался оставить хоть какие-то украшения, только ровные голые стены. А вот важный и необходимый атрибут вокзала тех лет – бак с кипятком, за которым приходили пассажиры во время стоянки поезда (титанами вагоны оборудовали позже) – сохранился.
Станция Лунинец и магистраль разделяла город на две части. Местные жители часто наведывались сюда, чтобы прогуляться по перрону. Свою будущую жену, к слову, я тоже впервые увидел, когда она с племянницей на руках шла по пассажирской платформе. На перроне стоял пассажирский вагон, в котором организовали буфет. Около него по обе стороны киоски, рядом рынок и магазины. В здании бывшего костела неподалеку от станции находился городской дом культуры с библиотекой, где работали музыкальные кружки и проводили вечера с духовым оркестром. Это был центр культурной жизни Лунинца. А будни не только железнодорожников, но и горожан были привязаны к расписанию проходящих здесь поездов. Составы отправлялись со станции в четырех направлениях, она являлась стыковой между Белорусской и Львовской магистралями.
…Ноябрь 1958-го. Я уже в должности заместителя начальника отдела движения, грузовой и пассажирской работы Барановичского отделения. После стал начальником технического сектора, ревизором, а затем и главным ревизором отделения по безопасности движения поездов. Но всегда вспоминал начало профессионального пути – станцию Лунинец, которая заложила фундамент в моей карьерной лестнице. Годы работы на магистрали стали ответственным и самым важным этапом в жизни.
Говоря о том времени, не могу не вспомнить двух человек, которые повлияли на всю мою профессиональную деятельность и судьбу: Адам Козловский и Анатолий Ильин, почетный гражданин города Барановичи. С Адамом Прохоровичем я познакомился в 1956-м, когда возглавил станцию Лунинец, а он тогда был назначен начальником отдела движения – заместителем начальника Барановичского отделения. С Анатолием Георгиевичем жизнь свела в 1970-м, когда тот встал во главе отделения. Они относились к разным поколениям, обладали разными характерами. Однако для обоих главным в жизни были постоянное совершенствование и достижение высоких результатов, в том числе и в наращивании грузоперевозок. Они оба посвятили свою судьбу железной дороге. Подводя итог, могу сказать, что и я тоже отношусь к этой категории людей».