Чтоб не сбиться с пути
«Калі б змог я жыццё пачаць нанава,
Зноў сяліўся б ля роднай ракі:
Залатое маё Дараганава,
Дарагія мае землякі…»
Такие строки написал поэт Янка Непочелович, который преподавал белорусский язык и литературу в школе деревни Дараганово. Это место на карте Беларуси поистине уникально – здесь сплетаются истории магистрали и отдельных семей. Место с удивительно красивой природой, подарившее много талантливых людей. Попав сюда однажды, вы рискуете влюбиться в Дараганово.
– Я здесь родилась, училась в начальных классах школы, которая сама по себе уже история – ей более 100 лет. Когда-то в этом учебном заведении преподавала, например, сестра писателя Михася Лынькова – Анна Тихоновна, а среди выпускников немало известных людей, – рассказывает начальник станции Осиповичи-3 Елена Матус. – Позднее, когда я с родителями жила уже в Осиповичах, в Дараганово проводила все каникулы и практику от училища проходила здесь же на станции. Так что с этим местечком я связана прочно.
Сегодня Дараганово носит статус агрогородка. Его история интересна, овеяна множеством легенд и тесно связана с железной дорогой. Именно ей, а также местным помещикам, станция и одноименный населенный пункт обязаны своим существованием.
В конце XIX века эти земли купили представители семьи Дараган, которых покорили красивые места, обширные лесные и речные угодья. У новых владельцев возник необычный бизнес-план – проложить железнодорожную ветвь от Осиповичей до Старых Дорог. Благодаря усилиям Матвея Яковлевича, а также Осипа Федоровича и Ивана Федоровича Дараганов этот масштабный проект был воплощен в жизнь. В 1896 году за восемь месяцев построили 40 км полотна, два кирпичных станционных здания, столько же мостов и разъездов, подъездные пути и инженерные сооружения. Высокая комиссия приняла железнодорожную ветвь без единого замечания, а опыт ее создания в дальнейшем использовался по всей Российской империи.
Благодаря магистрали жизнь в регионе закипела. По рельсам Дараганы отправляли в вагонах лес. Вскоре вокруг станции Радутичи появилось и само поселение. В 1900 году после гибели Матвея Яковлевича его вдова обратилась к губернатору с просьбой о переименовании станции Радутичи в Дараганово, что и было исполнено. По прошествии времени потомки этого рода приезжали из-за границы на родину предков и даже передали в Осиповичский районный историко-краеведческий музей фамильные вещи бывших землевладельцев. Есть такие и в Дарагановском школьном комплексном краеведческом музее. А еще именно здесь хранятся оригиналы документов по строительству этого участка железной дороги.– Историю родного края я знаю. И более того, мне посчастливилось быть причастной к работе по ее сохранению, – делится Елена Николаевна. – Моя первая учительница Зинаида Григорьевна Верещак для Дараганово личность легендарная. Она стала инициатором создания в нашей деревне краеведческого музея, привлекла к этой деятельности и нас, школьников. Мы ходили по домам, собирали будущие экспонаты. Было очень интересно.
Сегодня в школьном краеведческом музее почти 5 тыс. экспонатов. Есть среди них и просто удивительные, которые дают право предполагать, что когда-то в этой местности могли бывать настоящие викинги. Коллекция пополняется и подарками. Один из таких – настоящий бивень мамонта. Музейная работа в Дараганово не останавливается благодаря живущим здесь неравнодушным людям.
– Очень важно сохранить свои корни и историю. Но самые счастливые воспоминания все же связаны просто с детством. В то время дома мы не сидели – какое там, если речка рядом, буквально за домом – через огород, через луг, и вот она – Птичь! Как на нее не сбежать?
А еще ходили в лес за ягодами и грибами, – вспоминает Елена Матус. – Зимой из школы пока доберешься, все сугробы перемеряешь, со всех горок скатишься. Детство очень ярко вспоминается. Дом этот в Дараганово еще моей бабушки. У нее было восемь детей – шесть сыновей и две дочери. Поднимала их она практически одна – дедушка Иван Емельянович Петровский погиб смертью храбрых в 1945 году в Польше при штурме города Кострин и форсировании реки Варта. Он не дожил ровно два месяца до Победы. Похоронен в братской могиле в деревне Альт-Древиц, награжден орденом Отечественной войны II степени.
С подачи дочери моей двоюродной сестры мы занялись исследованием истории своей семьи и нашли в Интернете эти данные о дедушке с выдержкой из учетной картотеки. Всех восьмерых детей бабушка вырастила достойными людьми. Моя мама Тамара Ивановна была седьмым ребенком, сейчас ей уже 82 года. Она до сих пор живет в Дараганово. Когда мне было 12 лет, мы всей семьей переехали в Осиповичи, но родители вышли на пенсию и вернулись обратно. Хозяйство мама уже не держит. Хотя… А два кота считаются? (смеется Елена Николаевна). Это наши подкидыши, мама их очень жалеет. Конечно, когда родители были моложе и папа был жив (его уже 9 лет как нет с нами), все было. Я в детстве за свиньями, курами, утками смотрела и коров умею доить – ко многому приучена, без дела не сидела. В семье нас было четверо и трое… стали железнодорожниками! Брат работает заместителем начальника Осиповичской дистанции пути, сестра – дежурный по станции Осиповичи-3, а я начальник станции.
С выбором будущей профессии у меня проблем не возникло – я просто знала, что свяжу свою жизнь с магистралью, это была моя цель. Недалеко от родительского дома находились переезд и стрелочный пост. Я часто бегала смотреть, как вручную переводят стрелки, как закрывают переезд. Мне даже давали самой попробовать – радость огромная! После окончания в 1992 году минского СПТУ № 103 (сейчас это Минский государственный профессионально-технический колледж железнодорожного транспорта имени Е. П. Юшкевича), трудилась дежурным по станции Савичи. В конце 1998-го пришла на такую же должность на Осиповичи-3, а с 1999 года стала начальником этой станции. Без отрыва от производства продолжила образование и заочно окончила Гомельский техникум железнодорожного транспорта. Так что мечта моя уже 30 лет как сбылась. Никогда не жалела, что пришла на железную дорогу, дело это мне нравится и другого для себя даже не рассматриваю. Движение, поезда, управление всеми процессами – это мое. А в свободное время люблю приезжать к маме, занимаюсь цветами, особенно люблю выращивать лилии. Они у нас цветут от мая до августа – очень красиво. Если задуматься, то Дараганово – наше родовое гнездо. Здесь все сделано несколькими поколениями семьи. Сад еще довоенный, его посадил мой дед. Есть и своя сажалка (искусственный водоем), которую выкопал мой папа. В этом небольшом озерце водится рыба и мы ее подкармливаем. Здесь, у мамы, стараемся собираться почаще. Так же вместе, по-семейному, празднуем День железнодорожника. Помню и как в моем детстве отмечали с родителями Новый год, Рождество. А на Пасху мама булки пекла, и такие вкусные! Она вообще очень много выпечки делала. Но мое самое любимое блюдо – блины из печи, пышные и большие, на всю сковороду. Мы и сейчас просим иногда мамочку их приготовить, такие бывают только у нее! Раньше в печи все готовили, рано утром растапливали, а потом – кто на работу, кто в школу, а чугунки с едой – в печь. Приходили домой – все уже готово. Получше мультиварки. Вот, например, когда в чугунке варили картошку, она сверху чуть запекалась, покрывалась румяной корочкой – объедение! А томленые щи или суп с распаренной крупой и нежнейшим мясом… Есть ли что вкуснее? Ох, как вспомню… Много всего хорошего было, и как знать, может быть я по примеру родителей также когда-нибудь вернусь в свое Дараганово.
Всех приезжающих в агрогородок на поезде встречает красивое из красного кирпича здание станции. Здесь же установлен памятный знак в честь сооружения линии и большой камень с памятной табличкой. Благодаря железнодорожной ветви, построенной Дараганами, населенный пункт живет и поныне. Он стал важным трамплином в будущее и точкой притяжения для многих талантливых людей. Рождаются дети, у кого-то появляются внуки и правнуки… Найдут они счастье в других краях или останутся здесь вить свое гнездо – не так важно. Главное, что в их душах останутся пейзажи родной земли, ощущение малой родины, образ дорогого сердцу Дараганова.
Елена ВЕТРОВА