«То время вспоминаю с благодарностью»
«Увидел публикацию в нашей отраслевой газете и не мог не поделиться своими воспоминаниями», – так начал беседу гость редакции, почетный железнодорожник Иван Давыдовский. В статье, о которой упоминал ветеран, речь шла о выпускниках Минского государственного профессионально-технического колледжа железнодорожного транспорта имени Е. П. Юшкевича. В этом году учебному заведению исполняется сто лет.
Иван Васильевич, как несложно догадаться, является его выпускником. Причем окончил он железнодорожное училище №3 (так когда-то назывался колледж) в далеком 1960 году! Беседа оказалась очень интересной и вышла за рамки заявленной темы. И это неудивительно – жизнь Ивана Давыдовского, посвятившего Белорусской магистрали несколько десятилетий, достойна не скромной статьи, а как минимум книги. Отдельные главы в ней наверняка будут посвящены супруге нашего героя Инессе Алексеевне, которая также пришла в редакцию.
Первым делом Иван Васильевич достает документы.
– Вот это аттестат об окончании железнодорожного училища. Он выдан 16 июля 1960 года, – немного волнуясь говорит гость. – По итогам учебы мне присвоена квалификация помощника машиниста паровоза и слесаря по ремонту паровоза пятого разряда.
Но почему выбрал именно это учебное заведение? Кто-то скажет – случайность, а кто-то – судьба.
– Я родом из деревни Старые Морги Узденского района Минской области, – возвращается в прошлое ветеран. – В первый класс пошел в 1948-м, учился в деревенской школе четыре года. Следующие три пришлось ходить в соседнюю деревню Слобода, за пять километров от нашей. А с восьмого класса учился в Узде – в десяти километрах от родного дома. Причем со всей деревни продолжил учиться я и мой друг Иван Дубовик. Первый год преодолевали путь пешком, а затем родители мне купили велосипед. Так привык к двухколесному транспорту, что впоследствии стал перворазрядником на районных соревнованиях в этом виде спорта. Зимой на учебу добирался на лыжах. В лютые морозы иногда оставался ночевать у одноклассников в Узде.
После окончания школы родители парня настояли на том, чтобы он ехал в Минск учиться дальше. Шел 1958 год.
– Я приехал в столицу и на вокзале увидел нескольких парней в красивой форменной одежде. Мы разговорились, они посоветовали мне идти в училище – там как раз шел набор, – рассказывает Иван Васильевич. – И форму, что немаловажно, выдавали бесплатно. А еще кормили, что только добавило плюсов. Я так и поступил. Училище, кстати, размещалось в двухэтажном здании, которое сегодня находится напротив Минского вагоноремонтного завода – на улице Железнодорожной. Экзаменов не сдавал – достаточно было школьного аттестата. Также прошел медкомиссию. Что касается специальности, мне сказали: «У нас есть две группы – путейская и локомотивная. Выбирай». И я принял решение в пользу второй. Продолжительность учебы – два года.
В каждой группе было по 30 человек, причем исключительно парни. Приехали они в Минск со всей республики. Пять дней занятий, затем – два выходных. «Но кормили, – с улыбкой вспоминает ветеран. – И в субботу, и воскресенье. Столовая, кстати, находилась в соседнем здании». Иван Давыдовский был очень доволен – благодаря учебе он стал более самостоятельным, а главное – не обременял родителей, которые трудились за мизерную зарплату в колхозе.
Знания в училище давали крепкие, основательные.
– Теория была капитальной, – емко характеризует программу обучения собеседник. И называет несколько дисциплин: «Производственное обучение», «Устройство и ремонт паровозов», «Устройство и ремонт автотормозов», «Теплотехника», «Общий курс железных дорог», «Электротехника», «Черчение», «Физкультура»…
Слесарная практика – в мастерских депо. И она не была формальностью. Иван Васильевич до сих пор помнит, как сам сделал первые в жизни плоскогубцы. Учили там и кузнечному делу, и слесарному… В общем, специалистов училище готовило первоклассных.
– А были у Вас любимые дисциплины? – спрашиваю у Ивана Васильевича.
– Не могу ничего выделить, все нравилось. Два года учебы пролетели, как одно мгновение. То время вспоминаю с благодарностью, – задумчиво произносит ветеран.
А еще он рассказывает, как приехал первый раз в форменной одежде в родную деревню – родители очень гордились сыном!
После окончания училища Иван Давыдовский получил направление на работу. Трудиться начал в Минском паровозном депо – как и вся группа локомотивщиков. Сперва – кочегаром паровоза, потом слесарем-инструментальщиком.
К сожалению, время неумолимо. Но с некоторыми выпускниками того курса можно пообщаться. Среди них минчане Евгений Масалович и Виктор Тарногурский. При встрече на глазах у каждого слезы от воспоминаний, а темы для разговоров находятся всегда.
…В биографии Ивана Давыдовского были разные должности. На заслуженный отдых железнодорожник ушел в 2002 году, будучи заместителем начальника службы – начальником отдела деповского хозяйства службы локомотивного хозяйства. Общий трудовой стаж – 48 лет и 5 месяцев, из них более 36 лет – в этой службе.
С большой любовью и теплотой Иван Васильевич говорит о своей жене Инессе Алексеевне (тоже почетном железнодорожнике), двух дочерях и трех внучках. В семейном альбоме немало трогательных фотографий этой замечательной пары. В следующем месяце, 7 июня, супруги отметят 58-ю(!) годовщину совместной жизни.
В заключении беседы Иван Васильевич пожелал молодежи, которая учится в отраслевом колледже, самого главного:
– Будьте жадными до учебы, впитывайте знания! Цените это время, проводите его с пользой. А иначе документ об окончании учебного заведения ничего не будет стоить. И каждому впереди – хорошей дороги!
Дмитрий ВЛАДИМИРОВ