Январь
Чт
23
2025

Ответственность на всех этапах

Профессия осмотрщика-ремонтника вагонов по «возрасту» не уступает самой дороге. Известно, что уже к концу 1825-го в Англии из-за аварий был введен жесткий контроль за подвижным составом. Поезда перед отправлением проверял специальный работник, главной задачей которого было не допустить к рейсу составы с неисправностями. За почти два века на железных дорогах изменилось многое, но профессия осмотрщика-ремонтника вагонов и по сей день относится к числу ведущих на железнодорожном транспорте.

– Состав еще идет, а осмотрщики-ремонтники его уже встречают. Внимание обращается буквально на все: состояние буксовых узлов, колесных пар, работу тормозного оборудования. Потом поезд просматривается с обеих сторон уже во время стоянки. И если выявим что-то серьезное, то можем и вагон отцепить, чтобы устранить неисправность. Бывало и такое, – рассказывает осмотрщик-ремонтник вагонов 6-го разряда пункта технического обслуживания вагонов на станции Осиповичи Александр Можейко.
Совсем недавно мой собеседник отметил 60-летие, а его личная железнодорожная история началась 27 лет назад. В Осиповичское вагонное депо Александр Александрович пришел осознанно, имея уже немалый трудовой опыт. Родился он в рабочем поселке Татарка. Часть детства провел в Казахстане, куда родители уезжали осваивать целину. Потом все же вернулись на родину, работали на заводе, купили дом. Александр после окончания 8-го класса поступил в Минский политехнический техникум, где получил профессию кинотехника. Затем парня ждала армейская служба, которую он проходил в составе Северной группы войск в Польше. Вернувшись, начал трудовой путь, который со временем привел его на магистраль.
– В Осиповичское вагонное депо меня приняли в 1995 году – сначала учеником слесаря по ремонту вагонов, но довольно быстро я стал слесарем. Всем, что знал, со мной делился осмотрщик Виктор Верниковский – к сожалению, его уже нет среди нас, – вспоминает Александр Александрович. – Я шел с левой стороны состава, а он с правой – учился всему в процессе работы. Набравшись опыта, стал осмотрщиком-ремонтником. Сейчас имею самый высший для этой профессии 6-й разряд.
Делился опытом Александр Можейко и сам. Например, когда-то помогал осваивать профессию осмотрщика молодому коллеге Андрею Рябиченко. Сейчас он уже грамотный работник, отлично знает свое дело и при этом постоянно совершенствуется.
Вот уже 15 лет Александр Александрович трудится осмотрщиком-ремонтником вагонов пассажирских поездов. Это прерогатива только самых опытных и высококлассных специалистов. «Сохранность вагонов важна. Но если что-то случится – их можно отремонтировать, восстановить или списать. А люди… Ответственность за человеческие жизни ни с чем не сравнима», – говорит железнодорожник.
За время трудовой деятельности бывало всякое. Александр Можейко не раз выявлял неисправности, которые могли повлиять на безопасность движения или даже привести к чему-то худшему. Но этого не случилось и в первую очередь благодаря бдительности осмотрщиков-ремонтников.
– В этом деле важны спокойствие и одновременно быстрая реакция, глубокие профессиональные знания и навыки, – говорит железнодорожник. – Наша задача – за время стоянки состава не только выявить неисправность, но и по возможности максимально быстро ее устранить самостоятельно, без отцепки вагона, не допуская задержки в графике движения поездов. Такая скорость в работе приходит с опытом.
На смену Александр Александрович заступает с напарником Анатолием Чирковым. Работа под открытым небом и в снег, и в дождь без права на ошибку. Обследование проводят с внешней стороны, а также с помощью фонаря с внутренней, производят обмер дефектов и износов. Осмотрщик-ремонтник должен провести диагностику вагона, ориентируясь на знание его технических характеристик, а также свои зрение и слух. Обычному человеку звук, издаваемый колесом после удара молотком, ни о чем не говорит.
И только осмотрщику этого достаточно, чтобы поставить «диагноз». Глухой звук свидетельствует о наличии дефектов или трещины. Также простукивают буксы, в которых крепится колесная пара. Причем у специалиста есть возможность сделать только один удар, чтобы услышать, есть ли в смазке инородные предметы, а затем уже визуально определить степень неисправности. И здесь необходима безупречная память, которая подскажет нужный вариант дефекта из сотни возможных.
В голове приходится держать точные величины всех деталей и допустимые размеры их повреждений.
За такой профессионализм и ответственное отношение к работе Александр Можейко пользуется уважением коллег и руководства. В 2019-м ему была объявлена Благодарность начальника Могилевского отделения дороги, а в этом году как раз накануне профессионального праздника он удостоен Почетной грамоты отделения.
Но и в свободное время мой собеседник не привык сидеть без дела. Признается, что когда есть свой дом и хозяйство, то так даже не получается. Все обязанности делят пополам с супругой Тамарой Григорьевной. Иногда удается выбраться порыбачить на речку Птичь, но это уже роскошь, которая выдается нечасто. Их дом всегда открыт для гостей. Конечно, с особой радостью ждут здесь детей. У Александра Александровича их трое. Успехи двух сыновей и дочери – гордость для отца. Старший Дмитрий сейчас живет во Франции, Татьяна преподает французский язык в школе в Осиповичах, а Андрей учится в Белорусской государственной академии авиации. К большой радости Александра Александровича в добром здравии его мама. В свои 87 Екатерина Дмитриевна самостоятельно ведет дом и по мере сил занимается хозяйством. Жаль, что не часто получается увидеться с единственным внуком, который живет за границей, но связь родных людей помогает поддерживать Интернет.
Профессию осмотрщика-ремонтника часто сравнивают с профессией врача. Найдет он у вагона «болезнь» – хорошо, а если после тщательного осмотра поезд без нарушения графика и ремонта продолжает свой путь, – это еще лучше. Значит, на всех этапах железнодорожники различных структурных подразделений со всей ответственностью сделали свою работу.

Елена
ВЕТРОВА

Яндекс.Метрика