Из династии машинистов
Фамилия Гайсенко в Осиповичах хорошо известна. Многие ее представители прочно связали свои судьбы с магистралью. Есть среди них и те, кто долгие годы, целыми династиями остаются преданы одному делу, одной профессии.
Машинист электропоезда Николай Гайсенко трудится в локомотивном депо Осиповичи почти 26 лет. Пришел сюда по примеру отца – также Николая Гайсенко, который был машинистом тепловоза. А его, в свою очередь, на железную дорогу привел дядя Петр Кириллович, которого в семье считали и называли дедушкой.
Петр Гайсенко – личность поистине легендарная. Он был дважды награжден значком «Почетному железнодорожнику» – в 1940-м, работая помощником машиниста паровоза, и в 1943-м уже в качестве машиниста паровоза. Документальных свидетельств его жизни осталось крайне мало, но судя по фото и числу медалей на его груди, свой путь этот человек прошел достойно.
– К сожалению, о Петре Кирилловиче я знаю очень мало и только по рассказам отца, – говорит Николай Гайсенко. – Дед в то время был машинистом паровоза и вроде даже водил П36, который называли «генералом» за характерные цветные полосы («лампасы») по бокам. А отец мой был родом из деревни Сеножатки, что на Гомельщине. Работал в колхозе трактористом. Именно дедушка позвал его к себе в Осиповичи и привел на железную дорогу. По моим сведениям, отец начинал кочегаром паровоза, потом был помощником машиниста. Постепенно двигался вперед, проходил обучение, причем всегда на отлично.
Со временем стал помощником машиниста тепловоза, а в последние годы был машинистом тепловоза в грузовом движении. На фото он как раз в кабине ТЭ3.
Бывал в ней и маленький Коля. Сына Николай Иванович нередко брал с собой в поездки. В пути от Осиповичей до Молодечно можно было и «порулить», держась за контроллер. Мальчик тогда чувствовал себя взрослым и очень важным.
– С годами многое забывается, но детские воспоминания – самые сильные и светлые. Например, помню, как папа приезжает из рейса, и я первым делом бросаюсь к его «шарманке». Он достает из сундучка остатки ссобойки и говорит: «Это тебе зайчик передал».
И ничего не было вкуснее того куска хлеба с салом, которые проехали вместе с ним десятки километров и пропахли дымом и креозотом – запахом железной дороги, – вспоминает Николай Николаевич. – Мы жили недалеко от дороги и было так, что отец звонил домой: «Коля, я на базе топлива. Если хочешь прокатиться на тепловозе, беги сюда». Я несся со всех ног. И уже под контролем отца сам вел тепловоз до тупика. Эти сто метров и были моими первыми поездками.
Бывшие коллеги, а ныне ветераны локомотивного депо Осиповичи, хорошо помнят Николая Ивановича Гайсенко. По их словам, был он профессионалом своего дела – добросовестным и безотказным.
В 70 – 80-е годы иначе было нельзя. Трудились машинисты напряженно: возвращались из рейса, сдавали тепловоз, а через 12 часов вновь отправлялись в путь. В месяц выходило по 22 – 23 поездки и перевыполнение плана. Помнят осиповичские локомотивщики и то, как прибегал в депо сын Николая Ивановича, как ездил с отцом, помогал приводить в порядок после рейса тепловоз. Так ходил, смотрел и в результате выбрал дело отца и деда.
После восьми классов Николай Гайсенко-младший (названный так, к слову, в честь отца) поступил и окончил СПТУ № 103 (сейчас Минский государственный профессионально-технический колледж железнодорожного транспорта имени Е. П. Юшкевича). Отслужил в армии, а после возвращения в 1996 году устроился в локомотивное депо Осиповичи помощником машиниста тепловоза. Трудился в грузовом движении под началом машиниста Виктора Турца. Через три года стал помощником машиниста дизель-поезда и внимательно наблюдал уже за работой машиниста Василия Савицкого. В 2001-м 24-летний Николай Гайсенко сам встал за правое крыло. Все навыки оттачивал и подтверждал в гомельском Дорожном центре по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров. Был машинистом тепловоза, дизель-поезда, электровоза, а в 2015-м, после электрификации участка Осиповичи – Жлобин и окончания соответствующих курсов, принял электропоезд. Сейчас он работает в пригородном движении. Ездить довелось по различным направлениям, а в настоящее время Николай Николаевич водит электропоезд Осиповичи – Жлобин и дизель-поезд Осиповичи – Солигорск.
– И дед, и отец труд машиниста считали непростым. Раньше было больше физической составляющей, а сейчас – эмоциональной. Современный темп жизни отражается на всем, возрастает ответственность, ведь мы обязаны гарантировать безопасность движения, сохранность жизни и здоровья людей, – говорит собеседник. – Но не все зависит от нас. Нередко в основе трагедий на дороге лежит человеческая беспечность. Настоящая беда современности – наушники. Люди нарушают правила и при этом даже не могут услышать предупреждающий сигнал поезда. Надо понимать, что он на раз-два не остановится, только тормозной путь – почти 400 метров, а скорости постоянно растут. Самые опасные участки – неохраняемые переезды. Всегда подъезжаешь к ним с особым напряжением. Сейчас на современных поездах устанавливают видеорегистраторы – очень полезная вещь, считаю.
Помощник машиниста играет в рейсе не меньшую роль, чем сам машинист. От слаженности их действий зависит благополучное завершение поездки. Таким надежным плечом для Николая Гайсенко является его помощник Максим Смирнов. Молодой человек еще только начинает свой профессиональный путь. Он окончил колледж, а в настоящее время заочно получает образование в БелГУТе.
Практических навыков набирается у старшего и более опытного коллеги. Свою квалификацию Николай Николаевич подтверждает ежедневным трудом. Есть в его послужном списке и победа в конкурсе «Лучший по профессии», за что награжден Почетной грамотой Белорусской железной дороги.
Нельзя обойти и еще один эпизод из жизни. В 2015 году Николай Гайсенко задержал грабителя, укравшего сумку у молодого человека. Позднее выяснилось, что это не просто правонарушитель, а рецидивист с внушительным числом судимостей. Старшие Гайсенко наверняка гордились бы тем, что их сын и внук вырос человеком неравнодушным.
– Дедушку я не знал, можно сказать, а отец ушел из жизни в результате тяжелой болезни в 1990 году. Мне было на тот момент 14 лет. Тогда проводить его в последний путь пришел, наверное, весь коллектив локомотивного депо. Наш дом расположен недалеко от путей, куда подогнали папин тепловоз и дали долгий прощальный гудок…
Николай Николаевич ненадолго останавливает беседу, а после продолжает:
– Я не знаю точно, хотел ли отец, чтобы я стал машинистом. Он считал, что это тяжелая профессия. Но все так сложилось: династия машинистов, детство, которое прошло рядом с поездами в депо. Меня папины коллеги знали еще мальчишкой, так что фамилия Гайсенко обязывает, – улыбается он.
Железнодорожники – большая семья, а локомотивщики – это особое братство. В их работе важны эрудиция, уверенность в себе, высокий уровень ответственности и способность быстро принимать решения. А еще очень много значит надежный семейный тыл. Николая Гайсенко дома всегда ждет супруга Ольга. Она старший билетный кассир вокзала станции Осиповичи. На магистрали работала мама моего собеседника Серафима Николаевна, которая очень хотела, чтобы сын продолжил железнодорожную династию. Так и случилось. В штате локомотивного депо Осиповичи были и есть машинисты Гайсенко.
Елена ВЕТРОВА