Январь
Сб
18
2025

Под контролем МПЦ

На Белорусской железной дороге продолжается внедрение систем микропроцессорной централизации. Крупный проект модернизации устройств сигнализации, централизации и блокировки реализовали на станциях Гомель-Четный и Гомель-Северный. Эти современные технологии на данных объектах – очередной этап внедрения МПЦ в Гомельском железнодорожном узле.

Электромеханик Гомельской дистанции сигнализации и связи Дмитрий Концевой проводит наладку оборудования

Нынешний шаг – второй в большом проекте. В июне прошлого года микропроцессорную централизацию стрелок и сигналов внедрили на станции Гомель-Нечетный. В 2022-м переключили соседние станции. Эти работы пришлись в прямом смысле на самые жаркие дни – последнюю неделю августа, когда столбик термометра показывал выше +30OC. Задача стояла непростая: в сравнительно сжатые сроки, всего за 10 суток, демонтировать прежние устройства, установить и протестировать новые, увязать их с действующими и МПЦ станции Гомель-Нечетный. А после проверить надежность функционирования всех элементов сложного комплекса.
Для реализации столь объемного и важного проекта и в то же время для обеспечения безопасности движения поездов в этом сложном техническом процессе были задействованы работники хозяйства перевозок, пути, электрификации и электроснабжения, специалисты дистанций сигнализации и связи других отделений магистрали, а также ревизоры по безопасности движения поездов. Генподрядчиком выступало УП «Белтрансавтоматика». Курировало работы руководство служб сигнализации и связи, перевозок Управления дороги и Гомельского отделения.
22 августа 2022 года погасли сигналы на пультах-табло постов ЭЦ двух станций, и управление движением поездов перешло в ручной режим. Во время «окон» пропуск поездов осуществлялся по телефонной связи и путевым запискам, отдавались специальные приказы. Стрелочные переводы приходилось переводить вручную. Этот процесс контролировали ревизоры по безопасности движения поездов.
Специалисты отключили прежние устройства блочно-релейной централизации и планомерно подключали микропроцессорное оборудование. Параллельно велись настройка и регулировка систем железнодорожной автоматики. Специалисты с максимальной точностью проводили наладку – по телефону и рации, сверяя с коллегами, которые находились в «поле» и на постах ЭЦ соседних станций, сигналы и показания приборов.
Данный этап – самый трудоемкий и напряженный. Чтобы представить фронт работ, достаточно озвучить количество устройств СЦБ на объектах. На станции Гомель-Четный – 103 стрелочных перевода, 136 светофоров, 105 рельсовых цепей. На Гомеле-Северном объем меньше, но тоже значительный: 33 стрелочных перевода, 50 рельсовых цепей и 59 светофоров.
Ответственность большая, поэтому все технологические операции велись четко по графику. Помог приобретенный опыт.
– Подключению нового оборудования и его увязке с МПЦ на станции Гомель-Нечетный предшествовала большая подготовка, – подчеркнул начальник Гомельской дистанции сигнализации и связи Александр Сироткин. – Выполнена полная модернизация всех устройств электрической централизации и автоблокировки, уложен оптический кабель, установлены новые путевые коробки, сигнальные устройства. На смену ламповым светофорам пришли светодиодные, которые более яркие и заметные, особенно в условиях непогоды. Заменена «начинка» всех стрелочных электроприводов, расположенных на станциях.
Реализация проекта в хозяйстве сигнализации и связи отразится и на работе железнодорожников смежных профессий. С приходом МПЦ процесс управления движением поездов значительно усовершенствуется. На смену пульту-манипулятору и пульту-табло придут компьютеры и мониторы. Если раньше маршрут формировали путем перевода рукояток и нажатием кнопок, то сейчас достаточно двух кликов мышкой. Еще один плюс – оборудование позволяет автоматизировать контроль и управление движением поездов и, в случае нештатной ситуации, укажет на допущенную ошибку или возникшую неисправность устройства.
Гомель – один из крупнейших железнодорожных узлов с интенсивным движением. Он расположен на главном ходу участка, являющегося частью IX Международного транспортного коридора. Очевидно, что во время таких масштабных работ движение поездов по узлу полностью остановить невозможно. При переключении был учтен опыт, полученный на других объектах, в том числе при внедрении МПЦ в Калинковичском и Жлобинском узлах.
По функциональному назначению, характеру и объему выполняемых задач станция Гомель не имеет аналогов на Белорусской магистрали – она является внеклассной двухсторонней сортировочной. В состав входят две сортировочные системы (Четная и Нечетная), управление которыми осуществляется с двух постов ЭЦ. Каждая рассматривается как независимая друг от друга станция, где есть отдельные транзитные, сортировочно-отправочные и парки прибытия, горочные комплексы. Обе осуществляют пропуск и переработку вагонопотоков по нескольким направлениям.
– Переключив Гомельский узел на микропроцессорную централизацию, мы завершили знаковый проект – как по объему выполненной работы, так и по перспективам, которые он открывает, – рассказал заместитель начальника службы сигнализации и связи Управления дороги Алексей Шокотько. – Модернизация устройств СЦБ повысит надежность нового оборудования, обеспечит непрерывность и безопасность движения поездов, предоставит новые возможности удаленной диагностики устройств автоматики и телемеханики, регистрации их отказов. Передовые технологии позволят фиксировать предотказное состояние технических устройств и своевременно принимать меры для обеспечения бесперебойного перевозочного процесса.

Лидия
СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика