Май
Ср
29
2024

То, чем нужно дорожить

Чествование трудовых династий предприятий Минского отделения состоялось в Орше. Праздничный вечер-встречу «Судьба дороги в судьбе людей» приурочили к 160-летию Белорусской магистрали.

Актовый зал Дома культуры железнодорожников в этот день был переполнен. Здесь собрались не только представители династий, но и руководители предприятий, где работали и работают главные герои торжества, их родные.
Заместитель начальника Минского отделения Павел Науменко поблагодарил железнодорожников за их труд и вручил старейшим представителям династий памятные статуэтки с символикой Белорусской магистрали.
– Сегодня на предприятиях столичного отделения сложился свой «золотой фонд». Это неравнодушные, влюбленные в железную дорогу люди, которые последовали примеру родителей и передают из поколения в поколение мастерство, – отметил Павел Леонидович. – Своим примером вы повышаете престиж отрасли, возрождаете, сохраняете и развиваете семейные традиции.
Знакомство с династиями отделения началось с Оршанской дистанции сигнализации и связи. Предприятие представляли сразу три семьи – Базылевы, Паршиковы и Савостенок.
Братья Николай и Алексей Базылевы не только похожи внешне, но и профессиональный путь выбрали одинаковый. Родоначальником династии является их дедушка Николай Никитович. Он прошел путь от электромонтера до старшего электромеханика. Его дочь Татьяна 36 лет отработала в Оршанском Доме культуры железнодорожников. А бабушка Анна Федоровна была бухгалтером в дистанции защитных лесонасаждений. Она удостоена звания Героя Социалистического Труда.
Семью Паршиковых на мероприятии представляли сразу три поколения – дедушка Виктор Борисович, сын Роман и внук Павел. Как отметил молодой человек, основателем династии стал его прапрадедушка Василий Богданов – дорожный мастер дистанции пути.
В Оршанской дистанции сигнализации и связи электромехаником отработала прабабушка Анна. Эту профессию выбрала и ее дочь Любовь, которая трудилась на предприятии вместе с мужем Виктором. А сегодня традицию семьи продолжают их сын Роман и внук Павел.
С черно-белой фотографии на присутствующих в зале смотрит мужчина в военной форме. Это Семен Макарович Савостенок. В годы Великой Отечественной он служил заместителем командира по политчасти бронепоезда. Был награжден орденом Красного Знамени. О героической судьбе своего дедушки рассказал начальник Оршанской дистанции сигнализации и связи Михаил Савостенок. На вечер-встречу он пришел вместе со старшим сыном Виталием и мамой Ниной Анатольевной.
– С магистралью был связан и отец мамы – Анатолий Михайлович. Он работал в узловой больнице станции Орша, – отмечает Михаил Юрьевич. – Родители также железнодорожники: отец Юрий Семенович много лет преподавал в местном отраслевом колледже, а мама работала в дистанции сигнализации и связи.
Три поколения семьи Храповых верны одной профессии – машиниста. Родоначальник Петр Сергеевич пришел в столичное паровозное депо в 1944-м, до этого был машинистом паровозных колонн НКПС. Награжден медалями «За оборону Москвы» и «За победу над немецко-фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.». Трудовую эстафету он передал сыну Анатолию, который за 53 года стажа подготовил целую плеяду талантливых машинистов. Он является почетным железнодорожником, награжден Почетными грамотами Верховного Совета БССР, Белорусской железной дороги.
– Водить поезда мне было предначертано судьбой, – с улыбкой отметил представитель третьего поколения Александр. – Посудите сами, я появился на свет в роддоме по улице Машинистов. А спустя время первым на дороге удостоился знака «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км». Скажете, случайность? Я так не думаю.
В семье Латушко из Борисовской дистанции пути домашний фотоархив – особая ценность, где собраны материалы обо всех представителях старейшей железнодорожной семьи столичного отделения. Ее общий стаж насчитывает почти 180 лет. Из четверых сыновей родоначальника династии Ивана Николаевича с магистралью судьбу связали трое. Старший Михаил во время войны водил составы в колоннах особого резерва НКПС. Почетный железнодорожник избирался депутатом Верховного Совета БССР.
– Дядя много лет отработал в столичном локомотивном депо. А вот его братья – Николай и мой отец Василий – выбрали путевое дело, – рассказал Михаил Латушко. В Оршу на праздник он приехал с сыновьями Романом и Степаном.
Трудовой стаж семьи Пазырных – более 150 лет, и годы, проведенные на магистрали, они считают лучшими в жизни. Основатель династии Иосиф Францевич Буткус был машинистом и 35 лет водил поезда. Его дочь Татьяна начинала стрелочником на станции Минск-Товарный, а после 40 лет работала дежурным по локомотивному депо. Супруг Владимир Пазырный дослужился до инженера-графиста столичного отделения. Машинистом, а затем дежурным в депо Минск почти четыре десятка лет отработал сын Александр. Награжден знаком «Отличный движенец». Его младший брат Павел Пазырный не только выбрал ту же профессию, но и место работы – столичное депо.
– Возможно, именно мои рассказы помогли сыновьям с выбором профессии, – отмечает Александр Владимирович. – Алексей также машинист тепловоза, а Владимир – станционный диспетчер станции Минск-Сортировочный.
Одна из самых известных не только в отделении, но и на магистрали в целом династия Кривчик из Минской дистанции пути. Первый ее представитель – артельный староста Данила Кривчик – участвовал в строительстве Либаво-Роменской железной дороги. По его стопам пошел сын Степан. Дочь Ольга трудилась путевым рабочим на станции Минск, а затем билетным кассиром на станции Минск-Пассажирский. От рабочего до главного инженера дистанции пути прошел сын Ольги – Анатолий. Много лет он возглавляет совет ветеранов столичного узла и Октябрьского района города. Сейчас в дистанции пути трудится его сын Сергей.
Династия Сырица-Муха славится не только талантливыми железнодорожниками в пяти поколениях, но и богатырями. Ее основатель Прокофий Леонтьевич запросто переносил колесную пару с одного пути на второй. А его сын Александр был хорошим кузнецом и мог удержать мраморный стол и скамейку.
– И этот факт запечатлен на фото, – с гордостью отметил на встрече его сын Виктор Александрович. – На железной дороге трудились мои сестры Раиса и Галина. Сегодня рядом со мной племянник Александр и внук Сергей.
Преданность любимой профессии – дежурный по станции – объединила четыре поколения семьи Симаковых из Орши. О родных рассказала представительница второго поколения Валентина Николаевна – невестка родоначальника династии Павла Григорьевича. Она 40 лет отдала железной дороге. Уважение к магистрали сумела передать детям и внукам. Сын Юрий сейчас работает дежурным по станции Орша-Западная, а дочь Ирина и внук Дмитрий – билетными кассирами вокзала станции Орша.
Галерею трудовых портретов продолжили братья Алексей и Виталий Кураш из Молодечно. Началось все с их прадеда Кирилла Кураша. Он работал на станции Уша. На предприятиях узла трудились также дедушка и бабушка, а сын Валерий Алексеевич долгие годы работал в местном локомотивном депо. На пенсию вышел с должности заместителя начальника предприятия по ремонту. Семейное дело продолжают сыновья. Виталий – мастер участка в депо, а Алексей – мастер дистанции пути.
Основатель династии Федор Трофимович Дервоед в годы Великой Отечественной водил воинские эшелоны на Сталинград. За проявленные мужество и отвагу награжден медалями «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.». Уже в мирное время, работая в локомотивном депо Орша имени К. С. Заслонова, был удостоен знака «Отличный паровозник». Достойным представителем семьи стал его сын Анатолий. Начинал машинистом тепловоза, а после работал дежурным по депо. За добросовестный труд начальник дороги (в то время) Евгений Володько объявил Анатолию Федоро-
вичу Благодарность. Сегодня в депо трудятся его сыновья Сергей и Денис.
«Григорий Федорович» – так на русский манер называли основателя династии с экзотической для здешних мест фамилией британца Грегори Джонса. Он в 1871 году был приглашен в Российскую империю обучать работников паровозных депо управлению и обслуживанию локомотивов. Позже осел в Орше и трудился машинистом паровоза. В депо пришли также его сын Николай (имеет знак «Почетный железнодорожник»), внук Евгений и правнук Алексей. Семейное дело поддержали сыновья Алексея – Андрей и Алексей.
Сразу пять представителей трудовой династии Агеенко стали почетными гостями праздничного вечера. Ветеран локомотивного депо Орша, в прошлом машинист тепловоза, почетный железнодорожник Александр Алексеевич пришел с сыновьями Сергеем и Валерием – они сегодня продолжают его дело. На том же предприятии работал и брат Владимир. Основатель династии Алексей Егорович Агеенко был дежурным по депо.
Интригующим моментом вечера для всех оказался ответ на вопрос – что лежит в черном ящике? В каждой семье бережно хранят и передают по наследству реликвии: документы, фото, ценные предметы. Эти вещи организаторы встречи и предложили угадать зрителям. С задачей гости справились отлично. Мероприятие завершилось концертной программой с участием творческих коллективов Дома культуры железнодорожников.

Лидия СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика