Май
Чт
30
2024

В основе всего – мастерство

«Дядя Михась, дайте с круга съехать», – просит одиннадцатилетний Миколка у машиниста и, получив разрешение, уверенно проводит паровоз по устройству. Преданные поклонники киноленты «Миколка-паровоз» (1956 год) хорошо помнят эту сцену в начале фильма. А жители Гродно точно знают, где ее снимали, – в местном оборотном депо. Тот самый поворотный круг здесь есть и сейчас (на фото).

Еще одна изюминка предприятия – оно единственное среди аналогичных структурных подразделений локомотивных депо дороги, где обслуживают тепловозы колеи и 1520 мм, и 1435 мм.
Знакомство с оборотным депо Гродно, которое входит в состав локомотивного депо Волковыск, мы начинаем с административного здания. Но прежде чем переступить его порог, на несколько минут задерживаемся около Доски почета, установленной недалеко от входа. На ней фотографии лучших работников, в том числе машинистов тепловоза Игоря Соловья и Ромуальда Гуляя, слесаря по ремонту подвижного состава Сергея Слизевича – приятно познакомиться (пусть и заочно)! И лишь после этого, отметив поэтичность фамилий, имен и отчеств (как оказалось, их обладателей среди работников предприятия немало, что тоже можно считать своеобразной изюминкой депо), направляемся в «эпицентр» – цех технического обслуживания, примыкающий к административному зданию. На ремонтной позиции в ожидании «диагностики» здесь пока только модернизированный тепловоз серии 2М62К и маневровый ЧМЭ3.
– Всего на данный момент ТО ожидают четыре локомотива, – рассказывает старший мастер Олег Пекарский. – Это именно тепловозы 2М62 и ЧМЭ3, которые используются на участке Гродно – Брузги. Особенность данных машин заключается в узкой колее (1435 мм). Их всегда обслуживают в цехе. Другие локомотивы (серии 2ТЭ10 и дизель-поезда ДР1А) проходят ТО-2 и ТО-3 отдельно.
За выполнение данного вида работ отвечают слесари по ремонту подвижного состава. Это 28 человек, распределенных по четырем сменам. В среднем за 12-часовой рабочий день они обрабатывают от 10 до 20 секций, а в месяц – около 150. Всего же с начала года техническое обслуживание на предприятии прошло более 5 тыс. секций.

Однако оборотное депо Гродно – это не только ТО, но еще и эксплуатация. В штате 54 локомотивные бригады. Они водят грузовые составы и поезда региональных линий экономкласса в направлениях Волковыска, Лиды, Поречья и Брузгов.

Кто из машинистов и их помощников может работать в одной связке, определяет психофизиологическое обследование, которое проводит психолог в локомотивном депо Волковыск. Затем на основе полученных результатов создает карты совместимости. При этом учитываются личностные характеристики, трудовой стаж и не только. Ведь локомотивная бригада должна быть взаимодополняемой по всем показателям, от чего во многом зависит безопасность движения поездов. За профессиональную подготовку машинистов и помощников отвечают опытнейшие машинисты-инструкторы Чеслав Обуховский и Иосиф Муравко.

Дежурный по депо Юрий Хотян и мастер Павел Баран. Их трудовой стаж на двоих – 60 лет. Эта цифра – красноречивое подтверждение того, что профессию выбрали по душе

– Работа интересная, – признается Чеслав Фридерикович. – Например, особенность плечей нашего обслуживания заключается в том, что за один день бригады проводят поезда от литовской границы до польской (направления Гродно – Поречье, Гродно – Брузги). Кроме того, осуществляем перевозки и за ее пределы – в Кузницу.
Чем еще примечательно оборотное депо Гродно? Здесь есть сварочное и токарное отделения (входят в структуру цеха технического обслуживания), где трудятся исключительные специалисты. Оказавшись в первом, знакомимся с электрогазосварщиком Зигмундом Рутковским. В коллектив предприятия он влился в 1994-м. Помимо устранения профильных неисправностей в локомотивах и моторвагонном подвижном составе является машинистом пескоподающей установки. Кроме того, Зигмунд Иосифович выполняет различные сварочные операции для предприятий всего Гродненского железнодорожного узла.
Не менее ответственные задачи и у токаря Виктора Кулика, который также один на весь узел. Железнодорожник – мастер не только по изготовлению различных деталей, например, но и по части всевозможных сантехнических и хозяйственных работ. О его профессионализме свидетельствуют и Благодарность начальника Барановичского отделения, и занесение на Доску почета локомотивного депо Волковыск. Ко всему прочему, Виктор Иванович несколько раз был в числе лучших дружинников Белорусской магистрали. Есть у него и грамота за активное участие в обеспечении охраны общественного порядка на объектах железнодорожного транспорта и тесное взаимодействие с ОВДТ от начальника УВДТ МВД Республики Беларусь. В оборотном депо Гродно Виктор Кулик трудится почти 30 лет. В свое время дорогу выбрал по примеру родителей, о чем ни разу не пожалел.
– Мне нравится моя работа, – отмечает Виктор Иванович. – Я нашел дело по душе, хороший коллектив и отличное руководство. Рад, что и мой сын стал железнодорожником.

Старший мастер Олег Пекарский

Таких примеров преемственности поколений в оборотном депо Гродно (в этом коллективе более 110 человек) немало. Это, к примеру, начальник предприятия Александр Бут-Гусаим и старший мастер Олег Пекарский, который также не пожалел, что в свое время пошел по стопам дедушки и отца и стал частью замечательного дружного коллектива. В депо он работает 9 лет, а на железной дороге – более 14. Его путь на магистрали начался в локомотивном депо Волковыск, где молодой человек освоил профессии бригадира, инженера-технолога и мастера. Затем вернулся на малую Родину, перейдя в гродненское подразделение начальником котельной.
– Сейчас как старший мастер, сдав профильный экзамен по колесным парам, вместе с мастером смены нашего депо и ревизором по безопасности движения поездов Барановичского отделения во время комиссионного осмотра посещаю такие предприятия как «Гродно Азот» и Скидельский сахарный комбинат, где есть собственный парк локомотивов, и провожу замеры колесных пар. После этого выдаем заключение о возможности их эксплуатации на путях общего пользования как предприятий, так и Белорусской магистрали, – рассказывает Олег Пекарский. Интересный факт о собеседнике мы узнаем уже по дороге к главной достопримечательности депо.
А вот и она, а точнее, он – легендарный поворотный круг. Со времени съемок здесь фильма «Миколка-паровоз» устройство, конечно, преобразилось. К тому же в прошлом году совместно с работниками Волковысской дистанции пути специалисты депо обновили верхнее строение пути, а еще годом ранее заменили полушпалы. В том, что гродненская «кинозвезда» в надежных руках, нет никаких сомнений.

Неподалеку от поворотного круга находятся склад топлива, котельная и дом отдыха локомотивных бригад, который с начала года посетили более 8 тыс. железнодорожников.

Административный корпус

Здесь отдыхают машинисты и их помощники из локомотивных депо Минск, Барановичи, Лида и Волковыск. К их услугам семь двухместных и три трехместных номера, укомплектованные необходимой мебелью, комнаты приема пищи и психологической разгрузки, гардеробная и душевая. В любое время суток можно приобрести и готовое горячее питание. Это комплексные обеды на любой вкус, приготовленные с использованием технологии шоковой заморозки.
Познакомив читателей со всеми структурными подразделениями депо, нельзя не отметить территорию, где оно расположено – везде царят образцовый порядок и чистота, которые коллектив создает и поддерживает сам. На особом контроле и условия труда. Так, в этом году заменили мебель в административном корпусе. В планах – ремонт пола в учебном классе.
– Также за нами закреплены три остановочных пункта на перегоне Гродно – Поречье (Каплица, Пересельцы и Лосево), территорию которых приводим и содержим в надлежащем эстетическом виде. Летом это сбор мусора и косьба травы, зимой – уборка снега, – отмечает Олег Пекарский и подытоживает: – Для областного центра наше депо небольшое, но оно очень своеобразное и не похоже на другие. И это действительно так!

Анастасия МЕЛЕХОВА

Яндекс.Метрика