Июль
Пт
12
2024

Локомотивы развития

Особая страница истории: 10 лет назад парк локомотивного депо Барановичи и всей Белорусской железной дороги пополнили два современных грузовых электровоза БКГ1. Это были первые локомотивы производства Датунского электровозостроительного завода (КНР), которые начали эксплуатироваться на БЖД.

Для белорусских железнодорожников пополнение парка такой техникой открыло новые перспективы по перевозке транзитных грузов, в том числе ускоренными контейнерными поездами, увеличению пропускной способности магистрали и снижению эксплуатационных расходов. Эти электровозы стали импульсом профессионального роста и для коллектива локомотивного депо Барановичи. Сегодня это ведущее предприятие по ремонту электроподвижного состава: электровозов ВЛ80С и ЧС4Т, электропоездов ЭР9 разных индексов. В настоящее время на Белорусской железной дороге эксплуатируются 12 единиц БКГ1 и 18 – БКГ2, которые обслуживают барановичские железнодорожники. Но все же к первым двухсекционникам под номерами 001 и 002 у них особое отношение. Многие работники с трепетом вспоминают о том, как они появились, сделали первые «шаги» по магистрали.
– На территорию нашего локомотивного депо они прибыли в 9 утра 15 мая 2012 года. Царила праздничная атмосфера, ведь к прибытию электровозов долго готовились. А мы просто были счастливы, что справились с возложенной миссией и доставили новую технику в Беларусь, – вспоминает машинист-инструктор локомотивных бригад Валерий Бруй.
Именно ему и машинисту Виталию Каминскому поручили встретить пару БКГ1 на границе Казахстана с Китаем и сопроводить в Барановичи. Валерий Викентьевич для выполнения этой задачи подходил отлично: более 20 лет в грузовом и пассажирском движении, права на управление тепловозом, электровозом и электропоездом, свыше миллиона километров безаварийного пробега на локомотиве…
– Мое знакомство с БКГ1 состоялось в декабре 2011-го. Я вошел в состав делегации, которую направили от депо на двухнедельное обучение к специалистам Датунского электровозостроительного завода, – рассказывает Валерий Бруй. – На производстве увидели новые электровозы. Первое впечатление: «Вау!». Хотелось быстрее попасть в кабину машиниста и проехать. Однако практические занятия наша подготовка не включала, только теоретическую часть. Оставалось лишь ждать прибытия БКГ в депо. А в апреле узнал, что мне предстоит принять локомотивы на границе и доставить в Беларусь.
До места встречи – населенного пункта Достык (Алма-Атинская область Казахстана), где электровозы переставляли с узкой колеи на широкую, – группа добиралась 10 суток, преодолев около 5 тыс. км.

Машинист-инструктор локомотивных бригад Валерий Бруй

И поначалу – как пассажиры поезда Барановичи – Караганда. В Минске в его состав включили специальный вагон, оборудованный всем необходимым для проживания. Вместе с машинистом и машинистом-инструктором в путь отправилась небольшая поездная бригада, состоящая из двух проводников и начальника поезда.
– Смоленск, Тула, Рязань, Казань, Уфа, Челябинск, Астана… – дорога была долгой. Если до Караганды добрались за двое суток, то путь оттуда до Достыка занял восемь дней, – продолжает Валерий Бруй. – Так как прямого поезда не было, наш вагон присоединяли к различным грузовым составам. Оказавшись на очередной станции, иногда приходилось задерживаться там и на сутки в ожидании подходящего поезда. Их точно сменили за весь маршрут около восьми. Но даже это не помешало нам оказаться в Достыке раньше, чем туда прибыли БКГ. Электровозы пришли через пару дней, еще несколько ушло на оформление документов. В Беларусь возвращались тем же способом – в составе грузовых поездов. Только теперь электровозы ставили в голове состава, а наш пассажирский вагон все также был в хвосте, поэтому за БКГ во время движения наблюдали из окна. Обратная дорога лежала уже не через Челябинск, а Тобол, и нас было семеро – плюс два специалиста из Китая на случай непредвиденных ситуаций с техникой в пути следования. Эта поездка позволила мне не только посетить новые места, но и перенять опыт. По некоторым участкам локомотивная бригада из Казахстана разрешила проехать с ними в кабине.
Я увидел, как работает машинист, ознакомился с устройствами автоблокировки, автоматики и связи, подвижным составом – грузовым тепловозом ТЭ33.Такая возможность бесценна.
На выполнение особой миссии у Валерия Бруя и его коллег ушло 40 дней. Все это время с ними держали связь руководство депо, отделения и дороги. Интересовались, сколько проехали, где находятся и как обстановка. После поступления электровозов БКГ1 в локомотивное депо Барановичи для Валерия Викентьевича и других машинистов-инструкторов начался новый и не менее важный, ответственный этап – обучение и обкатка машин. Как правильно управлять электровозом, пользоваться тормозами, вводить данные в компьютер и многому другому железнодорожников обучали не только представители завода-изготовителя, но и ведущей компании транспортного машиностроения Bombardier, совместно с которыми разрабатывался новый тяговый подвижной состав.
– До этого мы работали в основном на электровозах серии ВЛ80С, поэтому понадобилось время, чтобы привыкнуть к БКГ, особенностям их устройства и к тому, что все автоматизировано и не нужно некоторые операции выполнять вручную, – отмечает Валерий Бруй. – Мощная, современная грузовая техника нас приятно впечатлила. Особенно локомотивные бригады оценили наличие в кабине машиниста кондиционера, а в машинном отделении – микроволновой печи, холодильника, электрочайника и термоса. Первый месяц электровозы обкатывали в пределах депо, затем стали выезжать на линию. Первый двухсекционник с грузовым поездом весом около 4,5 тыс. тонн до Бреста и обратно провел я. Техника надежная, работать приятно. Освоили ее достаточно быстро. И не только потому, что надо, а больше из личного желания и профессионального интереса. Все необходимые процедуры – таможенное оформление, пусконаладочные операции, подконтрольная эксплуатация, приемочные и сертификационные испытания, сертификация – были завершены к осени. На участках Белорусской магистрали электровозы серии БКГ1 начали эксплуатироваться с 28 сентября 2012 года. К этому времени машинисты-инструкторы депо Барановичи обучили свои локомотивные бригады, а также коллег и машинистов из других отделений особенностям работы с БКГ. За весомый вклад в освоение новых электровозов в преддверии профессионального праздника в 2012-м машинист-инструктор Валерий Бруй отмечен Почетной грамотой Белорусской железной дороги. Кроме того, он – обладатель нагрудных знаков «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» II и III степеней.
Специалисты по китайским электровозам есть не только среди машинистов. Основательную подготовку у представителей завода-изготовителя прошли слесари, мастера, инженеры, технологи и другие специалисты, задействованные в техническом обслуживании и оздоровлении этих машин.

Старший мастер участка по ремонту электровозов Юрий Добыш

С освоением нового вида ремонта каждый из них приобретал ценный практический опыт, совершенствовал уже полученные навыки. Кроме того, работа с БКГ оказалась полезна и в техническом творчестве. Полученные знания помогли железнодорожникам в модернизации электровозов серии ВЛ80С. Так, их оборудовали электрическими стеклоочистителями собственной разработки на два режима.
– С каждым годом в перечне операций, которые могут выполнять в депо с тяговым подвижным составом, прибывшим из Китая, становится все больше пунктов, – отмечает старший мастер участка по ремонту электровозов Юрий Добыш, который прошел курс теоретической подготовки на заводе-производителе. – Желание изучить внутренние составляющие этих двухсекционников появилось еще в Китае, после первой встречи. Очень хотелось разобраться, как и что устроено. Вместе с коллегами мы начали делать это постепенно, уже в нашем депо, в рамках проведения ТО-2, ТО-3 и ТР-1. К слову, если другой подвижной состав, который мы обслуживаем, приходит на техническое обслуживание в объеме ТО-2 спустя 60 часов, то БКГ – через 14 суток. Разница существенная, согласитесь. Изучение продолжили с освоением средних видов ремонта с участием китайских коллег. Учиться продолжаем до сих пор.
Между тем, барановичские специалисты – уже настоящие эксперты по двухсекционным локомотивам. Они вошли в группу авторов по разработке и подготовке к созданию учебного пособия «Грузовой электровоз БКГ1». Необходимость в нем появилась, когда первые локомотивы, изготовленные для дороги, прибыли в депо Барановичи. За участие в его разработке Благодарность начальника Белорусской магистрали в 2020-м объявлена руководителю производственно-диспетчерского отдела депо Николаю Мирошникову, ведущему инженеру-технологу отдела главного технолога Андрею Маслакову, машинисту-инструктору локомотивных бригад Олегу Шило и слесарю-электрику по ремонту электрооборудования Константину Данжурову.
– С БКГ1 началась новая страница в истории и развитии нашего предприятия и дороги в целом, – отмечает начальник производственно-диспетчерского отдела локомотивного депо Барановичи Николай Мирошников. В 2012-м он был ведущим инженером-технологом, активно занимался приемкой и освоением новой техники. – Они не просто немного отличались от своих предшественников, им не было равных по техническим характеристикам. Эти инновационные электровозы способны вести составы весом до 9 тыс. тонн и даже больше – в зависимости от профиля пути и скоростного режима. Их мощность составляет 9600 кВт, что на 47% больше по сравнению, например, с ВЛ80С. «Эски» они превосходят и по конструкционной скорости 120 км/ч против 100 км/ч. Кроме того, ниже расходы на техобслуживание и ремонт, в 1,4 раза больше межремонтные пробеги.

Электровозы БКГ также оснащены асинхронными тяговыми двигателями переменного тока, трудоемкость ремонта которых меньше на 20 – 25% по сравнению с электрическими двигателями постоянного тока. Преимущества выбора в их пользу налицо.

Электровоз БКГ1 разрабатывался при тесном взаимодействии с белорусскими железнодорожниками. Его спроектировали по требованиям эксплуатации БЖД. Сборка двухсекционников проводилась под контролем представителей отечественной магистрали. В их числе и Николай Мирошников.
– Такой опыт оказался новым не только для нас, но и для китайских коллег, – рассказывает собеседник. – Предстояло создать электровоз, адаптированный под нашу дорогу. Начиная от ширины железнодорожной колеи и заканчивая требованиями эксплуатационной безопасности. В связи с этим задача стояла не просто проконтролировать, чтобы локомотив был собран, а чтобы он соответствовал условиям дальнейшей эксплуатации, действующим высоким стандартам. Ответственность немалая. Передать словами те внутренние эмоции и переживания, которые мы испытывали, когда электровозы БКГ1 делали свои первые «шаги» по Белорусской магистрали, невозможно. Для меня это – не просто рядовой проект, а важная часть жизни. С теплотой вспоминаю то время, а также специалистов сервисного центра завода-изготовителя, открытого в депо. Найти общий язык удалось быстро. На протяжении всего гарантийного срока эксплуатации БКГ ими оказывались всесторонняя техническая поддержка, помощь и обучение. Мы узнали много нового и полезного. Кроме того, запомнилось освоение среднего ремонта (СР-2) электровоза серии БКГ1. Приступать было волнительно. Предстояло подготовить техническую документацию, закупить необходимые материалы и запчасти, создать рабочую группу и не только. Благодаря четкому взаимодействию всех звеньев СР-2 освоили в назначенные сроки. Со временем построили цех по обслуживанию и среднему ремонту электровозов серии БКГ. Сегодня этим видом ремонта оздоровлены все двухсекционники.
…В год десятилетия БКГ1 в локомотивном депо Барановичи начинают новый этап в обслуживании и ремонте тягового подвижного состава. Через пару месяцев его специалисты приступят к выполнению двух новых видов ремонта. Предстоит освоить капитальный ремонт пары двухсекционных электровозов БКГ1 и средний в объеме СР-2 шести односекционных БКГ2. Подготовительные работы уже стартовали. Сейчас проводится реконструкция здания веерной части депо и капитальный ремонт поворотного круга.

Анастасия МЕЛЕХОВА

Яндекс.Метрика