Главное – видеть суть!
Ветеран Минской дистанции сигнализации и связи Леонид Шадура уверен, что в любой работе важны крепкие, глубокие знания. «Что мы можем увидеть, стоя у подножия холма? Только отдаленную вершину. А если поднимемся выше, открываются уже совсем другие пейзажи! Так и с информацией: она помогает расширять кругозор, дает новые возможности для профессионального развития», – подчеркивает Леонид Вячеславович.
В июле ему исполнилось 67 лет. Из них без малого полвека он посвятил родному предприятию.
Мой собеседник на заслуженном отдыхе не так давно. Коллеги признаются, что для них он как будто в отпуске.
– Леонид Вячеславович – очень уважаемый человек, – говорит старший электромеханик Ольга Городничук. – Он хорошо знает свое дело, всегда подсказывал и помогал. К нему за компетентным советом шли со всей дистанции. К тому же у Леонида Вячеславовича золотые руки. В кабинете самостоятельно сделал стенды по проверке техники, отвечал за ремонт сложного оборудования, а еще он – отличный наставник, грамотно передавал свой опыт молодежи, самую трудную тему мог объяснить просто и понятно. Добрый, открытый и отзывчивый человек. Не просто всегда находит нужные слова поддержки, но и умеет поднять настроение – у него хорошее чувство юмора.
Родился Леонид Шадура в Дятловском районе Гродненской области. Через несколько лет семья переехала в Минск.
– Мои папа и мама были железнодорожниками. Так что я продолжил их дело. С дистанцией сигнализации и связи познакомился еще в 1972-м, куда устроился по совету дяди, он работал здесь кузнецом, – рассказывает герой публикации. – На предприятии мне понравилось, освоил специальность электромонтера. После службы в армии, которую проходил в химвойсках в Московской области, вернулся в дистанцию. Окончил дортехшколу в Барановичах и некоторое время обслуживал местную связь, а в 1986-м перешел в КИП автоблокировки, где долгие годы работал электромехаником.
На счету у Леонида Шадуры несколько десятков рацпредложений, которые помогли сэкономить и улучшить производственный процесс. К примеру, его «детище» – аппарат импульсно-конденсаторной сварки для соединения мелких деталей предохранителей. Собеседник вспоминает, что раньше за год приваривали около 6 тыс. ножек предохранителей. А это устройство не только облегчило труд, но и позволило минимизировать расходы на приобретение новых элементов. Модернизировал Леонид Вячеславович и прибор для контроля напряжения в сети переменного и постоянного тока – полупроводниковое реле напряжения.
– Всего и не перечислить, что сделал. Нравилось, что в моей работе был простор для творчества, новые, интересные задачи, – с улыбкой отмечает собеседник. – Возиться с электротехникой я любил всегда. Это моя стихия. До сих пор заглядываю в учебники по электротехнике, и для меня они не менее захватывающие, чем детективы. Каждый раз открываю для себя что-то новое.
Кстати, для Леонида Шадуры чтение с детства было любимым занятием. В личной библиотеке железнодорожника много тематических журналов и справочников, в том числе и выпуски минувших лет. Они хранят особый дух эпохи. Впрочем, собеседник идет в ногу со временем и активно пользуется Интернетом, интересуется техническими новинками и различными авторскими ноу-хау.
– В ремонте, как и в решении любой задачи, важно сначала разобраться в проблеме, выделить главное и второстепенное, – уверен специалист. – В каждом приборе есть такая точка, от которой многое зависит. Бывает, нащупаешь это слабое место, устранишь недочет, и все работает как часы. Просто нужно быть внимательным, усидчивым, упорным, иметь большой багаж знаний. И, как говорится, смотреть в корень, видеть суть!
Этот принцип Леонид Шадура перенял у своих наставников, которых вспоминает с уважением и благодарностью. Это были старшие электромеханики Николай Шамра и Борис Шут. Профессиональному подходу к делу он и сам всегда учил молодое поколение.
Рядом всегда была семья. Леонид Вячеславович уже почти 40 лет вместе с Валентиной Николаевной. Супруга тоже связала жизнь со стальной магистралью. И, кстати, их история знакомства началась с… разговора в поезде. Собеседник признается, что симпатичную девушку заприметил еще раньше: она трудилась вместе с его мамой в багажном отделении на станции Минск-Пассажирский. Но удобный случай поговорить с глазу на глаз представился именно во время поездки. С тех пор и не расставались, живут душа в душу, воспитали сына и дочь.
– Скучать на пенсии точно не буду, найду себе занятие. А пока с удовольствием провожу время на даче, ремонтирую дом, – говорит собеседник. – О родном коллективе тоже не забуду, обязательно буду приходить в гости! Всегда жду новости, как там наша дорога, как продолжается дело, которому я посвятил долгие годы. У Белорусской магистрали богатая история, и мне приятно быть частицей такого мощного объединения.
Екатерина ОСОВСКАЯ