Январь
Чт
23
2025

Партизаны просят огня

Партизанское движение внесло весомый вклад в победу советского народа в Великой Отечественной. Однако воевать с врагом этим защитникам было непросто.

Обелиск «Беларусь партизанская» в Минске

Белорусские партизаны испытывали недостаток в вооружении и боеприпасах. Изначально, когда народные мстители действовали небольшими группами, а затем и отрядами, они обеспечивали себя оружием и боеприпасами за счет оставленного вооружения Красной армии при отступлении летом 1941 года. Местные жители его собирали, прятали, а затем передавали партизанам. Кроме того, оружие и боеприпасы добывали у врага во время засад на шоссейных дорогах, при проведении других небольших операций.
К 1943-му количество партизанских формирований в Беларуси значительно выросло за счет массового притока местного населения, засылки групп из-за линии фронта. Вместе с тем расширялась их боевая деятельность. Главное внимание командиров бригад и отрядов было направлено на диверсии на железнодорожных коммуникациях – пуск под откос эшелонов, взрыв мостов, выведение из строя линий связи и так далее. Все это требовало большого количества вооружения и боеприпасов, которого как раз и не хватало. Поэтому командиры партизанских формирований обращались с просьбами в Белорусский штаб партизанского движения, ЦК КП(б)Беларуси о поставках вооружения.

Герой Советского Союза Виктор Ливенцев

В соответствии с документами Национального архива Республики Беларусь на третий день первого этапа «рельсовой войны» (5 августа 1943 года) командир 1-й Минской партизанской бригады Ермолай Иванов направил на имя секретаря ЦК КП(б)Б Пантелеймона Пономаренко письмо следующего содержания: «За период своего существования (с 31 августа 1942-го – прим. автора) бригада получила поддержку во взрывчатых веществах и боеприпасах только два раза. Август месяц начинаем с полным отсутствием тола. Положение серьезное. Мои просьбы в радиограммах на Ваше имя безрезультатны. Соседние бригады в течение июня-июля получили 24 самолета
с грузами. Почему такая несправедливость в помощи нашей бригаде?». В августе того же года уже Федор Тараненко – командир партизанской бригады «За Родину» имени А. К. Флегонтова радировал в Центральный штаб партизанского движения: «Филипских Е. Ф. (командир бригады «Пламя» – прим. автора) на свою площадку получил 4 самолета грузов. Все автоматы, винтовки, боеприпасы, тол забрал, нам ничего не дал. Прошу принять меры».
Партийное руководство республики делало все возможное для обеспечения партизан оружием и боеприпасами, используя, в частности, авиацию. Вместе с тем секретарь ЦК КП(б)Б Пантелеймон Пономаренко имел свое видение решения этой проблемы и считал, что партизаны сами могут обеспечить себя боеприпасами.
Так, в ответном письме на обращение партийных и партизанских руководителей Могилевской области он выражал благодарность партизанам Могилевщины за их боевую деятельность, обещал «…во что бы то ни стало доставить боеприпасы и вывезти раненых» (письмо датировано мартом 1943-го – прим. автора). А далее начальник Центрального штаба партизанского движения (ЦШПД) заострял внимание руководителей на необходимости изыскивать боеприпасы на местах за счет неприятеля и рекомендовал, как и где их добывать: «Вы пускаете большое количество эшелонов под откос. Они всегда идут с разного рода боеприпасами, военным имуществом. Почему вы не организуете операцию по полному разгрому эшелонов, в вагонах которых сможете приобрести все, что вам необходимо? Выплавляйте или извлекайте тол из захваченных немецких снарядов, разряжайте снаряды и бомбы – вот вам и взрывчатка. Собирайте гильзы от советских патронов, начиняйте их порохом из немецких – вот вам еще один способ для пополнения боеприпасов. Кроме того, находите немецкие склады, захватывайте их и используйте в своих целях». В заключение Пономаренко обобщает: «Сбор, изыскание оружия, боеприпасов, захват его у противника, вооружение им отрядов и партизанских резервов имеет сейчас основное и решающее значение».

«За родную Беларусь», Владимир Суховерхов, 1948 год

Это письмо стало директивным указанием не только для партизан Могилевского соединения, но и для всех аналогичных формирований Беларуси. Их участники разбирали снаряды и бомбы, плавили тол, готовили взрывчатку и патроны. Все это проводилось в примитивных условиях, без опыта и соблюдения правил безопасности. Были и трагические случаи. Так, при разборке снаряда в партизанской бригаде «Беларусь» Минской области от взрыва погибли два человека, тяжело ранило командира, секретаря Руденского райкома КП(б)Б, впоследствии Героя Советского Союза Николая Покровского. Еще раньше, в октябре 1942-го во время выплавки тола погибли отважные подрывники – секретарь Гомельского подпольного горкома комсомола А. Л. Исаченко и партизан А. Ф. Иванов.
Конечно, изыскание оружия и боеприпасов собственными силами не могло обеспечить потребность партизан для проведения масштабных операций по подрыву
вражеских эшелонов, уничтожения железнодорожных путей, разгрома крупных гарнизонов и борьбы с карательными экспедициями оккупантов против партизан и мирного населения. Об этом в Москву сообщали из тыла врага командиры бригад, руководство подпольных партийных органов, уполномоченные Белорусского штаба партизанского движения (БШПД). В докладной записке командир 752-го партизанского отряда Могилевской области, будущий Герой Советского Союза Виктор Ливенцев старался убедить начальника Центрального штаба, партийного руководителя БССР Пантелеймона Пономаренко в необходимости поставок боеприпасов: «Считаю, что вопрос о боеприпасах и взрывчатых веществах для партизан – самый большой. ЦШПД надо обратить на него серьезное внимание». Далее Виктор Ливенцев приводит пример, сколько необходимо иметь тола, чтобы полностью уничтожить вражеский эшелон.

«Рельсовая война». Работа Анны Гроскрейц – победительницы дорожного конкурса на лучший детский рисунок, посвященный героическому прошлому железнодорожников в годы Великой Отечественной (возрастная категория 15 – 17 лет). 2019 год.

Бесспорно, руководство республики понимало: одним выплавленным толом из вражеских снарядов и бомб, автоматами, изготовленными в партизанских оружейных мастерских и патронами, начиненными порохом от немецких патронов, невозможно было парализовать железную дорогу, громить укрепленные гарнизоны противника и обеспечить стрелковым оружием многотысячную армию партизан. Осознавая это, ЦК КП(б)Б и правительство Беларуси, БШПД принимали все меры для обеспечения партизан оружием и боеприпасами, что позволило успешно провести три этапа «рельсовой войны»: первый – во время контрнаступления советских войск под Курском, когда 70-тысячная группировка партизан одновременно нанесла мощный удар по железнодорожным коммуникациям оккупантов; второй – с середины сентября до начала ноября 1943-го, в начальный период освобождения Беларуси; третий этап – с 20 июня 1944-го до полного освобождения республики.
В невероятно тяжелых условиях партизанской борьбы диверсии на железнодорожных коммуникациях являлись приоритетными во всех боевых операциях, проводимых народными мстителями. Среди подрывников-партизан – семь Героев Советского Союза. Их имена – часть героического прошлого нашей Родины.

Геннадий БАРКУН,
историк

Яндекс.Метрика