Февраль
Вс
09
2025

В пяти шагах от века

Ветеран станции Барановичи-Центральные Любовь Калоша отметила 95-летие.

– Ой, а что говорить… – растерянно и взволнованно произносит Любовь Леоновна, когда узнает, что про нее хотят написать в отраслевой газете, ни один номер которой она не пропускает. Но буквально через минуту начинает рассказ: – Живу не одна, с сыном – он инвалид второй группы, практически не ходит. Конечно, тяжело, но справляемся. Родом я из деревни Хорошки, что в Гродненской области. Прежде чем стать железнодорожницей, три года работала учителем начальных классов (а именно второго) в школе в Озеранах, в 14 км от дома. По семейным обстоятельствам педагогическую деятельность пришлось оставить. В то время моя двоюродная сестра трудилась в багажном отделении на вокзале станции Барановичи-Полесские. Она же посоветовала и мне присмотреться к Белорусской магистрали. В январе 1951 года я стала учеником билетного кассира станции Неман. Спустя месяц обучения приступила к выполнению должностных обязанностей, а еще через полгода перевелась на станцию Барановичи-Центральные. Пока не переехала в город (в Барановичах живу с 1963-го), ездила со станции Выгода, которая расположена в паре километров от моей малой родины. Работали сразу втроем по суткам в тогда еще деревянном пассажирском здании. Потом, по мере укрупнения станции и увеличения пассажиропотока построили новое. За смену бывало и более ста билетов оформляли. Общаться приходилось с разными людьми. Знаете, станция и вокзал – это не только место встреч и расставаний. Здесь еще меняются и решаются судьбы людей, и мы, билетные кассиры, нередко становились не только свидетелями, но и участниками таких моментов. Помню, однажды мне в кассу принесли малыша – годика два с небольшим. Во время остановки его мама вышла на несколько минут из поезда, но не успела вернуться до отправления состава. В Барановичах ребенка передали дежурному по вокзалу. Малыш был напуган, плакал и кроме меня больше ни к кому не шел на руки. Посадила на колени и так работала до прибытия поезда, на котором ехала его мама. А как-то раз мужчина бросил женщину одну на станции. Ей нужно было ехать в Горький, а в карманах – ни копейки. Конечно, я одолжила ей на билет, и она потом все вернула. Как и иностранка, которая ехала из Лиды, а белорусских денег с собой не оказалось. За 34 года всякое бывало. Но это ничего. Главное – оставаться человеком и входить в положение людей. Быть билетным кассиром мне нравилось. На станции Барановичи-Центральные трудилась до 1985-го. За это время стала наставником для девяти специалистов. В числе моих учеников была и дочь в то время начальника станции, который лично попросил научить ее работать так, как умею это делать я. А если не будет слушаться, в шутку обещал принести ремень (улыбается). Вот такая моя история.
В следующую минуту Любовь Леоновна уже спешит на кухню, чтобы проверить, не подгорела ли картошка, томящаяся на плите. Готовка, уборка, другие домашние хлопоты – женщина справляется со всем. Сама же ухаживает и за сыном. А еще успевает и огородом заниматься – на трех сотках всегда порядок и красота. Сидеть без дела – это не про нее. К труду ветеран приучена с детства: у родителей был немаленький участок земли, а в помощниках только Люба (четверо детей умерли в раннем возрасте).
Еще больше закалила характер война, которая научила стойко преодолевать все тяготы в то страшное и тяжелое время. Это пригодилось и во взрослой жизни, но как бы ни было трудно, героиня публикации всегда находила возможность помочь другим. Так, она оказалась надежной опорой для двоюродных и троюродных братьев и сестер, благодаря ей все они стали одной большой и дружной семьей, какой остаются и сейчас. Вот и в день рождения самые теплые слова прозвучали именно от них – близких ей людей. С 95-летием поздравили железнодорожницу и представители станции Барановичи-Центральные – председатели ветеранской и профсоюзной организаций Марина Болмотова и Жанна Миселюк. Трудолюбивая, очень ответственная и исполнительная – в коллективе Любовь Леоновну всегда уважали и ценили. Ее профессионализм не раз был отмечен руководством станции и отделения.
Под стать маме оказалась и дочь Елена – железнодорожница с 36-летним стажем, которая начала свой путь товарным кассиром на станции Барановичи-Центральные, а после стояла у истоков создания отделенческого расчетного центра, где и трудилась до выхода на заслуженный отдых. К слову, Елена пошла по стопам не только мамы, но и папы: Алексей Георгиевич был составителем поездов. Они подолгу могли говорить о своей работе и железной дороге. Послушав рассказы взрослых, связать жизнь с магистралью решил и внук героини публикации Олег. Сегодня он старший ревизор по безопасности движения поездов профильной службы Управления дороги. Несмотря на ответственную должность и переезд в Минск, поздравил бабушку с 95-летием лично.
– Мама для нас пример во всем. Она была и остается до сих пор очень трудолюбивым и добрым человеком, – отмечает главная помощница, опора и поддержка Любови Леоновы дочь Елена. – Важное место в ее жизни по-прежнему занимает и железная дорога. Мама очень любила свою работу! Но ей нравилось не только организовывать и отправлять в поездки других, но и путешествовать самой. Всей семьей мы объехали всю Беларусь и даже добрались до Ташкента. Мама находила время также на вязание и шитье: сейчас сделанные ее руками, с любовью и теплом платки и кофточки согревают не только меня, но и мою внучку, а ее правнучку Марту.
Теперь свое свободное время Любовь Калоша проводит в основном за чтением. Быть постоянно в движении, чем-нибудь заниматься, не сдаваться годам и трудностям – в этом, пожалуй, и кроется секрет ее долголетия.

Анастасия МЕЛЕХОВА

Яндекс.Метрика