Будет прогресс, когда есть интерес
Инновационные технологии в сфере железнодорожных перевозок и новые концепции транспортных средств, современное оборудование и обучающие тренажеры – учащаяся и рабочая молодежь стальной магистрали представила свое видение транспорта будущего. Итоги одноименного конкурса, приуроченного к 160-летию Белорусской железной дороги, подвели в городе над Сожем.
Научно-исследовательское состязание, организованное для творческой молодежи отрасли, проводилось на базе БелГУТа при поддержке Министерства транспорта и коммуникаций и Белорусской магистрали. Тема конкурса 2022 года – «Железнодорожный транспорт». Мероприятие проходило в два этапа. Из более 40 заявленных авторских и коллективных работ 14 вышли в финал. Их презентация прошла во Дворце культуры железнодорожников. На суд экспертной комиссии участники представили опытно-конструкторские решения и разработки, результаты фундаментальных и прикладных исследований, а также актуальные для транспортной отрасли идеи – от перспектив развития транспортно-логистических направлений до новаторских ноу-хау.
По условиям молодые исследователи могли реализовать свои идеи в виде действующих моделей, макетов, технологических процессов, образцов новой техники, связанных с транспортом, а также представить свое видение совершенствования транспортной инфраструктуры и технологий инновационного характера в письменной форме.
Финалисты подготовили мультимедийные презентации и устные доклады. Основные критерии оценки – научная новизна технологий и конструктивных решений, глубина проработки предложенных авторами тем и их практическая ценность. Все без исключения конкурсные работы вызвали дискуссии. Участники продемонстрировали четкое понимание своих идей, озвучили пути реализации задумок и уверенно ответили на дополнительные вопросы специальной комиссии под председательством ректора БелГУТа профессора Юрия Кулаженко и сопредседателя – заместителя начальника Белорусской железной дороги Петра Стоцкого. В состав жюри также вошли депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, представители руководства Гомельского отделения, БелГУТа и администрации Железнодорожного района города.
Как отметил ректор отраслевого вуза Юрий Кулаженко, представленные проекты могут стать основой для дальнейших научно-исследовательских работ по данным направлениям и отличной возможностью для профессионального роста.
Важность подобных конкурсов подчеркнул и заместитель начальника магистрали Петр Стоцкий. По его словам, такие мероприятия позволяют активизировать научно-исследовательскую деятельность учащихся и студентов, создать условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала рабочей молодежи, поделиться своим видением решения технических и социально-экономических задач магистрали.
Лучшие проекты определили в трех группах: среди работников Министерства транспорта и коммуникаций, преподавателей и учащихся Брестского, Гомельского и Оршанского колледжей – филиалов БелГУТа и студентов БелГУТа.
Высокую оценку профессионалов получил коллективный проект инженера-технолога Александра Отоки (Гомельское вагонное депо) и инженера лаборатории неразрушающего контроля деталей и узлов Алексея Ляха (Могилевское вагонное депо). Молодые новаторы поделились идеей автоматизации магнитопорошкового метода контроля при проведении дефектоскопии цельнокатаных колес при среднем и текущем ремонте в условиях вагонных депо. Ее суть заключается в создании специального стенда, когда осуществляется только осмотр поверхности цельнокатаного колеса. Использование такого оборудования исключает ручной труд и значительно упрощает работу дефектоскописта по магнитному и ультразвуковому контролю: контроль колесных пар происходит в автоматизированном режиме.
Конкурсная комиссия отметила актуальность идеи, ее практическую значимость и присудила железнодорожникам первое место. К слову, на конкурсе Александр Отока представил еще один проект. Вместе с коллегой Ольгой Лысенковой предложил использовать при проведении магнитопорошкового контроля деталей подвижного и тягового железнодорожного состава суспензионную систему для приготовления, сбора и нанесения магнитного индикатора. Ее использование способствует улучшению качества контроля деталей вагонов и локомотивов и сокращению финансовых затрат на приобретение магнитного индикатора. Совместная работа гомельчан отмечена дипломом второй степени.
На третьей ступени пьедестала – преподаватели Гомельского колледжа – филиала БелГУТа Ангелина Ковзик, Артем Долгополов и сотрудник БелГУТа Дмитрий Коновалов с современной WORLDSKILLS лабораторией «Взгляд в будущее специалиста по железнодорожной автоматике и телемеханике». Авторы представили инновационные подходы в организации практического и теоретического обучения, подготовки квалифицированных специалистов железнодорожного транспорта в области автоматики и телемеханики.
– Учитывая бурное развитие информационных технологий и активно проводимую на Белорусской магистрали цифровую трансформацию, выпускникам отраслевых учебных заведений сегодня мало знать теорию, – отметил преподаватель колледжа Артем Долгополов. – Важно хорошо владеть практическими навыками монтажа, технического обслуживания и ремонта устройств автоматики и телемеханики на основе микропроцессорной системы. А еще уметь пользоваться современными диагностическими комплексами при поиске неисправностей сложных устройств автоматики и систем дистанционного управления объектами регулирования движения поездов. В Гомельском колледже на протяжении последних двух лет нестандартно подходят к организации практического и теоретического обучения как единой системы. Здесь действует учебная лаборатория «WORLDSKILLS для будущих специалистов по железнодорожной автоматике и телемеханике».
Она включает в себя три аппаратных тренажера – копии современных устройств железнодорожной автоматики и телемеханики: схему-макет выключения стрелки из централизации, аппаратный тренажер «Двухпроводная схема управления стрелкой» и аппаратный тренажер «Дешифратор автоблокировки числового кода». Эти учебно-тренировочные устройства разработаны и изготовлены первыми выпускниками специальности «автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте». Кроме того, лаборатория включает в себя несколько активных обучающих зон.
Дело своих старших коллег продолжает новое поколение. Так, в конкурсе «Транспорт будущего» в категории среди учащихся колледжей-филиалов БелГУТа лучшим признан «Макет электрифицированного участка железной дороги, оборудованного автоблокировкой». Его автор – представитель Оршанского колледжа Александр Кухта.
Модель представляет собой участок железнодорожного полотна, над которым смонтирован один пролет контактной сети переменного тока. Также показаны действия бригады из шести человек во время ремонта подвески без снятия напряжения: двое работают непосредственно с изолированной съемной вышки, еще двое удерживают ее от опрокидывания, а остальные ограждают место работ. На создание действующего образца Александр потратил больше двух лет. Все фигуры людей и объекты железнодорожной инфраструктуры выполнены вручную. Поражает сложность и степень детализации предметов – начиная от путевого полотна и заканчивая изоляторами на опорах. Кроме того, автор разместил здесь рабочую сигнализацию в виде выходного светофора «Ч1» и шкафа СЦБ. Светофор имеет шесть основных показаний: «красный», «зеленый», «два желтых», «один желтый», «два желтых, из них верхний мигающий» и «желтый мигающий». Управление сигналами осуществляется вручную с панели управления.
Большой интерес у экспертной комиссии вызвал и образовательный набор «Железнодорожная автоматика и телемеханика будущего», представленный учащимися Гомельского колледжа Владиславом Балабушко и Иваном Юркевичем. Ребята создали действующую модель двухпутного перегона с входными светофорами. За свою работу получили диплом второй степени.
– В данном экспонате мы использовали макетные платы для беспаечной сборки схем: кодирование РЦ АЛС, управление входным светофором, автоматика АBE-1-BC. Также есть возможность писать скетчи программ под конкретные задачи и записывать их на микроконтроллер, а затем проверять на собранных схемах, устройствах. В модели воплощена наглядная работа системы кодирования РЦ АЛСН, а при подключении осциллографа можно проводить анализ работы АЛСН, – ввели в курс дела авторы. – Применение таких макетов в учебном процессе позволяет будущим железнодорожникам приобретать необходимые для профессии знания и навыки в области автоматизированных систем управления.
Третье место – у представителей Гомельского колледжа Антона Рудени и Александра Пырха. Они продемонстрировали оборудование «Метрогенератор». Подвижной состав, перемещаясь в воздушной среде, создает потоки воздуха. Появившуюся кинетическую энергию можно преобразовать в электрическую при помощи вертикальных ветрогенераторов, установленных вдоль путей. Разработанная ребятами модель обладает рядом преимуществ по сравнению с уже действующим оборудованием горизонтального и вертикального типов. «Метрогенератор» имеет компактные габариты и способен работать при малых скоростях ветра, в том числе при любом его направлении.
Оригинальностью и креативностью отличались и проектные работы студентов БелГУТа. Одну из самых перспективных, по мнению жюри, предложил Вадим Шаповалов. Молодой человек рассмотрел возможность полезного использования углекислого газа в транспортной отрасли, в частности, создания с его помощью топлива.
Второй на символическом пьедестале разместилась Александра Русак с проектом «Агроперевозки – новый поездной сервис международных перевозок». Третье место – у Максима Бубликова и Алексея Григоровича. Они придумали «Революционную технологию перевозки скоропортящихся грузов на дальние расстояния». Юные исследователи предлагают отправлять грузополучателям не созревшие овощи и фрукты, а их рассаду. Длительный срок доставки груза становится преимуществом – за время перевозки вырастает готовый продукт.
Победители и призеры конкурса награждены дипломами и памятными подарками. Подводя итоги, заместитель начальника дороги Петр Стоцкий отметил актуальность и перспективность рассмотренных молодежью тем.
– Быстрое развитие науки и техники дает новые возможности в области развития логистики, совершенствования железнодорожной инфраструктуры, производственных технологий и техники.
И радует, что нынешнее поколение интересуется этими направлениями, проявляет интерес к профессии инженера и научно-исследовательской деятельности, предлагает проекты, которые представляют практический интерес для отрасли,– отметил Петр Васильевич. – Какое будущее ждет железнодорожный транспорт, какими будут перевозки пассажиров и грузов? Во многом это зависит от вас, учащихся колледжей и студентов университета транспорта, а в перспективе молодых специалистов. Сегодня прозвучало немало хороших идей. Все они достойны внимания. Не останавливайтесь на достигнутом – думайте, разрабатывайте, предлагайте, дерзайте!
Лидия СЕРГЕЕВА