Январь
Вт
21
2025

«Танец – это моя вторая жизнь»

Руководитель народного ансамбля танца «Маладзiк» Культурно-спортивного центра Минского отделения Диана Ярошенко (на фото) сегодня отмечает 55-летие. Но это не единственная знаковая дата для Дианы Антоновны в нынешнем году: в 2022-м исполняется 35 лет с тех пор, как она возглавила этот коллектив.

…Еще с детства она мечтала связать свою жизнь с танцем. И тогда мама отвела семилетнюю Диану в столичный дворец пионеров на просмотр в один из ансамблей. Талантливую девочку взяли в основной состав с первого тура. «Видимо, это в дедушку, который был лучшим танцором на всех сельских праздниках», – с улыбкой вспоминает Диана Антоновна.
Репетиции, выступления, конкурсы… Со временем увлечение переросло в большую любовь, и в старших классах стало понятно, что девушка хочет сделать хореографию своей профессией. Родители отнеслись к идее поступить в Минский институт культуры с настороженностью.
– Однако, когда мама увидела, как я ухожу из дома с большой сумкой (там были конспекты, два комплекта формы для поздних репетиций, танцевальные туфли), то она поняла, что подход к учебе серьезный, – продолжает собеседница.
Из всех направлений для Дианы Ярошенко ближе всего оказался народный танец. В университете была фольклорная лаборатория. И студенты часто ездили в специальные экспедиции для сбора материала. «Благодаря этим путешествиям я исколесила почти всю Беларусь в поисках танцевального фольклора, – вспоминает Диана Антоновна. – Мы общались с местными жителями, они рассказывали нам про народные праздники, свои обряды и традиции. Думаю, тот опыт и впечатления оставили большой след в моем творчестве, как хореографа. Ведь душа народа в том числе и в его песнях и танце. И необходимо сохранять и приумножать это наследие».
Ансамбль танца «Маладзік» был создан в Минском Дворце культуры и спорта железнодорожников в 1978 году. Сначала он назывался «Экспресс», а у истоков его создания стоял Валерий Бурый, который впоследствии стал руководителем знаменитого детского ансамбля танца «Озорные огоньки». За высокое исполнительское мастерство и активное участие в концертной деятельности в 1981-м «Экспрессу» присвоили звание «народный самодеятельный коллектив».
В поисках нового руководителя для этого ансамбля заместитель директора Минского Дворца культуры и спорта железнодорожников Виталий Шишов обратился в Институт культуры с просьбой прислать талантливую студентку. Там ему и порекомендовали Диану Ярошенко, которая еще училась на 4-м курсе. И во многом благодаря ей в 1987-м «Маладзік» обрел второе дыхание. Первые полгода девушке помогала преподаватель из ее вуза Ольга Шаповалова (сейчас Ольга Васильевна возглавляет детский образцовый ансамбль танца «Цягнiчок»).
«А потом она мне сказала, что я готова к самостоятельной работе и справлюсь сама, – отмечает Диана Антоновна. – Конечно, поначалу пришлось нелегко. Я же выступала в детском коллективе, а во взрослом – своя специфика и нюансы. Но, уверена, что человек должен, даже сомневаясь, всегда стремиться вперед. С молодежью работать очень интересно. Особенно с увлеченной, с теми, кто любит движение и сцену. Это дает силы двигаться вперед. А для меня танец – это вторая жизнь».
Молодому хореографу фактически пришлось заново создавать коллектив, формировать состав и репертуар. И, как всегда бывает в ансамблях народных танцев, не хватало парней. Но эту проблему решили быстро: уже выпускница Института культуры, Диана Ярошенко вела кружок в столичном железнодорожном училище (теперь колледж железнодорожного транспорта имени Е. П. Юшкевича). Она пригласила своих учащихся, и таким образом в первом составе ансамбля под руководством Дианы Ярошенко танцевали будущие железнодорожники. Кстати, многие номера, которые Диана Антоновна ставила в начале своей работы, можно и сегодня увидеть на сцене. Зрители с удовольствием принимают «Прывiтальную», «Шумяць вербы», «Весялуху».
С увеличением творческого багажа у обновленного коллектива появилась необходимость сменить название. И руководитель, и участники были уверены, что оно должно не только ассоциироваться с народным творчеством, фольклором, но и быть оригинальным, созвучным молодости, чему-то новому. Так и родился «Маладзік».
Со временем репертуар ансамбля стал таким обширным, что помимо белорусской программы появилась еще одна – танцы народов мира. И сейчас на концертах можно увидеть испанский, итальянский, русский, румынский, украинский, азербайджанский танцы. И это далеко не полный перечень. «Хочется разнообразия в профессиональном плане – там совсем другая танцевальная лексика, ритмы, движения. Это обогащает нашу хореографию и исполнительское мастерство», – уверена моя собеседница.
Диана Антоновна не боится экспериментировать и с новыми направлениями, стилизацией. «Маладзік» старается идти в ногу со временем и выходить за рамки классического народного танца. Со временем появились совместные проекты с белорусскими исполнителями. Первой ласточкой стала работа с певицей Аленой Ланской. Номер под ее песню «Куточак Беларусi» получился не просто танцевальной зарисовкой, а настоящим мини-спектаклем. Зрители были в восторге! Также самодеятельные артисты помогают в подготовке творческих номеров работникам магистрали – участникам различных конкурсов на Белорусской железной дороге, сами выступают на культурно-массовых мероприятиях, которые проводит магистраль.
Однако «Маладзік» – не просто ансамбль. Главная его особенность в том, что это народный коллектив, где выходят на сцену не профессиональные артисты, а самодеятельные – железнодорожники, преподаватели вузов, учителя, юристы, бухгалтеры, студенты, школьники. Три раза в неделю после работы или учебы они спешат на репетицию в ДКСЖ. Они хоть и любители, но требования к ним – как к профессионалам. И подготовка соответствующая, в том числе и у балетного станка. В танцевальном зале совершенствуются трюки, вращения, дробь, другие движения. Но по-другому никак, учитывая, что номера у коллектива технически сложные. К тому же, по словам участников, их руководитель очень щепетильна в плане исполнительского мастерства даже на репетиции. Но подопечные относятся к этой требовательности с пониманием. Тем более, что некоторые в ансамбле много лет. Так, Ольга Лизурчик и Анна Ярмольчик, в составе коллектива с 1988 года. И благодаря традициям и преемственности здесь своя особая атмосфера: новичков по-доброму называют «малыши», тех, у кого танцевальный «стаж» побольше – «старички». И на сцене, и за кулисами они всегда могут рассчитывать на понимание и поддержку друг друга. Многие «выпускники» «Маладзіка» уже руководят собственными коллективами, но до сих пор благодарны Диане Антоновне за опыт и мастерство. К слову, за время существования в ансамбле образовалось семь семейных пар. Некоторые супруги приходят на репетиции вместе, причем даже с детьми. В первом составе обновленного коллектива был брат Дианы Антоновны – Александр, а теперь на сцене в качестве солистки выступает ее дочь Анастасия. Сейчас моя собеседница мечтает о детской студии при ансамбле, чтобы юные артисты взрослели рядом со старшими коллегами и плавно переходили в основной состав – такая творческая эстафета поколений.
Каждый танцевальный номер для руководителя «Маладзіка» сродни появлению на свет ребенка. Впрочем, она именно так их и называет – «мои дети». Как и своих артистов. Подбором музыкального материала занимается аккомпаниатор Оксана Здасенко, которая в коллективе уже более 20 лет. Порой именно музыка и подсказывает идею для очередного номера. Как постановщик, Диана Антоновна участвует и в создании костюмов: эскизы, крой и цветовая гамма. И здесь обязательно учитываются нюансы традиций. К примеру, в номере «Шумяць вербы» звучит песня о любви, о желании выйти замуж. И когда работали над костюмами, за образец взяли традиционный свадебный убор девушек с Полесья. А для «Прывiтальной» наряды шили на основе мотивов одежды гродненского региона. На сцене мелочей нет, и каждый образ требует внимания к деталям, точности и достоверности. Но благодаря поддержке руководства Дворца у этих артистов есть возможность удивлять зрителей не только своим талантом, но и почти аутентичными костюмами.
И здесь нельзя не упомянуть о программе «Мы – славяне», которую подготовил «Маладзік». В ее основе – календарный год славян с их самыми значимыми праздниками. Номера называются «Каляда», «Зорка», «Купалле», «Вяснянка». Для патриотической акции «Мы вместе по дороге памяти» коллектив подготовил новый номер «Тальяночка», где девушки в стилизованной военной форме танцуют под аккомпанемент баяна.
Каждые четыре года «Маладзік» с успехом подтверждает звание «народный». География его выступлений не ограничивается Беларусью. Ансамбль тепло принимала публика во Франции, Болгарии, Китае, Турции и в других странах.
В «Маладзіке» люди разных возрастов, образования и характеров. Объединяет их любовь к танцу, желание дарить своим творчеством радость. И несмотря на занятость, семейные хлопоты и заботы, они по-прежнему приходят в танцевальный зал. Ведь их ждут зрители, которым близка искренность народного творчества, и Диана Антоновна.
– В институте я пробовала многие направления, но ближе всего оказался именно народный танец. Это то, что согревает душу не только мне и нашим артистам, но и зрителям. Это близко, понятно и о каждом из нас, – уверена талантливый руководитель.

Александра
КОВАЛЁВА

Яндекс.Метрика