Июнь
Чт
13
2024

Повышая безопасность движения

«Метрология в эпоху цифровых технологий». Под таким девизом в этом году прошел Всемирный день метрологии, который отмечается 20 мая. Данная тема актуальна и для Белорусской железной дороги, где трудится много профильных специалистов.

Начальник Центральной лаборатории метрологии Конструкторско-технического центра (ЦЛМ КТЦ) Александр Падаляк и начальник отдела автоматизированных систем контроля и метрологического обеспечения Дорожной лаборатории автоматики, телемеханики и связи КТЦ Андрей Хилькевич

Наша магистраль сделала ставку на инновационный путь развития, планомерно углубляя цифровизацию, в том числе в вопросах безопасности движения. Это позволяет отрасли сохранить конкурентоспособность и адекватно реагировать на вызовы времени. Соответственно повышаются требования и к метрологической деятельности, как к неотъемлемой части технологических процессов, представляющей собой реальный инструмент управления, контроля состояния и качества содержания технических средств. Решать стоящие перед метрологической службой задачи помогают Конструкторско-технический центр и профильные подразделения на местах. Примером такого взаимодействия можно назвать работу по метрологическому обеспечению систем технической диагностики и мониторинга (ТДМ). Они предназначены для обеспечения контроля предотказного состояния устройств железнодорожной автоматики и телемеханики, автоматизации работ по их регламентному техническому обслуживанию.
На Белорусской магистрали сегодня применяются в составе электронных систем микропроцессорной централизации и автоблокировки системы ТДМ двух разработчиков: измерительно-управляющие DISTA и DMS (Чехия), а также информационно-измерительные «Березина» и «Березина М» (КТЦ БЖД). Всего 65 единиц. Они эксплуатируются на участках Витебск – Полоцк, Осиповичи – Гомель, Жлобин – Калинковичи и на ряде отдельных станций.
Системы ТДМ позволяют контролировать в режиме реального времени: напряжение на путевых генераторах, фильтрах, приемниках, путевых реле рельсовых цепей различного типа (в том числе тональных) и полюсов питания станционных устройств, сопротивление изоляции изолированных полюсов питания станционных устройств по отношению к «земле» и между собой, а также – жил кабеля рельсовых цепей и других станционных устройств по отношению к «земле».
– Для диагностики и мониторинга устройств СЦБ используются и другие системы (телеизмерения в составе ДЦ «Неман», диагностики систем электропитания и др.), – обратил внимание начальник отдела автоматизированных систем контроля и метрологического обеспечения Дорожной лаборатории автоматики, телемеханики и связи КТЦ Андрей Хилькевич. – Кроме аналоговых сигналов, системы ТДМ обрабатывают дискретные данные контролируемых устройств. Их оценку (прямой контроль) осуществляют, как правило, технические и программные средства самих контролируемых систем и устройств железнодорожной автоматики и телемеханики (МПЦ, АБ, ДЦ и пр.), к которым на данный момент требования по обеспечению единства измерений не регламентированы.
С точки зрения метрологического обеспечения системы ТДМ имеют свою специфику, обусловленную необходимостью проведения метрологической оценки по месту эксплуатации. Учитывая важность данной работы для безопасности движения, на Белорусской железной дороге ее доверили профильным подразделениям дистанций сигнализации и связи, использующим данные системы. Там, где требуется помощь, – подключаются специалисты КТЦ.
– Для этих целей нами были разработаны и внедрены методики контроля метрологических характеристик на эксплуатируемые типы измерительных систем и их компонентов, которые включают требования по обеспечению безопасности и автоматизации метрологической оценки и учитывают техническую оснащенность дистанций сигнализации и связи, – продолжает Андрей Хилькевич. – Кроме разработки методических документов наша лаборатория ШЛ КТЦ осуществляет и другие виды деятельности в области метрологии. Специалисты задействованы на монтаже, пусконаладке и метрологической оценке измерительных систем разработки КТЦ, принимают участие в их создании и модернизации, устранении неисправностей и замечаний, выявленных в процессе эксплуатации. Они организуют работу и непосредственно участвуют во внедрении и развитии систем ТДМ и технологий их применения в хозяйстве сигнализации и связи. Проводят централизованное диагностирование и мониторинг устройств СЦБ с использованием систем ТДМ и других. Это позволяет обеспечить сопровождение и обслуживание на всем жизненном цикле.
Внедрение современных технологических решений (систем ТДМ) позволяет автоматизировать процессы обслуживания устройств СЦБ. При этом исключается человеческий фактор, повышаются точность и оперативность получения информации, сокращаются издержки, оптимизируется штат. Но самое главное: это позволяет в режиме реального времени выявлять предотказные состояния устройств и своевременно их устранять, что способствует повышению безопасности движения. Для корректной работы данных систем необходима их периодическая метрологическая оценка.
– В настоящее время подразделения КТЦ ведут разработку системы ТДМ верхнего уровня «Двина», которая позволит интегрировать диагностические данные (аналоговые и дискретные), получаемые от множества локальных систем ТДМ и контролируемых устройств, – добавил Андрей Хилькевич. – Также прорабатываются вопросы модернизации существующих систем телеизмерений в составе ДЦ «Неман» до уровня измерительных, расширения функционала системы «Березина М».
Хотел бы отметить, что с возложением функций контроля технического состояния устройств СЦБ на системы ТДМ повышаются роль и значимость метрологических подразделений и в целом метрологической службы дороги, которая должна постоянно обеспечивать необходимый уровень технической оснащенности средствами измерений и контроля и компетенций персонала в области единства измерений.

В лабораториях КТЦ сегодня работают сертифицированные специалисты, в том числе и по измерительным системам: среди наиболее опытных можно отметить инженеров по метрологии Елену Сенькевич и Ирину Гончарову. Есть и молодые специалисты, такие как Артем Набиев, который активно участвует в оценке измерительных систем.

– Большое внимание мы уделяем повышению уровня их профессиональных знаний, – подключился к разговору начальник Центральной лаборатории метрологии Конструкторско-технического центра (ЦЛМ КТЦ) Александр Падаляк. – Все специалисты ЦЛМ КТЦ регулярно проходят обучение на базе БелГИМ и сертификацию компетентности по разным направлениям измерений, четыре из которых в том числе и по оценке измерительных систем. В профильных подразделениях дистанций сигнализации и связи также трудятся обученные ответственные специалисты. Они работают на линии и поэтому понимают, как их труд связан с безопасностью движения.
Направления деятельности профильных подразделений дороги в вопросах метрологической оценки измерительных систем четко определены: лаборатории ЦЛМ КТЦ и ШЛ КТЦ задействованы на этапах разработки, производства и внедрения измерительных систем, а подразделения дистанций сигнализации и связи – в процессе их текущей эксплуатации.
…Железная дорога – это в первую очередь точность. Именно она гарантирует безопасность, надежность, качество. Чтобы обеспечить точность, нужна система измерений – метрология. Она – неотъемлемая часть магистрали, и развиваться они продолжат вместе, дополняя и поддерживая друг друга.

– Во Всемирный день метрологии, который отмечается 20 мая, поздравляю коллег-метрологов Белорусской магистрали с праздником! Желаю точных результатов и верных измерений, профессионализма в деятельности и высокой оценки вашего труда, – пожелал начальник службы стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством – главный метролог железной дороги Владимир Фролов.

Инга МИНДАЛЁВА

Яндекс.Метрика