Май
Сб
18
2024

И призвание,и жизненный путь

Читатели газеты «Железнодорожник Белоруссии», которые многие годы поддерживают связь с изданием, хорошо помнят одного из самых опытных ее сотрудников – Марианну Анищенко. В отраслевое издание она пришла в 1990 году и за время работы корреспондентом, заместителем главного редактора, ответственным секретарем завоевала авторитет и уважение читателей благодаря своим публикациям, разнообразию тем, отличавшихся знанием проблем и забот отрасли, искренним и интересным находкам.

За большой личный вклад в развитие отраслевого издания и многолетнюю творческую работу она награждена значком «Отличный работник Белорусской железной дороги», Почетной грамотой Белорусской железной дороги. Сегодня Марианне Олеговне Анищенко исполняется 70 лет.
– Я северянка, родилась в небольшом поселке Усть-Кулом Коми АССР, – рассказывает Марианна Олеговна. – Край с суровой зимой и коротким теплым летом. Но я любила его природу, чистый таежный воздух. Хорошо помню и семейные походы на лыжах в лес. Семья наша была дружной. Отец Олег Андреевич, уроженец Минской области, был военным строителем, в свое время окончил Ленинградский институт живописи, архитектуры и скульптуры имени И. Е. Репина. Несколько его натюрмортов бережно храню до сих пор.Моя мама Ада Прокофьевна с Витебщины. Она окончила железнодорожное училище, работала на Белорусской магистрали. Увлеченная поэзией, и сама сочиняла стихи. как люди творческие, свою любовь к прекрасному родители сумели передать и мне.
В детстве Марианна и не мечтала о журналистике, ей хотелось быть медиком. Когда девушка перешла в 8 класс, ее семья переехала в столицу республики Сыктывкар. И уже тогда она начала писать стихи и заметки о школьной жизни в местную газету. По окончании десятилетки выпускницу пригласили работать в республиканский телерадиокомитет. Она хорошо помнит командировки к оленеводам, лесорубам и рыбакам. А далее были Курск и работа на радио, учеба на отделении журналистики в Воронежском государственном университете. Когда семья переехала в Минск, Марианна Анищенко пришла в редакцию «Железнодорожника Белоруссии».
За плечами у нее уже был большой опыт работы в средствах массовой информации. Но, признается, в отраслевом издании вначале чувствовала себя неуверенно. Редакцию тогда возглавлял Иван Шутик, опытный журналист, строгий в своих требованиях. Под стать ему был и творческий коллектив. Корреспонденты хорошо владели железнодорожными терминами, глубоко разбирались в особенностях отрасли. Ей же, не имевшей об этом ни малейшего представления, нужно было достаточно быстро овладеть этими знаниями.
Находясь в командировках и беседуя со специалистами, она не стеснялась спрашивать у них то, что ей было непонятно, объясняя тем, что новичок в отрасли, но очень хочет все знать и понимать.
За годы работы в редакции она полюбила и Белорусскую магистраль, и ее людей. Ее впечатляло то, что железнодорожники преданы своему делу, проявляя в работе большую ответственность и полную самоотдачу. Подобного раньше не встречала никогда.
Ей довелось курировать Брестское отделение дороги. С почтением и благодарностью Марианна Олеговна отзывается о тех, о ком ей приходилось писать. Это Владимир Игнатюк, начальник отдела отделения, а еще он краевед и просто очень эрудированный человек. Василий Поволанский в то время был начальником дистанции защитных лесонасаждений, профессионал и фанат своего дела. Савва Шпудейко тогда работал дежурным по вокзалу станции Брест, стоял у истоков создания музея истории Брестского вокзала, а уже на заслуженном отдыхе продолжал летопись родного предприятия. Владимир Жерело, почетный железнодорожник, с середины 1990-х годов начальник Брестского отделения дороги, всегда с пониманием относился к публикациям в газете, в которых поднимались проблемные вопросы в отделении. «Множество людей, с которыми меня сводила судьба, способствовало моему профессиональному росту, они были примером ответственности и умения гордиться своим трудом», – отмечает наша героиня.
Она писала всегда о том, что интересовало читателей, вызывало в их душах эмоциональный отклик.
…1996 год. Прошло десять лет со дня трагедии на Чернобыльской АЭС. Анищенко отправилась на загрязненные станции Могилевского отделения. В своих путевых заметках она делает акцент на судьбах тех, кто вынужден был там жить и работать. Несмотря ни на что, люди трудились, обзаводились семьями. Все чаще встречались свежепокрашенные дома, даже новостройки. И все же проблем хватало, требовались лучшие условия для жизни. Статья в газете под заголовком «Десять лет, которые…» заканчивалась выводом: «Очень важно не оставлять людей один на один с проблемами, как жить. Ведь это испытание на прочность выпало не только на них, но и на долю, совесть каждого из нас».
В том же году была еще одна командировка в Могилевское отделение. Прошли встречи, собрали большой и интересный материал. И можно возвращаться в Минск. Но вот внимание корреспондента привлек выпуск новостей областного радио. В нем сообщалось, что в регионе вынуждены сократить количество сестер милосердия, поскольку нет средств для выплаты им заработной платы. «На ком экономим?» – завершил диктор это сообщение совсем не риторическим вопросом. И в скором времени в «Железнодорожнике Белоруссии» появился отклик неравнодушного корреспондента на услышанное по радио.
В публикации под заголовком «Дом, где согреваются сердца» Марианна Анищенко рассказала о том, что в одном из многоквартирных домов Могилева для железнодорожников уже полгода работает Дом для нуждающихся в помощи ветеранов отрасли. Этот проект открылся благодаря усилиям Дорожной организации Белорусского общества Красного Креста, отделения магистрали и отделенческой больницы. Забота о пожилых людях чувствовалась во всем. Комнаты для ветеранов были меблированы, а пенсионеры получали медицинскую и другую помощь, в которой нуждались. Вместе они смотрят телевизор, встречают праздники. И за всем стоят администрация и общественные организации отделения, руководители подразделений и предприятий.
Приняв когда-то внешнюю романтику профессии журналиста, Марианна Олеговна потом поняла, что за этим стоит отнюдь не легкий труд. Но романтиком тем не менее она осталась и в период работы в отраслевом издании, веря в то, что хороших и добрых людей все же больше. Наверное, поэтому в ее зарисовках о людях, их судьбах – будь то руководитель, телефонист дистанции сигнализации и связи или заведующий отделенческой столовой – чувствовалось стремление автора прикоснуться к душе героя публикации, отметить его отзывчивость и теплое человеческое общение. Лучшие человеческие качества проявлялись и в ее отношениях с коллегами. Будучи заместителем главного редактора, она никогда не поучала сотрудников. Но ей запомнился дельный совет в то время главного редактора Анатолия Дидыка: «Никогда не критикуй человека при всех. Вызови в кабинет, там и скажи ему, что считаешь нужным».
Марианне Анищенко подвластны были не только различные жанры журналистики. Она периодически готовила и «Литературную страницу», где рядом с творчеством других читателей публиковались и ее рассказы на житейские темы, стихи, пронизанные искренними чувствами и переживаниями автора. Их печатали и другие издания. Кстати, с железнодорожниками, имеющими поэтический талант, она знакомилась во время командировок и приглашала их к сотрудничеству.
Сегодня Марианна Олеговна на заслуженном отдыхе. Она по-прежнему интересуется жизнью магистрали. Читает каждый номер отраслевой газеты, с удовлетворением отмечает творческие успехи нынешних сотрудников редакции и желает им новых интересных проектов.

Станислав САВЧЕНКОВ

Яндекс.Метрика