Февраль
Вс
09
2025

Благодарен судьбе, благодарен дороге

Сегодня почетному железнодорожнику, в прошлом – начальнику вокзала станции Гомель – Михаилу Куцанову исполняется 70 лет. Большую часть жизни – 47 лет – он верно служил стальной магистрали, занимался развитием пассажирского хозяйства в Гомельском узле.

«Как дома, гостей у порога встречает красавец-вокзал…». Однажды в поезде услышав эти строки из песни, Михаил Иванович запомнил их на всю жизнь. А спустя время они стали реальностью… За два десятилетия, с 1991-го по 2011 год, в бытность его начальником вокзала станции Гомель, было сделано многое: под руководством Михаила Ивановича проведена реконструкция пассажирского парка, построены подземный туннель, новое здание пригородных касс… И сегодня плоды его трудов видны всем, кто прибывает поездом в город над Сожем.
Внешнее величие и красоты внутреннего убранства гомельского вокзала заслуживают внимания. Железнодорожник вспоминает, как при посещении этого объекта в 2000-х в то время премьер-министр Беларуси Владимир Ермошин коротко сказал: «Это музей!».
– Что стоит за этим емким восклицанием? Труд всего коллектива, а также многих работников отделения, строителей, которые принимали активное участие в реконструкции комплекса, – отмечает собеседник. – За время профессионального пути мне посчастливилось общаться со многими прекрасными специалистами. Все они были исключительно порядочными людьми, а главное – любили то дело, которым занимались. Горжусь, что работал с ними. С коллективом вокзала мы дважды были победителями Республиканского конкурса по благоустройству и высокой культуре обслуживания пассажиров.
…Михаил Куцанов родом из деревни Рогинь Буда-Кошелевского района Гомельской области. Как и многие его друзья, в детстве мечтал носить военную форму, быть офицером. Поступил в гомельский железнодорожный техникум МПС. После его окончания по распределению в 1972 году уехал добровольцем на Всесоюзную ударную комсомольскую стройку для возведения железной дороги Тюмень – Сургут. Трудился осмотрщиком вагонов в Тобольске. Интересная глава его жизни связана со службой в армии.
В военкомате, увидев среди прочих документов свидетельство об окончании отраслевого техникума, рядового Куцанова направили в железнодорожные войска, а оттуда – на БАМ. Он принимал непосредственное участие в строительстве станции Хумми в Комсомольске-на-Амуре, участка Находка – бухта Врангеля (порт Восточный), в реконструкции станций Пивань, портов Ванино, Советская Гавань, во Владивостоке, Находке. За это время успел получить новую специальность «механик хоппер-дозаторной вертушки».
В январе 1975-го Михаил Куцанов вернулся на Родину и устроился бригадиром проводников в Гомельский резерв проводников. Это была отдельная организация, только отдел кадров располагался в вагонном депо.

Батуми. 1978 год

– В то время пассажирские вагоны еще были деревянные – МПС только начало поставлять цельнометаллические. Ездили по разным направлениям, – говорит собеседник. – Моими наставниками были замечательные люди с высоким чувством долга: начальник резерва проводников Иосиф Элькин, старший инструктор Павел Безуля, инструкторы Дмитрий Здор, Михаил Разуванов, старшие нарядчики Нэля Терешкова, Анна Еркушева. Пять лет Михаил Куцанов возглавлял поездную бригаду туристического поезда. А набравшись опыта и сдав экзамены, стал начальником фирменного поезда «Сож» Гомель – Москва. Стремление к новым знаниям и совершенствованию в профессии подтолкнуло молодого человека к поступлению в Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта. Стоит отметить, что в 1980 году конкурс на заочном отделении составлял 12(!) человек на место.
В 1984-м Михаила Куцанова назначили старшим инструктором по производственному обучению, а через некоторое время он возглавил резерв проводников. С тяжелым сердцем собеседник вспоминает апрель 1986-го, когда произошла катастрофа на Чернобыльской атомной станции. На Михаила Ивановича легла большая ответственность по эвакуации людей: все имеющиеся пассажирские вагоны были задействованы в перевозках. В рейсы выводили полный состав проводников, людей отзывали из отпусков. А нужно было еще укомплектовать поезда всем необходимым и обеспечить их техническое обслуживание в пути следования. Как бы сложно ни было, коллектив под руководством Михаила Куцанова справился с поставленной задачей. В 1987 году в связи с резким увеличением объема перевозок на базе резерва проводников была создана дирекция по обслуживанию пассажиров. Возглавил ее Владимир Борейша, главным инженером назначили Ивана Дейкуна. Михаил Куцанов стал заместителем начальника дирекции – начальником резерва проводников.
Новой главой его трудовой биографии стал 1991 год: железнодорожник возглавил коллектив вокзала станции Гомель. Новая должность с первых дней потребовала еще больше ответственности и самоотдачи, профессионализма, умения быстро принимать правильные решения, работать в режиме многозадачности. Куцанов трудился, не считаясь с личным временем. Оказанное ему высокое доверие оправдал. За пять лет были выполнены все утвержденные планы по реконструкции вокзального комплекса: капитально отремонтировано здание старого вокзала и действующий тоннель, открылся новый пригородный вокзал, введен в эксплуатацию подземный переход. Кроме того, увеличилось количество билетных касс пригородного сообщения, появились дополнительные в каждом районе города. Все работы велись в условиях бесперебойного функционирования вокзала. Поезда через один из крупнейших узлов магистрали шли без задержек и срыва графика движения.
Много внимания и времени железнодорожник уделял общественной деятельности: дважды избирался депутатом Гомельского городского совета.
В 2011 году Михаила Куцанова единогласно избрали председателем районного комитета профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Гомельского отделения. Решению социальных вопросов и защите интересов человека труда он посвятил почти пять лет.

– Большую работу проделал мой предшественник Николай Карась. Мне оставалось поддерживать уровень достигнутого, – отмечает собеседник. – Благодаря социальному партнерству с руководством отделения нам удавалось решать все важные вопросы: гарантировать выполнение Коллективного договора, улучшать санитарно-бытовые условия и соблюдать охрану труда на местах, своевременно обеспечивать работников спецодеждой, средствами индивидуальной защиты. Главное, что вся проводимая работа была направлена на повышение безопасности движения поездов. И, конечно, в центре внимания – организация досуга железнодорожников, спортивные и творческие состязания. Я был избран членом президиума Дорожного комитета профсоюза, членом Совета Федерации профсоюзов Беларуси.
На заслуженный отдых Михаил Куцанов вышел в 2015 году. За добросовестный труд он удостоен знака «Почетный железнодорожник», имеет и другие отраслевые, а также профсоюзные награды.
– Юбилей встречаю в кругу родных и многочисленных друзей, – говорит Михаил Иванович. – Главная опора в жизни – моя семья. Рядом всегда супруга Татьяна. С 1981 года идем по жизни вместе. Судьба подарила нам двух дочерей – Ирину и Марию. Подрастают и радуют успехами внуки.

Оглядываясь назад, собеседник признается, что сделал правильный выбор в жизни, посвятив ее железнодорожному транспорту.

– Настоящее счастье – гармония внутри. И, конечно, отдавать всего себя тому делу, к которому лежит душа. Наверное, все это и дает энергию и наполняет нашу жизнь смыслом, благодаря чему хочется радоваться каждому дню и делиться этим с окружающими, – подытоживает Михаил Куцанов. – Талантливые коллеги и интересная работа, надежные друзья и любимая семья, теплые встречи и сложные задачи… Все памятно для меня. Ведь это – главы летописи моей жизни. Я благодарен судьбе, что привела меня на железнодорожную стезю, где мне пришлось работать, дружить, учиться, брать пример у старших товарищей, становиться настоящим профессионалом.

Лидия СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика