Дорога длиной в 100 лет
Сегодня столетний юбилей отмечает Минский государственный колледж железнодорожного транспорта имени Е. П. Юшкевича. За долгую историю этого учебного заведения более 25 тыс. выпускников, подготовленных по востребованным профессиям, внесли важный вклад в деятельность Белорусской железной дороги. В тесной взаимосвязи со стальной магистралью развивается колледж и в наши дни.
Вехи истории
- История Минского государственного профессионально-технического колледжа железнодорожного транспорта имени Е. П. Юшкевича началась 23 ноября 1922 года с создания на базе мастерских «Пламя революции» Минской школы ученичества Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги. Впоследствии заведение было преобразовано в фабрично-заводское училище железнодорожников, а в 1940-м стало называться железнодорожным училищем № 1.
- В годы Великой Отечественной войны оно находилось в эвакуации на станции Бузулук Оренбургской железной дороги. В послевоенные годы железнодорожное училище № 1 базировалось в двухэтажном здании на улице Железнодорожной, напротив Минского вагоноремонтного завода.
- В 1963-м было преобразовано в городское профессионально-техническое училище № 34, а в 1984-м – в среднее профессионально-техническое училище № 103. В 1992 – 2000 годах на базе заведения работал железнодорожный факультет Института современных знаний, где готовили экономистов-менеджеров для Белорусской магистрали. В 1997 году было создано отделение среднего специального образования, а в 2001-м училище было преобразовано в колледж. С 2004 года Минский государственный профессионально-технический колледж железнодорожного транспорта носит имя бывшего начальника Белорусской железной дороги Евгения Павловича Юшкевича.
Цифры и факты
- Сегодня Минский государственный колледж железнодорожного транспорта имени Е. П. Юшкевича – это большой комплекс, включающий 29 учебных кабинетов, 8 мастерских, вагон-тренажер, столовую, актовый зал, общежитие для учащихся на 530 мест и Культурно-спортивный центр.
- Получить путевку в жизнь учащимся помогают 76 наставников. Примерно треть из них – мастера производственного обучения, что свидетельствует о повышенном внимании к формированию профессиональных навыков. Многие педагоги имеют богатый опыт: свыше 85% из них отработали более 10 лет.
- С 1 сентября 2022 года семью учебного заведения пополнили 223 первокурсника. Всего в текущем году в колледже профессионально-техническое и среднее специальное образование получают 604 человека. Они проходят подготовку по широкому кругу профессий. Первые шаги делают будущие помощники машиниста тепловоза, электровоза и дизель-поезда, слесари по ремонту подвижного состава, монтеры пути, операторы дефектоскопной тележки, проводники пассажирских вагонов, билетные кассиры, горничные, осмотрщики-ремонтники вагонов, поездные электромеханики.
- Многие из выпускников колледжа оставили важный след в истории нашей страны. Среди них – четыре Героя Советского Союза и четыре Героя Социалистического Труда. Именно здесь путевку в жизнь получили некоторые руководители госорганов и крупных предприятий Беларуси и России. Сегодня выпускники колледжа трудятся на разных должностях в Управлении дороги, а также в столичном моторвагонном депо, локомотивных депо Минск и Молодечно, Борисовской и Минской дистанциях пути.
Лучшая тактика – теория и практика
Последние 100 лет в 160-летней истории Белорусской железной дороги ценнейшей кузницей кадров для стальной магистрали является Минский государственный колледж железнодорожного транспорта имени Е. П. Юшкевича. Как эволюционировало за это время учебное заведение и каковы стратегические планы на ближайшую перспективу? Об этом рассказал директор колледжа Дмитрий Стурлис – кстати, один из нескольких тысяч его выпускников.
– Дмитрий Зигмунтович, какие наиболее существенные изменения произошли в колледже за 100 лет?
– За этот период в его истории было огромное количество событий. И постоянно происходят новые. К примеру, в юбилейный год решили дополнительно собрать архивные документы, старые фото и узнали много интересного. В частности, о том, как сложилась судьба наших знаменитых выпускников, в каких условиях трудились педагоги.
Лично у меня вызывают восхищение смелость и решительность тех преподавателей, которые стояли у истоков создания нашего колледжа. Это сейчас к нам приходят выпускники 9-го или 11-го классов с определенным багажом знаний. А сто лет назад обучать железнодорожным профессиям приходилось и тех, у кого за плечами было всего пару классов школы.
Тяжелым испытанием стали годы Великой Отечественной войны, когда преподаватели и учащиеся вынуждены были отправиться в эвакуацию в далекую Оренбургскую область.
В послевоенное время железнодорожное училище № 1 базировалось в двухэтажном здании на улице Железнодорожной. Только в 1980 году учебное заведение переехало в новое просторное здание, в котором размещается и сегодня. Я как раз тогда поступил на первый курс и был свидетелем новоселья.
В то время готовили только по рабочим железнодорожным специальностям. Теперь в колледже есть и более высокий уровень – среднее специальное образование, позволяющее стать дипломированным специалистом.
Значительно расширился и перечень профессий. Например, сейчас осуществляется обучение будущих помощников машинистов дизельпоезда и электропоезда, чего раньше не было. В последние годы организовали подготовку составителей поездов, горничных, специалистов по организации движения и управлению на железнодорожном транспорте и других.
– Каким образом налажена в колледже работа, чтобы его выпускники получили самые крепкие знания и навыки?
– Мы создаем условия для того, чтобы учащиеся не только получали глубокие теоретические знания, но и умели их применять в работе. Для этого тщательно отрабатываем у учащихся полученные навыки. В целом у нас 40% учебной нагрузки – это производственное обучение и практика. И мы стремимся наращивать эту долю.
К примеру, для первокурсников в самом начале учебного года организовываем экскурсии на объект железной дороги по будущей профессии. Регулярно проводим выездные занятия на предприятиях: в столичных вагонном, локомотивном, моторвагонном депо, вагонном участке, Минской дистанции пути и других.
Второе важное направление – повышение уровня квалификации наших педагогов, профессиональное развитие. При подборе кадров в значительной степени ориентируемся на наших выпускников. Среди педагогов их и сейчас немало. Отдаем приоритет тем, у кого есть производственный опыт, стаж работы на предприятиях магистрали.
Педагогические работники колледжа регулярно проходят стажировки в депо, вагонном участке, на других объектах, внимательно знакомятся со всеми новациями.
Третий приоритет – современные педагогические технологии. Для успешного обучения недостаточно обладать большим багажом знаний и иметь продолжительный стаж работы на железной дороге. Очень важно уметь грамотно и эффективно делиться своими знаниями с учащимися. Поэтому и наши наставники не перестают самосовершенствоваться, занимаются методической работой, периодически проходят курсы повышения квалификации. Там они знакомятся в том числе и с применением в образовательном процессе информационных технологий.
И, наконец, четвертое направление – улучшение материальной базы. Конечно, хороший педагог может и на пальцах объяснить, и на доске нарисовать. Но есть современные эффективные технические средства обучения (мультиборды, компьютеры, компьютерные проекторы, тренажеры и другие устройства), которые делают информацию наглядной, а процесс обучения – интерактивным. Для современной молодежи это близко и понятно.
– Какие стратегические задачи планируется решать в колледже в ближайшие 5 – 10 лет?
– Как и прежде, первоочередной задачей будет обеспечение Белорусской железной дороги квалифицированными рабочими и специалистами в соответствии с ее потребностями. Магистраль будет развиваться – значит, появится новая техника, произойдут качественные изменения путевой и другой инфраструктуры, будут скорректированы и требования к компетенциям железнодорожников. Мы, конечно, будем отслеживать тенденции и в соответствии с ними совершенствовать педагогическую деятельность.
Большое внимание планируется уделять подготовке по рабочим профессиям. Ведь такие кадры на магистрали традиционно очень востребованы. Вместе с этим продолжится обучение до уровня среднего специального образования. И по первому, и по второму направлениям, конечно же, планируется уделять внимание практическим аспектам, формированию устойчивых и эффективных профессиональных навыков.
Мы рассматриваем и возможность расширения перечня специальностей и профессий, по которым осуществляем обучение. Например, обсуждаются предложения по организации подготовки электромонтеров СЦБ, дежурных по посту ЭЦ, приемосдатчиков груза и багажа. Уверен, что высокопрофессиональный коллектив колледжа успешно продолжит свою работу в интересах Белорусской железной дороги и всей страны.
Мастера обучения
Для мастеров производственного обучения Светланы Дедейко и Ольги Ковалёнок преподавание в Минском государственном колледже железнодорожного транспорта имени Е. П. Юшкевича – семейная традиция. Мама с дочерью имеют богатый профессиональный и педагогический опыт, щедро делятся им с парнями и девушками, решившими связать свою судьбу со стальной магистралью.
Внимание и поддержка
Светлана Дедейко в свое время тоже отдала предпочтение железной дороге. Отучилась в оршанском отраслевом колледже, затем около семи лет отработала в подразделении, которое сейчас входит в Главный расчетный информационный центр. В 1986 году пришла работать мастером производственного обучения в столичный железнодорожный колледж. Вначале помогала учащимся постигать специфику труда дежурного по станции. А в 1994-м сменила профиль и с тех пор готовит будущих проводников пассажирского вагона и билетных кассиров, а с нынешнего учебного года – еще и горничных.
Мастер производственного обучения не только помогает освоить профессию, но и выполняет важную роль классного руководителя и социального педагога, если проводить аналогии со школой. Ребятам, которые после 9-го класса поступают в колледж, нужны внимание, поддержка, помощь во многих вопросах, в том числе бытовых, касающихся проживания в общежитии и питания.
– Мне нравится моя работа, – говорит Светлана Владимировна. – Учить детей непросто и ответственно, но очень важно. Когда видишь профессиональный рост своих учеников, то радуешься вместе с ними. Это придает сил.
По примеру мамы
Ее дочь Ольга Ковалёнок после окончания 9-го класса поступила в столичный железнодорожный колледж, где на тот момент преподавала мама. Освоила там профессию проводника пассажирского вагона и несколько лет работала в Минском вагонном участке. Затем получила среднее специальное образование в том же колледже, после чего ей предложили работу мастером производственного обучения.
– Когда я была еще ребенком, мама меня иногда по субботам брала с собой на работу в колледж. И я видела, насколько сложный и ответственный ее труд, – вспоминает Ольга Викторовна. – Поэтому у меня изначально не было твердого решения пойти по стопам мамы. Но в какой-то момент все изменилось. Я ощутила, что хочу и могу. А еще поняла, что люблю детей, хорошо понимаю их. И теперь работа педагога мне нравится, приносит удовольствие.
Ольга Ковалёнок отмечает, что в профессиональном становлении ей очень помогла мама. Первые три года они даже работали рука об руку, вели одну и ту же группу. И Светлана Владимировна была внимательна и терпелива, подсказывала, поддерживала, щедро делилась педагогическим опытом и житейской мудростью.
И судя по тому, что ее дочь продолжает работать в колледже, стремится развиваться в этой сфере, наставничество принесло хорошие плоды.
Учить и учиться
За 36 лет педагогической деятельности Светлана Дедейко убедилась: чтобы добиться успехов в работе мастера производственного обучения, одних только глубоких профессиональных знаний недостаточно. Нужно обладать и такими человеческими качествами, как порядочность, справедливость, терпение и доброта. А еще не переставать учиться, чувствовать своих учеников.
Светлана Владимировна, как и другие ее коллеги по колледжу, регулярно проходит стажировку на предприятиях железной дороги и посещает курсы повышения квалификации. Не отстает и дочь, которая сейчас заочно обучается в БелГУТе.
– В профессии мы с мамой не конкуренты, а единомышленники, – уверена Ольга Ковалёнок. – Мы взаимозаменяемы, всегда готовы прийти на помощь друг другу. Я горжусь своей мамой. Как-то в «Железнодорожнике Белоруссии» была публикация о ней. Я показывала ребятам в колледже: «Смотрите, это о моей маме!».
Эстафета опыта
В чем измеряется профессионализм наставника? Ольга Викторовна убеждена, что прежде всего в достижениях учеников.
– Когда мои выпускники приходят на железную дорогу и трудятся с удовольствием, а руководство вагонного участка высоко их ценит и благодарит меня за хорошую подготовку ребят, это, конечно же, очень радует и вдохновляет, – признается она.
Светлана Дедейко добавляет, что ей придают сил в работе и успехи коллег. Особенно это касается тех, кому она помогала делать первые шаги в профессии.
– Сейчас со мной вместе работает моя бывшая ученица, которая стала мастером производственного обучения, – подытоживает Светлана Владимировна. – Как когда-то мою дочь и многих других, я поддерживаю ее и всегда радуюсь успехам.
С теплом и благодарностью
Обучение в колледже для многих стало важным этапом профессионального становления и личностного развития. Об этом рассказывают его учащиеся разных лет.
Николай Хвалей, начальник Барановичского вагонного депо в 1998 – 2020 гг., выпускник 1977 года:
– Обучение тогда еще в училище для меня ценно тем, что здесь приучали к дисциплине и взаимовыручке. Четкое следование расписанию занятий, форма дисциплинировали нас, юношей. Важнейшую роль в сплочении нашей группы сыграл мастер производственного обучения Николай Харитонович Новицкий. Было интересно и в свободное от занятий время. Например, я играл в футбольной команде училища на соревнованиях между столичными учреждениями профессионально-технического образования. А еще вместе с одногруппниками мы регулярно несли дежурство в составе добровольной народной дружины в районе Грушевки, где в частных домах жили многие учащиеся. Ведь общежития тогда еще не было. Годы обучения я вспоминаю с теплом и благодарностью. Этот период стал важным этапом моего профессионального и личностного развития.
Роман Усс, учащийся второго курса колледжа:
– В колледж меня привела мечта. Еще в детстве как-то с родителями проходил рядом с железной дорогой, увидел большой поезд и загорелся желанием когда-нибудь и самому управлять такой техникой, водить поезда. Сейчас учусь на помощника машиниста. Осваивать профессию непросто: нужно быть целеустремленным, шаг за шагом изучать много технической информации. Но без этого не обойтись. Ведь работа будет напряженной и ответственной. Задача локомотивной бригады – обеспечить безопасность движения поездов, своевременно доставить грузы и пассажиров. Но я таких трудностей не боюсь. Очень благодарен преподавателям и мастерам производственного обучения, которые помогают разобраться в сложных вопросах, поддерживают, психологически настраивают на дальнейшую работу на Белорусской железной дороге.
Вероника Емельяненко, проводник пассажирского вагона Минского вагонного участка, выпускница 2008 года:
– Полученные во время учебы профессиональные знания позволили мне успешно пройти производственную практику на поезде сообщением Минск – Адлер и в дальнейшем трудиться на самых разных маршрутах. Сегодня я периодически общаюсь с моим наставником в колледже – мастером производственного обучения Светланой Владимировной Дедейко, которая продолжает готовить новое поколение железнодорожников, приводить их на производственную практику в Минский вагонный участок. Три года обучения в колледже запомнились не только получением полезных знаний, но и яркой творческой жизнью.
Я часто и с большой радостью выступала на сцене актового зала, пела и танцевала, участвовала в различных конкурсах, развивала свои творческие способности. И такие навыки не раз помогали мне при подготовке к конкурсам профессионального мастерства. Кроме того, в нынешнем году я выступала с хореографическим номером на концерте ко Дню железнодорожника в Культурно-спортивном центре Минского отделения дороги.