Жизнь с открытым сердцем
«Душа-человек». Такая простая, но очень емкая фраза… Именно так – тепло и уважительно – отзывались о почетном железнодорожнике, машинисте-инструкторе локомотивного депо Минск Аркадии Граковиче его коллеги и все, кто знал этого замечательного человека. Он прошел непростой путь – и жизненный, и трудовой. Еще в детстве, в годы Великой Отечественной, он испытал то, что не всегда выдерживали взрослые. Но любые вызовы судьбы (а их было немало!) встречал достойно. Это человек, на которого равнялись окружающие. Каким он был в жизни, чем гордился больше всего – об этом и многом другом рассказала дочь Аркадия Адамовича Елена Аркадьевна.
В редакцию она пришла не с пустыми руками. Документы и фотографии разных лет, газеты – таким внушительным архивом может гордиться не каждая семья. Подобная коллекция могла бы украсить и музейную экспозицию.
– В депо отца и в шутку, и всерьез называли генеральным инструктором. В эти слова вкладывали максимальное уважение, – начинает разговор Елена Аркадьевна. – Но он жил не только работой. Отец был делегатом XXIV Съезда КПСС, XXVIII Съезда компартии БССР, депутатом Верховного Совета БССР созыва 1980 года. Но все же особое место в жизни Аркадия Адамовича занимала железная дорога. Собираясь в депо, он всегда говорил: «Я пошел в родной коллектив». Всегда это подчеркивал.
На несколько секунд Елена Аркадьевна прерывает свой рассказ. Задумчиво смотрит на разложенные фотографии и тяжело вздыхает:
– А ведь он мог и не стать железнодорожником. Так сложились обстоятельства. Папа родился в 1928 году в деревне Еворовщина Смолевичского района.
У него было еще два брата, старший – Владимир. В 1933-м умер отец, и в том же году родился младший брат Борис.
Мама осталась одна с тремя детьми. Сказать, что было тяжело, – ничего не сказать. Помогал дядя, ведь в колхозе жили очень бедно. Отец рассказывал, как мама собирала землянику и шла в Минск (а это более 20 километров), чтобы ее продать. Возвращалась домой с тремя буханками хлеба.
В 1942 году Володя ушел в партизаны. Родственники семьи жили в Смолевичах, мамина бабушка тоже там находилась. В один из дней (это было в 1944-м) отца оставили с бабушкой, а мама ушла в Еворовщину.
В то же время Володя вместе с еще одним партизаном, соседом, у которого была молодая жена и грудной ребенок, пришел домой за хлебом. Визит не остался незамеченным – кто-то из местных их выдал.
Спасаясь от преследования, мужчины поспешили уйти, но на окраине леса были застрелены. Там их похоронили, а в 1960-х гг. останки перенесли в деревню Пекалин, где установлен памятник партизанам и воинам Красной армии. В тот же роковой день во время одного из налетов был уничтожен дом в Еворовщине. Погибли мама Аркадия Адамовича и его брат. Уцелел лишь дуб возле дома, да и тот был наполовину обуглен. Страшные удары судьбы. Так в 16 лет парень остался один… Что делать? Друзья-ровесники посоветовали ехать в Минск, поступать в железнодорожное училище № 3. Там, мол, и кормят, и форму бесплатно выдают. Аркадий так и поступил.
С 1944-го по 1946 год учился, затем приступил к работе. Так начался его долгий, полный множества радостных, а порой и тревожных моментов путь в паровозном депо Минск. Следующие три года он был помощником машиниста паровоза.
– Вот он, второй слева, на этой фотографии, – обращает мое внимание Елена Аркадьевна, демонстрируя первый снимок. – Какой же молодой! В 1948-м папа был удостоен Почетной грамоты ЦК ЛКСМ Беларуси. Она тоже сохранилась в семейном архиве.
С трудолюбием и самоотдачей проблем у Аркадия Адамовича не было. А вот знаний не хватало. Он решил, что надо учиться дальше. Такой вот характер! И в 1949 году парень поступил в гомельскую школу машинистов. Правда, учился недолго – пришла пора идти в армию. Повестку должны были вручить призывнику лично, но как раз с этим возникли проблемы – все из-за разъездного характера работы железнодорожника. В итоге документ вручили не в Минске, а в Гомеле.
Службу Аркадий Адамович проходил на Западной Украине, во Львовском военном округе. Был воздушным стрелком. Долг Родине отдавал с 1950-го по 1954 год. В целом к авиации герой нашего рассказа был неравнодушен. Сохранилось фото, где видно, как он учится прыгать с парашютом. Кстати, этот навык очень пригодился, когда во время одного из полетов у самолета отказали двигатели. По приказу Аркадий Гракович прыгнул первым. Затем и остальные из экипажа…
Из армии он вернулся уже окрепшим и возмужавшим. А еще во время службы окончил школу и получил среднее образование – для послевоенного поколения это было в порядке вещей.
В начале 1960-х гг. на дорогу начали поступать первые тепловозы. Вот как об этом вспоминал Аркадий Адамович (цитата из публикации «Маршрут у нас адзін» в №11 от 12 марта 1971 года газеты «Літаратура і мастацтва»): «…Неўзабаве стала да нас паступаць новая тэхніка. Паравозы на нафтавым паліве, пуцявая аўтаматыка розная. Помню, як ў дэпо першыя цеплавозы прыбылі. Хадзілі мы вакол, языкамі ад захаплення цмокалі. Электрастанцыя на колах дый годзе. У кабіне чыста, утульна. Хоць ты пад гальштукам прыходзь на работу. Вось тады падумалася мне, што мая сярэдняя адукацыя хутка і не «пацягне». Аркадий Адамович без особых проблем поступил на заочное отделение в прославленный БИИЖТ. В 1964-м получил диплом инженера-механика тепловозного хозяйства.
В Гомеле встретил свою вторую половину, а еще подружился со многими студентами, которые на десятилетия стали надежными друзьями и коллегами
по столичному депо.
До 1960 года Аркадий Адамович работал помощником машиниста паровоза, затем – машинистом паровоза и тепловоза. В 1968-м стал машинистом-инструктором локомотивного депо. С 1983-го – инженер цеха эксплуатации, впоследствии – дежурный по депо.
– Машинистом-инструктором отец работал до 55 лет. А потом, я это очень хорошо помню, он пришел домой и сказал: «Все, уступаю дорогу молодым. Пусть они дерзают, а я перехожу дежурным». Его общий трудовой стаж на дороге составил 46 лет!
Среди его наград – орден Трудового Красного Знамени, медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», медаль «Ветеран труда», он удостоен грамоты и Почетной грамоты Верховного Совета БССР, знака «Почетному железнодорожнику», значка «Отличный паровозник» и многих других.
Аркадий Адамович всегда был на первых ролях – и в работе, и в общественной жизни. Неслучайно его избирали делегатом на важнейшие форумы Советского Союза. Так, в 1971 году он участвовал в XXIV съезде КПСС, в 1976-м – в XXVIII съезде компартии Беларуси, был депутатом Верховного Совета БССР 10-го созыва (1980 год), возглавлял на предприятии комитет народного контроля. Это была высокая честь, знак особого доверия родного коллектива. При этом, продолжает Елена Аркадьевна, несмотря на должностное положение и награды, он оставался скромным и непритязательным человеком:
– Расскажу такую историю. Долгое время наша семья жила в старом железнодорожном районе Уборки в Полоцком переулке. По сути, мы жили в полуподвальном помещении. Весной, когда начинал таять снег, углы комнаты были мокрыми. И это при том, что отец годом ранее, в 1971-м, был делегатом съезда КПСС. Однажды к нам пришел журналист одной из городских газет. Он очень удивился тому, в каких условиях мы живем.
И вечером того же дня позвонил в горком партии. Реакция была молниеносной: нам выделили двухкомнатную квартиру в доме по улице Янки Мавра. К слову, отец стоял первым в очереди на получение жилья. Когда об этом узнали в депо, к нам пришли машинисты его колонны – помогать с переездом. Впрочем, коллеги Аркадия Адамовича были у нас частыми гостями – и в старой квартире, и в новой. Я знала почти всех машинистов-инструкторов депо: Константина Петкевича, Александра Балаева и многих других. Все они порядочные, ответственные люди, которые за дело болели душой, постоянно обсуждали, как повысить производительность труда, вывести родное депо на новые позиции. К слову, именно Александр Борисович Балаев настоял на том, чтобы в газете появилась публикация об отце. Он знал Аркадия Адамовича очень хорошо, уважал и ценил. А вот в нашей семье династии железнодорожников не получилось. Я окончила специализированную школу по французскому языку, а затем училась на экономиста, была банковским служащим. Но от отца мне передались четкость, целеустремленность и уважение к своей работе.
В разные годы об Аркадии Адамовиче писала республиканская и всесоюзная пресса. «Железнодорожник Белоруссии», «Літаратура і мастацтва», «Вечерний Минск», «Звязда», «Гудок»… Нередко репортажи о буднях машиниста-инструктора Граковича с его фото размещали на передовицах газет. Его мысли, его действия, слова коллег, повседневная жизнь депо, ставшего вторым домом для героя публикации. Эти строки очень тонко передают дух эпохи, в которой, наверное, каждый был созидателем.
Также публикуем снимок, который появился в газете «Гудок» (№ 35 от 12 февраля 1976 года). А ниже – комментарий. Вот его фрагмент: «…Хороший темп с начала десятой пятилетки взяли в депо Минск бригады пассажирской колонны, которую возглавляет делегат XXVIII съезда компартии Белоруссии Аркадий Гракович. За минувший год этот коллектив не допустил ни единого случая брака, сэкономил 125 тонн дизельного топлива, ввел в график сотни опаздывающих поездов. По примеру этой колонны успешно трудятся маневровые бригады под руководством машиниста-инструктора Анатолия Ивановича Хмыля. Половина колонны работает на маневрах в одно лицо. Трудовыми успехами славятся и бригады грузовой колонны машиниста-инструктора Льва Петровича Серко» (на фото – Лев Серко, Анатолий Хмыль, Аркадий Гракович).
– Вообще, наша семья всегда выписывала три издания, – говорит Елена Аркадьевна. – Это газеты «Железнодорожник Белоруссии» и «Гудок», а также журнал «Электрическая и тепловозная тяга». Газетному слову доверяли, оно имело вес.
Аркадий Адамович, проработавший в депо не одно десятилетие, очень хорошо знал коллектив. Кто чего стоит, на что способен… Справедливость он ценил больше всего, всегда отстаивал интересы людей – порой и в кабинетах начальников высокого ранга. Ратовал за дисциплину – без этого на железной дороге успеха не добьешься. Большое внимание уделял молодежи. Ведь это те, кто не сегодня-завтра придет на смену опытным железнодорожникам.
Для него не было мелочей. Приведем еще одну цитату Аркадия Адамовича (из статьи «День и вся жизнь» газеты «Железнодорожник Белоруссии», № 12 от 31 января 1976 года): «Как-то в канун Нового года ко мне подошел машинист: «Товарищ мой, говорит, уже третий Новый год в поездке встречает». Мне стало стыдно – почему сам не подумал об этом. С тех пор завел себе специальную тетрадку. Веду учет. Хоть раз в два года, но проводят машинисты «самый семейный праздник» дома».
Кстати, а каким был Аркадий Адамович в семейном кругу? Вот что рассказала Елена Аркадьевна:
– Работа, конечно, отнимала у отца много времени, в какой-то степени поглощала его. Многие считали, что машинист-инструктор может взять отпуск тогда, когда захочет. Но в жизни все было по-иному: отдыхал он осенью или зимой. А летом нужно было постоянно кого-то заменять, входить в положение коллег и т. д. Когда у отца был выходной, мы с семьей старались выехать на природу, в лес. Помню, как ездили в сторону Негорелого и Столбцов за подснежниками. А еще он очень любил собирать грибы, ягоды. Отдыхал в Тальке.
Был внимательным – и как муж, и как отец. Тогда были времена дефицита, и он всегда старался что-то привезти из поездок – из Вильнюса, Москвы. Оформлял билет, положенный железнодорожникам, перед Новым годом и ехал в столицу СССР. Стоял в очередях, чтобы привезти нам апельсины, конфеты. Очень любил народные песни. Не пропускал гастроли в Минске кубанского народного хора. Любил оперетту, особенно московскую, ходил на премьеры фильмов в кинотеатры. У нас была хорошая подборка грампластинок. Когда мы жили в Полоцком переулке, радиолу просто выставляли в окно, и все танцевали – прямо на улице.
…История Белорусской железной дороги – это, прежде всего, судьбы людей, которые посвятили жизни служению отрасли. Работе отдавали себя без остатка. Жили с открытым сердцем – как герой нашей публикации Аркадий Гракович. И в этом особом «человеческом» измерении событий прошлых лет всегда есть некая притягательность. Ведь каждая судьба неповторима, уникальна в своей «сюжетной» линии. И в то же время в судьбах людей, которые смотрят на потомков с черно-белых фотографий, есть много общего. Поэтому изучая биографию того или иного железнодорожника, словно листаешь страницы истории всей дороги. И эта летопись продолжается.
P.S. Уважаемые читатели! Если на какой-либо из фотографий вы узнали своих родственников, работавших на Белорусской железной дороге, свяжитесь с редакцией и расскажите об этом подробнее.
Дмитрий ВЛАДИМИРОВ