Октябрь
Ср
09
2024

Свой путь, своя дорога

Голодные послевоенные годы, знакомство с Детской железной дорогой, учеба в брестском отраслевом техникуме и поступление в БИИЖТ… Об этих этапах жизни ветерана Белорусской магистрали Анатолия Кривчика мы рассказывали в нашей предыдущей публикации от 4 июня 2022 года. Сегодня ее продолжим.

Перед отправлением студенческого отряда на целину (1963 г.)

– В отраслевом вузе всегда ценили студентов-практиков, – говорит Анатолий Петрович. – Мне в этом плане было легко: опыт работы накопил приличный. Да и в учебе я старался быть на первых ролях. Это замечали. Кстати, начиная со второго курса, преподаватели БИИЖТа обращались ко мне по имени-отчеству.
Но не одной учебой жили в то время студенты. Анатолий Кривчик показывает фотографию 1963 года. Момент, можно сказать, исторический – на гомельском вокзале проходит митинг в честь отправки первого белорусского студенческого строительного отряда на целину. Анатолий Петрович – на трибуне. На лицах присутствующих – волнение и воодушевление. Осваивал целину, как говорили в те годы, и герой нашей публикации. Это было серьезным испытанием.
– Только представьте: жара под сорок градусов, а на улицу нельзя было выйти без высоких и прочных сапог – опасных насекомых и змей хоть отбавляй. Работа тяжелая, все пальцы были в крови, – вспоминает ветеран.
Тем не менее молодежь со всей огромной страны выполняла поставленные задачи: работали на земле, строили дома и дороги. Казалось, что для этих парней и девчат не было ничего невыполнимого. Многие решили остаться в Казахстане. Но только не Анатолий. Ведь в родной Беларуси его ждала не только мама, но и любимая девушка. С Ниной они познакомились в институте. Эффектная блондинка с озорной искринкой в глазах всегда была окружена вниманием. Ее благосклонности добивались многие. Но повезло Анатолию.
– Я три года ухаживал за Ниной Кузьминичной. Наверное, эта настойчивость ее и покорила, – говорит ветеран. – А когда уехал на целину, она присылала посылки. Самыми ценными в них были… сигареты. Курил я еще со школы, и это отнюдь не было данью моде: таким образом пытался заглушить чувство голода.

Анатолий Кривчик с руководством Минской дистанции пути (1974 г.)

Годы учебы – непростое, но счастливое время. Запомнилась Анатолию Петровичу и защита дипломного проекта на тему «Капитальный ремонт пути в стесненных горных условиях с устройством противообвальных и снегозадерживающих сооружений». Почему именно она? Дело в том, что во время преддипломной практики студент побывал на Урале, изучил все на месте. Даже подменял в мостоотряде мастера, и тогда тот смог уйти в долгожданный отпуск.
– Я вошел в положение, – вспоминает Анатолий Петрович. – Был уверен в своих силах, все-таки за плечами у меня уже был отраслевой техникум, несколько лет учебы в БИИЖТе. Но лишь приняв дела, понял, насколько это тяжелый труд. Коллектив – более 60 человек. Специалисты там были разные – и бурильщики, и взрывники, и бетонщики. Шло строительство протиообвальной галереи. Нередко от взрывов породы из домов вылетали и стекла… Работал с шести утра и до полуночи. Ту практику я запомнил на всю жизнь.
На защите диплома присутствовал проректор ЛИИЖТа, профессор, доктор наук, заведующий кафедрой пути Степан Амелин. Он внимательно выслушал выступление Анатолия Кривчика, и когда тот перестал говорить, в звенящей тишине произнес: «Вы не возражаете, если я задам один вопрос: какая часть дипломного проекта нравится вам больше всего?». Дипломант ответил: «Конечно, исследовательская». Оказалось, что в Ленинграде тоже шла работа над аналогичной темой, поэтому Кривчику поступило заманчивое предложение переехать в город на Неве для продолжения научной работы в аспирантуре. Тем более он получил диплом с отличием. Но выпускник отказался – нужно было находиться рядом с матерью. К тому же он уже был женат, на свет появился сын.
– А на этой фотографии мы с супругой, – продолжает беседу Анатолий Петрович. – Год 1972-й. Именно тогда получили квартиру, в которой и живем до сих пор. На снимке видно, что это новостройка – ни деревьев, ни кустарников.

С главным редактором газеты «Железнодорожник Белоруссии» Иваном Шутиком (1991 г.)

Когда Анатолий Кривчик говорит о своей супруге, на его лице тут же появляется улыбка. Он словно вспоминает тот момент, когда увидел ее впервые… Кто бы мог подумать, что их семье уже 57 лет. Нина Кузьминична после окончания БИИЖТа долгие годы работала техником в Минской дистанции пути, затем была инженером-конструктором Дорожного строительно-монтажного треста. 5 июня она отметила 80-летие.
На многих фотографиях запечатлен и сын четы Кривчиков Сергей. На одной из них он вместе с отцом на Детской железной дороге, на первомайской демонстрации.
Кстати, сын ветерана Сергей Анатольевич уже около сорока лет трудится ремонтником искусственных сооружений в Минской дистанции пути. Родителям он подарил двух внуков: старший Денис окончил БелГУТ, семь лет проработал в дистанции монтером, затем бригадиром пути. Младший Валентин выбрал творческую стезю, занимается в Минском государственном музыкальном колледже имени М. И. Глинки. Причем все они такие же высокие, как Анатолий Петрович! Семья – его главная гордость и опора. И все как один трудолюбивые. Кстати, на одной из фотографий ветеран запечатлен на субботнике во время уборки листьев и мусора.

На субботнике (1974 г.)

Еще на одном снимке – с руководством Минской дистанции пути, где он работал много лет. Слева направо: главный инженер дистанции Анатолий Кривчик, председатель профкома Степан Пашкевич, начальник предприятия Иосиф Юркевич и его заместитель Евгений Зизюк. Май, 1974 год.
…Трудовой стаж Анатолия Кривчика на Белорусской железной дороге – 50 лет и 5 месяцев. Неудивительно, что за эти годы он был удостоен множества наград. Вспоминает, как при службе пути приняли решение создать дорожную лабораторию по научной организации труда и управлению производством. Начальник Белорусской железной дороги Гавриил Котяш назначил ее руководителем Анатолия Кривчика. Одно из предложений касалось совершенствования текущего и подъемочного ремонта пути. Суть была в том, чтобы привлечь к работе в «окно» укрупненную механизированную бригаду, то есть целый околоток, а также щебнеочистительную машину. Это сократило время на ремонт пути, позволило механизировать трудоемкие процессы и улучшить условия труда. Рекомендованный лабораторией технологический процесс признали лучшим рационализаторским предложением на магистрали, он имел и общесетевое значение.

С супругой Ниной Кузьминичной (1972 г.)

В 1970-м, в год 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, лабораторию наградили почетной грамотой. Анатолий Петрович получил соответствующий значок.
– Ценна для меня и медаль «Ветеран труда», которую вручили в 1986 году, – говорит собеседник. – Ей удостаивали после 25 лет стажа, а к тому времени мой перевалил уже за три десятилетия. Отмечу, что вручали такую медаль далеко не всем.
– А какая награда лично для Вас самая дорогая? – интересуюсь у Анатолия Петровича.
– Конечно же, орден «Знак Почета», который в мае 2012 года мне вручил Президент Беларуси, – следует незамедлительный ответ.
А еще героя сегодняшней публикации можно назвать творческим человеком – он автор множества статей и брошюр. Долгие годы сотрудничает с нашей газетой – об этом свидетельствует и архивный снимок с главным редактором «Железнодорожника Белоруссии» Иваном Шутиком. Но главное, что пройдя долгий жизненный путь, Анатолий Петрович сохранил прекрасные душевные качества: мудрость, терпение, стремление к новому. Кроме того, он ведет здоровый образ жизни. Его ценили как строгого, но справедливого руководителя, а сегодня уважают как отзывчивого человека, который является примером для молодежи – примером того, как нужно жить и работать.

Дмитрий ВЛАДИМИРОВ

Яндекс.Метрика