Июнь
Чт
13
2024

Самая дорогая – высшая отраслевая

Для работников магистрали знак «Почетный железнодорожник» является высокой оценкой труда и признанием личных заслуг, а также весомого вклада в общее дело. Образец действующей высшей отраслевой награды – знака «Почетный железнодорожник» был утвержден двадцать лет назад. Ее обладатели – яркие примеры мастерства и профессионализма, верности выбранному делу.

…В трудовой книжке ветерана станции Барановичи-Центральные Евгения Сорокваша, который в прошлом году отпраздновал 90-летие, почти сотня записей о поощрениях. Но самой дорогой наградой для него является знак «Почетному железнодорожнику» (получил в 1975 году). Этого звания в 2020-м удостоен и сын Виктор, который также является обладателем знаков «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» всех степеней, «Выдатнік Беларускай чыгункі», а также медали «За трудовые заслуги».
– Для меня звание почетного железнодорожника, коим является и мой отец – большая честь, – отмечает Виктор Евгеньевич. – А еще это свидетельство того, что я сделал правильный профессиональный выбор, смог полностью реализовать себя и являюсь достойным продолжателем династии Сорокваш, трудовой стаж которой превышает 400 лет.
…История высшей отраслевой награды насчитывает почти 90 лет. Впервые о необходимости учреждения знака отличия, которым отмечали бы заслуги ударников труда на железнодорожном транспорте, отметил председатель ЦК профсоюза отрасли в ноябре 1932-го. Уже в мае следующего года ЦИК СССР дал соответствующее распоряжение. Первоначально это был значок «Почетному железнодорожнику». Право на его получение имели лишь те, кто ударным трудом и безукоризненной дисциплиной в течение нескольких лет смог заслужить представление на получение награды. Удостоверение и значок за № 1 от 31 октября 1934 года получил поездной диспетчер Грозненского отделения Семен Кутафин за освоение передовых методов движения поездов.
Значок имел форму фигурного овала. В центре аверса – движущийся паровоз серии ИС. Слева от него – трехсекционный железнодорожный светофор. Верхнюю часть обрамляло красное знамя с надписью «Почетному». У левого края – серп и молот с красной звездой. Нижний край обрамлен изображением железнодорожного пути, прилегающих к нему колосьев пшеницы и силуэтов тракторов. Под изображением паровоза – лента с надписью «железнодорожнику».
Награду вручали и повторно – за новые достижения и заслуги. Так, например, трижды ее был удостоен Герой Социалистического Труда Николай Макаров, первый начальник Витебского отделения. Дважды значком отмечен заместитель начальника паровозного депо Могилев Петр Ерошкин (1944-й,1945 г.), машинист паровозного депо Осиповичи Иван Селиванов (1940-й, 1943 г.) и другие. Среди обладателей немало и женщин, которые во время войны заменили на железнодорожном транспорте ушедших на фронт мужчин. Яркий пример – машинист паровоза Герой Социалистического Труда гомельчанка Елена Чухнюк.
Высшей отраслевой наградой отмечают и самоотверженные действия, связанные с обеспечением безопасности движения поездов, сохранением жизни пассажиров и грузов. Любопытный факт: звания почетного железнодорожника удостоен дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Леонид Беда за самоотверженную защиту Оршанского железнодорожного узла во время операции «Багратион» летом 1944-го.
В 1960 году статус значка пересмотрели – он стал именоваться знаком. Изменился и внешний вид: паровоз – символ прежней железнодорожной атрибутики – уступил место электровозу, выезжающему из тоннеля. За ее аркой – позолоченный силуэт башни Кремля, увенчанной красной звездой. Новый знак вместо винта, с помощью которого крепился к одежде, получил специальную планку, покрытую муаровой лентой. А многоцветные эмали на позолоте подчеркнули праздничность награды.
После распада Советского Союза знак предыдущего образца перестал существовать, но в связи с его важностью некоторые государства СНГ учредили единый новый, сохранив при этом нумерацию. Железнодорожников бывшего Союза продолжала объединять дорога: одинаковая ширина колеи, единые технические требования к подвижному составу и многое другое.
В 2002 году, 20 лет назад, знак вновь изменился. Теперь он имеет форму овала с декоративной рифленой каймой по контуру и изображением паровоза и высокоскоростного электропоезда «Сокол» в центре. В нижней части изображены гаечный ключ и молоток золотистого цвета. Надпись «Почетный железнодорожник» расположена на фоне рубиновой эмали в центре картушного щита, закрывающего верхнюю часть знака.

Лидия
СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика