Февраль
Чт
06
2025

Надежность, проверенная временем

Гомельской дистанции сигнализации и связи – 100 лет! За это время предприятие не раз реорганизовывалось, расширялось и, конечно, развивалось. Однако неизменными оставались производственные традиции, профессионализм и высокий уровень мастерства его работников. Из года в год гомельчане обеспечивают надежную работу устройств СЦБ и связи, бесперебойное и безопасное движение поездов. Очередное достижение – премия имени машиниста В. А. Яцкевича по итогам работы за 2021 год.

Начальник дистанции Александр Сироткин

Высокую дорожную награду коллектив предприятия получал также за 1996-й, 2008-й, 2019 год. Кроме того, ее лауреатами были специалисты участка механизированной сортировочной горки (2009) и ее начальник Иван Макаренко (2016), персонал линейно-производственного участка по обслуживанию устройств СЦБ (2017). Это главное подтверждение того, что дистанция в числе стабильно работающих подразделений дороги. И дело даже не в современной технике и аппаратуре, а прежде всего в людях, которые их обслуживают. Именно так считает начальник предприятия Александр Сироткин – энергичный и грамотный руководитель.
– Огромная благодарность и признательность нашим ветеранам, посвятившим долгие годы развитию предприятия, созданию добрых традиций и подготовке достойной смены. Спасибо за отличную работу нынешнему поколению связистов и эсцебистов, – отмечает собеседник. – Коллектив наш очень сплоченный, люди трудятся по многу лет, и мы гордимся нашими кадрами. 21 работник отмечен знаком «Почетный железнодорожник», 37 удостоены знака «Выдатнік Беларускай чыгункі», еще девять – знака отличия «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» разных степеней. Полный кавалер награды – телеграфист телефонно-телеграфной станции Галина Марковская. Старший электромеханик Александр Скороходов награжден Почетной грамотой Совета Министров Республики Беларусь, а его коллега Андрей Ермаков – Почетной грамотой Министерства транспорта и коммуникаций. Благодарность Президента Беларуси объявлена электромонтеру Владимиру Кучерову. Спасибо каждому за высокий профессионализм и добросовестную работу. Уверен, мы не остановимся на достигнутом, ведь впереди нас ждут новые цели и задачи.
К истории гомельчане относятся с подчеркнутым уважением. В канун векового юбилея в свет вышла книга-летопись предприятия. От телеграфа до микропроцессорных систем – такой глобальный событийно-временной пласт охватывает издание. В нем собраны уникальные фотографии и копии документов, воспоминания ветеранов войны и труда, воспроизведены главные даты и этапы развития дистанции, фамилии руководителей и работников. На страницах книги рассказано и о том, чем сегодня живет предприятие.
Своеобразным свидетелем истории является здание, где размещаются ЛАЗ и администрация: оно построено в 1945 году. Символично его местоположение – в двух шагах от корпуса БелГУТа, где до 1953-го находилось Управление Белорусской магистрали.
История дистанции началась в ноябре 1922 года. Со временем расширились технические возможности: активно внедрялись устройства СЦБ, развивалась линейно-путевая связь. Но грянула Великая Отечественная. В тяжелейших условиях связисты-железнодорожники, рискуя собственной жизнью, обеспечивали фронт и тыл качественной связью, без которой немыслимо было управление движением поездов. За проявленное мужество и самоотверженный труд многих отметили боевыми наградами.

Старший электромеханик связи Евгений Ерофеев, электромеханик Антон Делец, электромонтер Олег Карпов и электромеханик Евгений Куцепалов

Среди них и ветеран дистанции Надежда Митрофановна Лесникова. Женщина-легенда – так ее называют на предприятии.
В нынешнем году ей исполнилось 102 года! В марте 1942-го сержанта Лесникову призвали в армию, а через несколько месяцев назначили командиром отделения телеграфистов. В октябре 1943-го направили в Тегеран, где проходила конференция глав стран «большой тройки» – Сталина, Рузвельта и Черчилля. И первое сообщение в Москву отправила именно Надежда Митрофановна. Это была фраза: «У аппарата Иосиф Виссарионович, доехали благополучно».
Как только город над Сожем освободили от немецко-фашистских захватчиков, железнодорожники начали возвращаться. В то время существовали две дистанции связи: 1-я обслуживала устройства СЦБ и линейные сооружения связи узла, а 9-я обеспечивала связью Управление дороги. В конце 40-х на отдельных участках стрелки оборудовали гидравлической централизацией, маршрутно-контрольными устройствами, была восстановлена семафорная сигнализация. В 1953 году Минская и Белорусская железные дороги объединены в Белорусскую с управлением в Минске.
1960 – 1980-е годы – время бурного экономического роста. Увеличение объемов перевозок требовало расширения пропускной способности и надежной работы всех устройств СЦБ. В дистанции заработала отечественная автоматическая телефонная станция, полуавтоматическая блокировка с полярной линейной цепью и электрическая централизация.
В 1973 году на Гомельщине первой на сети дорог заработала диспетчерская централизация системы «Нева», а через два года система ПОНАБ-3. В это время началась эра релейной централизации и кодовой автоблокировки. К концу десятилетия Гомельская дистанция одной из первых на Белорусской была оснащена электронными телетайпами с микропроцессорным управлением.
С приходом 90-х закончилась эпоха ручного управления стрелками. В 2001 году были уложены первые километры ВОЛС, а на станциях появились комплексы КТСМ-01 для диагностики подвижного состава.
Перед коллективом дистанции в разные периоды стояли важные цели, но всегда гомельчане шли к ним уверенно. Руководили предприятием талантливые, грамотные специалисты, болеющие душой за дело. Среди них – Александр Кутенко, Леонид Богомолов, Александр Рагузин, Владимир Прокопюк. В 2015 году предприятие возглавил почетный железнодорожник Александр Сироткин – такой же преданный профессии человек, 30 лет посвятивший магистрали. С тех пор было сделано многое. Например, завершилось строительство автоблокировки с централизованным размещением аппаратуры АВЕ-1-ВС на участке Светоч – Костюковка – Лазурная, микропроцессорной централизации ЕSA-44-ВС на станции Костюковка. Большую работу провели на станциях и в ходе внедрения ДЦ «Неман». В линейно-аппаратном зале смонтированы централизованные системы контроля и управления устройствами цифровой сети связи, мониторинга охранно-пожарной сигнализации устройств электропитания и линейных станций. Работает программно-аппаратный комплекс контроля и управления цифрового коммутатора АМК «Гранит», который обеспечивает связью все станции и предприятия Гомельского отделения. Сейчас почти завершена модернизация горочных комплексов, проведен капитальный ремонт и обновлены устройства на станции Терюха, планомерно заменяются комплексы КТСМ-01 на КТСМ-02. Железнодорожники регулярно повышают профессиональную квалификацию.

Электромеханики Владислав Малашенко и Максим Лаптев, электромонтер Андрей Маярчук

Электрификация участков Жлобин – Гомель – Калинковичи и внедрение микропроцессорных систем стали дополнительным стимулом для модернизации и обновления устройств СЦБ и связи.
– Основной груз ответственности лег на плечи наших специалистов. И с поставленными задачами они справились успешно, – отмечает Александр Николаевич. – В июне прошлого года микропроцессорную централизацию стрелок и сигналов внедрили на станции Гомель (Нечетная система). В 2022-м переключили на нее соседние станции – Гомель (Четная система) и Гомель-Северный. При этом был учтен опыт, полученный на других объектах. Наши специалисты помогали коллегам при внедрении МПЦ в Калинковичском и Жлобинском узлах.
Устойчивая и безаварийная работа устройств СЦБ, автоматики, телемеханики и связи в первую очередь зависит от грамотной организации технологического процесса, а также от своевременного и качественного обслуживания оборудования. Ремонтная программа на год включает также замену кабельных и релейных шкафов, путевых ящиков, путевых и сигнальных трансформаторов, светофоров и другой аппаратуры. Специалисты предприятия обслуживают участки магистрали общей протяженностью около 350 км. Автоматической автоблокировкой оборудованы 264 км, полуавтоматической – 83,8 км, диспетчерской централизацией – 292,2 км, 847 стрелочных переводов – электрической централизацией.
– Объемы работ немалые, но любые испытания лишь закаляют характер. Со всеми задачами наш коллектив справляется достойно: если уж делают, то на совесть, – отмечает руководитель. – Звание лидера ко многому обязывает. В планах – замена АТС, строительство оптико-волоконной линии на участке Гомель – Калинковичи и обновление автопарка. Символично, что вековой юбилей дистанция празднует в год 160-летия Белорусской железной дороги. Это хороший повод подвести итоги и с новыми идеями двигаться вперед. Коллектив дистанции – это когорта профессионалов, в которой трудолюбие и взаимовыручка позволяют ставить и выполнять самые сложные задачи, достигать высоких результатов. Хочу пожелать всем нам не останавливаться на достигнутом и обеспечивать безаварийную работу вверенных устройств.
А дорогим ветеранам – здоровья и долгих лет жизни!

Лидия СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика