То, чем нужно дорожить
Бережно перелистывая пожелтевшие от времени страницы семейного альбома, железнодорожница из Бреста Тамара Игнатович замечает, что у памяти есть свой… запах. Стоит его вновь почувствовать – и ты переносишься в прошлое, а перед глазами всплывают связанные с ним эмоции, люди, места…
«Доставая из дедушкиного сундука старые фотографии, вспоминаю, как пахла его железнодорожная шинель, с которой в детстве мы с братом все норовили срезать пуговицы. Попадало нам, пойманным «на месте преступления», немало», – делится с улыбкой Тамара Олеговна.
– Вот мой дедушка Иван Фомич Никонюк, – показывает собеседница один из снимков. – Он родился в 1935 году в деревне Гершоны Брестского района (сейчас это уже часть областного центра). Дедушка рассказывал, что с детства любил встречать поезда, еще тогда появилась мечта тоже стать железнодорожником. Все получилось. В 1953-м он поступил в Брестский техникум железнодорожного транспорта, учился на движенца. Сохранился снимок из его выпускного альбома.
Получив отраслевое образование, Иван Никонюк работал оператором при дежурном на станции Брест-Восточный, затем служил в армии.
– А эту фотографию он прислал родным как раз в то время, – продолжает железнодорожница. – Сделана она в феврале 1957-го в день принятия им военной присяги: на нас смотрит робкий, смущенный солдат. Другой снимок датируется двумя годами позже. И, кстати, от неуверенности парня и следа не осталось. Он и два товарища ушли в увольнение, молодые, счастливые, веселые, запечатлелись на фоне киевского театра драмы имени Ивана Франко.
Отдав долг Родине, Иван Никонюк вернулся на магистраль. На станции Брест-Восточный трудился дежурным по сортировочной горке, затем – дежурным по станции. За хорошую работу не раз был поощрен, в том числе отмечен медалью «Ветеран труда». Ответственность, добросовестность, требовательность к себе помогли ему стать настоящим профессионалом. Состоялся Иван Фомич и как глава семьи. С супругой они поженились в 1964-м, жили в ладу и понимании, воспитали сына и двух дочерей.
– Порой дедушка за шалости пугал нас жгучей крапивой, но вообще он был очень добрым, мне нравилось проводить с ним время, – продолжает Тамара Олеговна. – Единственный труженик магистрали в нашей семье передал и мне любовь к дороге. Помню, когда я, маленькая, «примеряла» его фуражку и ту самую шинель, говорила, что непременно стану железнодорожницей.
Свое обещание сдержала, поступила в местный отраслевой лицей в 2011 году. После окончания учебного заведения девушка устроилась в Брестский вагонный участок проводником пассажирского вагона, трудилась на различных направлениях. Был перерыв на декретный отпуск, после которого она вновь приступила к обязанностям. Кроме того, освоила здесь и новую для себя кадровую сферу. С марта нынешнего года Тамара Игнатович перешла в коллектив предприятия «Брестгрузтранслогистик» на должность инженера по подготовке кадров.
– Память о близких мне очень дорога. К сожалению, уже ушли из жизни и дедушка, и отец. Но я часто пересматриваю их фото. Мой папа служил на Камчатке. Я с гордостью показывала в школе его армейские снимки, где в объектив фотокамеры попали красивые пейзажи, в том числе главная достопримечательность полуострова – вулканы, – делится Тамара Олеговна. – Конечно, я и дочери показываю фото ее прадедушки и дедушки, рассказываю о них, о том, чему учили меня. Хочу, чтобы мой ребенок также бережно относился к истории своей семьи и смог воспитать такую преемственность в следующем поколении.
Екатерина ОСОВСКАЯ