Май
Ср
29
2024

«Судьба депо – моя судьба…»

Эти слова по праву могут сказать работники и ветераны локомотивного депо Кричев. Сегодня предприятие отмечает 90-летие. Важная дата, к которой здесь подошли, сохранив и приумножив добрые традиции, заложенные не одним поколением железнодорожников.

Начальник локомотивного депо Кричев Вячеслав Цумаров

За 90 лет своей истории локомотивное депо Кричев пережило несколько этапов становления и развития. Своим появлением оно обязано строительству участков железных дорог Орша – Унеча и Рославль – Кричев – Могилев – Осиповичи. Станция Кричев стала крупным железнодорожным узлом, в связи с чем возникла потребность в создании основного локомотивного депо, которое начало функционировать 30 ноября 1932 года.
На первоначальном этапе в нем осуществляли эксплуатацию приписного парка паровозов и их промывочный ремонт. Работа предприятия продолжалась до начала Великой Отечественной. В военный период оно было практически разрушено, восстановление началось только осенью 1943-го после освобождения Кричева. В числе тех, кто приближал Победу, были и железнодорожники – 42 работника депо удостоены орденов и медалей за борьбу с врагом. В послевоенное время страна быстрыми темпами отстраивалась и нередко женскими руками. В кричевскую историю вписано имя Клариссы Глушаковой (Минаевой). С 1945-го по 1947-й она трудилась помощником машиниста, а затем вплоть до 1952 года стояла за правым крылом паровоза. Кларисса Александровна была единственной женщиной-машинистом в летописи локомотивного депо Кричев.
К слову, паровозы стали своего рода брендом предприятия. В середине 60-х, когда на Белорусскую железную дорогу уже поступали тепловозы, здесь продолжали эксплуатировать паровые машины, хоть и более мощные, серии Л. В 1973-м пассажирское движение уже начали обслуживать тепловозы ТЭП60, а пригородное – дизель-поезда. С мая 1975 года в грузовом движении идет замена паровозов на тепловозы ТЭ3.
Серьезные изменения в работе депо произошли в 80-х годах. Был построен цех эксплуатации, парк пополнился маневровыми тепловозами ЧМЭ3. Машинисты и их помощники прошли переквалификацию. Тогда же маневровые локомотивы начали водить в одно лицо. Продолжилось совершенствование и ремонтного процесса: появился станок для обточки колесных пар без выкатки из-под локомотива. В середине 90-х освоены восстановительный ремонт щелочных аккумуляторных батарей и модернизация шахт холодильников тепловоза ЧМЭ3, начато производство полозов токоприемников для электроподвижного состава Белорусской железной дороги.
В настоящее время в локомотивном депо Кричев трудятся 298 человек. «Коллектив сплоченный и надежный. Дисциплина и порядок сохраняются на высоком уровне», – так характеризует подчиненных начальник Вячеслав Цумаров. На этом предприятии он работает 17 лет. Начинал слесарем, а в 2021-м возглавил депо. Можно сказать, что дело выбрал по примеру отца, который 42 года трудился здесь же машинистом. Почетный железнодорожник Александр Цумаров и сейчас, будучи на заслуженном отдыхе, заходит в родное депо. Как и другие ветераны, чьим трудом оно развивалось и крепло. Иногда они останавливаются у баннера «История поколений», узнают себя на снимках и улыбаются, вспоминая непростую, но такую насыщенную событиями молодость.
Михаил Лесников в локомотивное депо Кричев пришел в 1973 году. Начинал бригадиром автоматного цеха, потом работал помощником машиниста паровоза, а затем тепловоза, прошел обучение и стал машинистом. Его трудовой путь был богат событиями, а последние 10 лет перед выходом на пенсию был заместителем начальника по ремонту.
– В свое время мы освоили все виды ремонта паровозов, – вспоминает Михаил Маркович. – Если мне сейчас предложат вести такую машину, уверен, что смогу это сделать. А в настоящее время я состою в совете ветеранов локомотивного депо. Всего в нашей организации 151 человек. Мы участвуем в различных мероприятиях, в том числе дорожных и городских. Так, довелось побывать в «Поезде Победы», когда он останавливался в Кричеве. Хорошее дело, такое молодежи обязательно надо показывать.
– Многое было создано благодаря фундаменту, заложенному предыдущими поколениями, – подчеркивает в беседе начальник локомотивного депо Кричев Вячеслав Цумаров. – Наши ветераны – всегда желанные гости. Они не забывают родное предприятие, следят за его жизнью. И мы всегда откликаемся на просьбы, помогаем, если требуется. Отмечая знаменательную дату, хочется вспомнить руководителей разных лет и прежде всего первого начальника Ивана Карпова, который стоял у истоков создания депо. На благо нашего общего дела трудились и вели за собой других Павел Кондрух, Евдоким Лабанов, Григорий Приходько, Александр Денисов, Семен Пасюк, Виктор Грищук, Дмитрий Стасев, Иван Козявский, Александр Сивенков. К юбилею мы подошли с крепким коллективом, который основывается на преемственности.
Достопримечательность локомотивного депо Кричев – единственный на отечественной магистрали резерв паровозов. На балансе – 10 «машин истории». Немного усилий – и некоторые из них могут вновь отправиться в путь, как это сделала год назад уникальная «эрка» во время съемок многосерийного фильма. С рельсов истории на настоящие стальные ее вывела паровозная бригада из числа работников депо. А в прошлом году одна из машин переехала с базы запаса на привокзальную площадь, став новой достопримечательностью города.

В первом ряду – ветераны предприятия Василий Артемьев, Галина Климовцова, Николай Турков, Михаил Лесников. Во втором – слесари Игорь Красношапка, Дмитрий Марфонов, Данила Грибунов; машинисты Александр Кондрашев, Валерий Василенко, Павел Девбунов; слесари Александр Ефименко, Владимир Готовчик

Конечно, «лицо» депо – локомотивные бригады. Сегодня это 95 машинистов и 77 помощников, которые работают в грузовом, маневровом и пассажирском видах движения. Плечи обслуживания – Могилев, Орша, Унеча. Машинист дизель-поезда Валерий Василенко в депо уже 35 лет. За это время он не раз был поощрен за свой труд грамотами, его фото украшало отделенческую и районную Доски почета, награжден нагрудным знаком отличия «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» III и II степеней. Кроме того, он участвовал во Втором и Третьем слетах машинистов.
– Я работал и в грузовом, и в маневровом движении, а сейчас в пассажирском. Вожу поезда в направлении Могилева, Орши, Белынковичей. За левым крылом – помощник Дмитрий Шутов, – рассказывает Валерий Васильевич. – Для машиниста важны уверенность в своих действиях, умение работать с людьми, грамотность. Считаю, что в профессии состоялся, потому что дело свое люблю.
В текущем году локомотивное депо Кричев (к слову, не первый раз) занесено на Доску почета Могилевского отделения. Это яркое свидетельство того, что в коллективе работают на совесть и добиваются поставленных задач.
– Мы с полной ответственностью трудимся над выполнением доведенных заданий. Так, показатели, измеряемые в тонно-километрах брутто, в прошлом и этом годах превысили 100% к плану, – говорит начальник локомотивного депо Кричев Вячеслав Цумаров. – Хорошие цифры и по грузопотоку, активизировалось унечское направление. Собственный приписной парк – 11 тепловозов серии ЧМЭ3. В депо осуществляется их техническое обслуживание в объемах ТО-2, ТО-3, ТО-4 и текущий ремонт ТР-1, а также ТО-2 тепловозов серии 2ТЭ10. Не так давно предприятие прошло сертификацию и получило право на проведение капитального и среднего ремонтов снегоочистителей СДП и СДП-М. Осваиваем и новые для себя виды работ. Так, в настоящее время проводим первый ремонт дрезины ДГКУ для Кричевской дистанции пути, в дальнейшем планируем развивать этот вид деятельности. Взаимовыгодно сотрудничаем и со сторонними организациями: выполняем техобслуживание по заказам предприятий «Белорусский цементный завод» и «Кричевцементношифер». Кроме того, занимаемся ремонтом теплообменников тепловозов 2ТЭ10 и М62, секций радиаторов охлаждения тепловозов 2ТЭ10, М62, ЧМЭ3. В депо уже достаточно давно налажен выпуск готовой продукции: полозов и кареток токоприемников электровозов, а также расширительных баков тепловозов ЧМЭ3 и 2ТЭ10, которые мы изготавливаем для всей дороги.

Ветеран депо Василий Морозов у стенда «История поколений»

Здание дома отдыха локомотивных бригад в 2014-м капитально отремонтировали. В распоряжении гостей шесть комфортных номеров, оборудована комната приема пищи. Здесь есть кабинет психолога и комната психологической разгрузки, где также можно восстановиться и отдохнуть. За домашний уют отвечает радушный коллектив под руководством заведующей Виктории Беспятой. Чистоту и порядок поддерживают четыре дежурные, самая опытная из которых Ольга Балабайкина «на посту» уже 18 лет.
На предприятии проводится постоянная работа по созданию комфортных условий труда, поощряется стремление к профессиональному росту. Свои навыки представители локомотивного депо Кричев не раз демонстрировали в отделенческих и дорожных конкурсах «Лучший по профессии». Здесь действуют профсоюзная организация и первичка ОО «БРСМ». Коллектив обновляется, но текучки нет – все-таки предприятие для города значимое, и работать здесь престижно.
– В этом году я окончил БелГУТ. На распределении был выбор между Минском и Кричевом. Я решил вернуться в родной город, – поделился слесарь по ремонту подвижного состава Александр Ефименко. – В своем выборе не разочаровался, так как попал в коллектив, в котором действительно хочется работать. Мне помогли с адаптацией, всегда подсказывают, если есть вопросы. А в планах на будущее – работать и достигать новых вершин профмастерства.
90-летие в локомотивном депо Кричев отметят 2 декабря торжественным собранием, на которое приглашены руководители Могилевского отделения, ветераны. Состоится чествование лучших работников, прозвучат заслуженные, добрые слова в адрес всего коллектива. Оставляя позади 90 лет, локомотивное депо Кричев делает уверенный шаг в свое новое десятилетие, с каждым разом приближаясь к вековой отметке. Но глядя вперед, здесь не забывают историю. Историю, которой по праву можно гордиться!

Яндекс.Метрика