«Хорошо, когда работы много…»
В этом абсолютно уверен почетный железнодорожник, начальник отдела грузовой работы Могилевского отделения Олег Толстыко. Завтра, 23 октября, он отметит красивую дату – 60-летие, 38 из них посвятил Белорусской железной дороге, а именно грузоперевозкам – стратегическому направлению в работе магистрали.
Как признался Олег Вацлавович, решение стать железнодорожником принял еще в детстве. Выбор был, можно сказать, очевиден, ведь родился он в городском поселке Воропаево с одноименной узловой станцией.
И хотя детство моего собеседника прошло в городе Новошахтинске, куда переехали родители, каникулы мальчик проводил у бабушки, часто бегая с друзьями на станцию смотреть на паровозы. «Эта романтика сыграла определенную роль в профессиональном выборе. Уже классе в пятом у меня было одно желание – железная дорога!», – улыбается Олег Толстыко.
После окончания школы молодой человек поступил в БИИЖТ на эксплуатационный факультет. Попал в так называемую группу «К» – «коммерческая эксплуатация». Она была создана впервые и объединила будущих специалистов грузового движения. Производственную практику Олег Толстыко проходил на станции Шкиротава в Латвии, трудился в пункте коммерческого осмотра. Довелось поработать и в Управлении железной дороги в актово-претензионном отделе. Вспоминает, что документов туда приходило очень много, а студенты помогали их разбирать, расследовать. И сегодня железнодорожник благодарен за науку Татьяне Дорохович и Ивану Карпуку, который в то время возглавлял отдел.
Учебный процесс в вузе был максимально практикоориентирован. Даже дипломная работа выпускника Толстыко посвящалась конкретной теме: «Развитие станции Аульс и подъездных путей ОАО «Гродно Азот». Окончив институт с красным дипломом в 1984 году, Олег Вацлавович начал трудовую деятельность на станции Кричев в должности заведующего грузовым двором.
– Первые впечатления от профессии связаны именно с этим местом. Работы тогда было очень много, а техники и людей не хватало. Приходилось делать все: и грузили сами, и выгружали, – вспоминает железнодорожник. – Здесь научился оформлять первые коммерческие акты, провел первые дежурства, проверил себя в снегоборьбе… Это была реальность, которую в институте не проходят. Такой опыт помог понять нюансы работы в грузовом хозяйстве. Жизнь меня свела с замечательными людьми – коллективом станции Кричев. Сергей Еленский, Исай Липович, Вера Шершнёва, Татьяна Оспищева – это мои первые учителя.
Уже в 1985 году Олег Толстыко пришел на работу в грузовой отдел Могилевского отделения. Каждый этап своей деятельности он и сегодня считает интересным.
– Начинал инженером по центровывозу. Эта форма обслуживания клиентов была очень востребована, так как у большинства предприятий отсутствовал собственный транспорт, а отделение заключало договоры с автопредприятиями. Грузов шло много и в основном строительные. Став старшим коммерческим ревизором, наряду с эксплуатационной работой приходилось заниматься уплотненной погрузкой. Мы разрабатывали специальные способы погрузки и крепления, что позволяло перевозить больше грузов и повышало эффективность использования вагонов, – рассказывает Олег Вацлавович. – Моей задачей как старшего коммерческого ревизора было обеспечение безопасности перевозок. Ставилась цель оснастить подъездные пути устройствами контроля габарита погрузки, строились вагонные весы, то есть создавался системный подход к процессу приема грузов к перевозке.
Довелось железнодорожнику трудиться и в планово-экономическом отделе. Эти пять лет он также расценивает как очень полезный опыт, позволивший более широко взглянуть на перевозочный процесс уже с точки зрения экономики.
– В тот период Могилевское отделение возглавлял Степан Шкапич, и его новаторские подходы фактически опережали время. Работать с ним было очень интересно, – отмечает Олег Вацлавович. – Вообще с руководством Могилевскому отделению, можно сказать, всегда везло, работа складывалась должным образом. Я очень благодарен судьбе, что когда-то меня как специалиста рассмотрел Владимир Жерело и в 1992 году доверил возглавить грузовой отдел.
Это был непростой период для страны и дороги. Назрела необходимость создания новой системы расчетов с грузовладельцами. Тогда на базе товарных контор станций Могилев и Барановичи в порядке эксперимента были впервые организованы расчетно-коммерческие центры. В тот период они позволили выстроить четкую систему контроля оплаты выполняемых работ. В дальнейшем аналогичные структуры были созданы на уровне отделений.
Начало 2000-х ознаменовалось увеличением перевозок, и во главу угла уже ставился вопрос, как справиться с этими объемами и повысить эффективность использования вагонов. Нужно было укреплять техническую базу. В 2003 году было реорганизовано ППЖТ (предприятие промышленного железнодорожного транспорта), и отделению предстояло взять эту работу на себя. Объемы грузоперевозок росли год от года. «Честно говоря, хорошо, когда работы много. Самое лучшее время», – признается собеседник. В этот период получают распространение электронные перевозочные документы. Начинают действовать Линейные центры транспортного обслуживания (ЛЦТО). В Могилевском отделении они были созданы на станциях Могилев, Бобруйск, Осиповичи, Слуцк, Калий, Кричев с филиалом в Коммунарах. За разработку технологии и ее корректировку отвечали специалисты грузового отдела.
Со временем изменения на рынке транспортных услуг привели к необходимости улучшения маркетинговой деятельности. В 2013-м в составе грузового отдела был создан сектор маркетинга и транспортной логистики. Идейным вдохновителем и одним из его организаторов стал первый заместитель начальника Могилевского отделения Сергей Приставко. Все это позволило добиться неплохих финансовых результатов, получить дополнительные доходы от транспортно-экспедиционной деятельности.
В 2021 году Могилевскому отделению удалось достичь рекордного показателя погрузки – более 23 млн. тонн. Наглядный пример достойной работы. Однако современные реалии, вызванные изменением геополитической обстановки, вновь потребовали поиска новых методов работы. В этой непростой ситуации железнодорожники подставляют плечо, задействовав имеющийся опыт транспортно-экспедиционной деятельности. В том числе и с их подачи грузоотправители сейчас выстраивают новые логистические цепочки.
– От месяца к месяцу мы наблюдали пусть небольшое, но все же увеличение объема перевозок. В сентябре этот темп несколько замедлился, что связано скорее с особенностями рынка, – поясняет Олег Толстыко. – Увеличился объем контейнерных перевозок в направлении Китая, ищем новые решения, база для этого у нас есть. Например, самый первый контейнерный поезд «Могилевгрузсервис» грузил почти неделю. А в августе два таких состава были сформированы уже за четыре дня – до такой степени отработали технологию работ.
Сегодня в Могилевском отделении грузовую работу осуществляют четыре десятка станций. Наиболее крупные по объемам перевозок Калий, Кричев, Михеевичи, Коммунары, Предзаводская, Слуцк, Могилев, Бобруйск, Заднепровская. Эту деятельность координируют специалисты отдела грузовой работы.
– Коллектив, конечно, обновился, но он по-прежнему отличается высоким уровнем профессионализма и взаимовыручки. Добрые слова хочется сказать о каждом, – улыбается Олег Толстыко. – Отмечу своего заместителя Елену Русиновскую, которая стояла у истоков транспортно-экспедиционной деятельности. Дмитрий Ранцев – профессионал, владеющий новациями, которые есть в сфере грузовых перевозок. Старший коммерческий ревизор, один из самых опытных специалистов на дороге Александр Модулев. Не могу не сказать о ветеранах – тех, кто ранее трудился в грузовом хозяйстве. Валерий Падуков, которого, увы, уже нет с нами. Много вложила в развитие весового хозяйства Нина Падукова. Неоценим опыт Ирины Кальгиной, которая была инженером по актово-претензионной работе.
За добросовестный труд Олег Толстыко удостоен знаков «Почетный железнодорожник», «Выдатнік Беларускай чыгункі» и «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» ІІІ степени. Не покривлю душой, если скажу, что для Олега Вацлавовича магистраль стала жизнью. Даже дома разговоры почти всегда о ней. Дело в том, что супруга Нина Владимировна – также железнодорожница. Поженились они еще во время учебы в БИИЖТе и уже 38 лет вместе – дома и на работе. Нина Толстыко долгие годы проработала в движении, была дежурным по станции Кричев, поездным диспетчером в отделении, ведущим инженером отдела перевозок. «Мы с ней единомышленники», – признается Олег Вацлавович. Свободное время семья любит проводить на даче. Здесь можно отдохнуть от городской суеты, окунувшись в звенящую тишину природы. Иногда под настроение железнодорожник может взять в руки баян (все-таки за спиной музыкальная школа) и сыграть что-нибудь душевное для жены, дочери или внучки. Любимый композитор – Иоганнес Брамс. Конечно, симфоническую музыку лучше слушать в концертном зале, но для этого нужно свободное время, которого так не хватает.
– Хочу сказать, что каждый период в моей судьбе ставил новые задачи, – резюмирует Олег Толстыко. – Постоянно нужно что-то решать, искать, совершенствовать. Впереди – новые цели, ведь грузоперевозки – это прибыль железной дороги. В Могилевском отделении есть серьезная база и необходимые технические средства. Дай Бог, чтобы были грузы, а к большим объемам перевозок мы готовы. Работа – это всегда интересно.
Елена ВЕТРОВА