Май
Пн
12
2025

Историяв раритетах

Персональная выставка мастера цеха по формированию пассажирских поездов Гомельского вагонного участка Геннадия Гайкова, приуроченная к 160-летию Белорусской железной дороги, открылась в Музее истории города над Сожем.

В экспозиции представлено более двух сотен экспонатов. Здесь только подлинники, настоящий эксклюзив. К примеру, сигнальные флажки, которыми составители поездов подавали сигналы при нормальной видимости, нагрудные знаки и шильдики (таблички с подвижного состава), керосиновые фонари, редкие фотографии и документы.
Внимания заслуживает коллекция швейцарских карманных часов. Все они принадлежали работникам магистрали, о чем свидетельствует гравировка на обороте.
– Такими ценными по тем временам вещами могли владеть не все железнодорожники: например, обер-кондуктор или машинист паровоза. Вот этим хронометрам около 150 лет. Есть и настоящий раритет – часы с 24-часовым циферблатом, – рассказывает коллекционер, бережно держа в руках серебристый атрибут. – Один из экземпляров попал ко мне в плачевном состоянии. На восстановление понадобилось много времени и усердия. И сегодня эти часы, с присущей им точностью, отсчитывают минуты.
Своему хобби и изучению истории Геннадий Гайков посвящает все свободное время. Является членом правления городского клуба коллекционеров «Юнона». Более 20 лет он собирает антикварные вещи, реставрирует и дарит им вторую жизнь. Но особо его интересуют предметы с «железнодорожной» историей. У него уже имеется немало экспонатов и документов данной тематики, в основном датируемые серединой прошлого столетия. Увлечение помогает Геннадию Гайкову быть отличным работником, интересным человеком и замечательным семьянином.
Он отец семерых детей. В Гомельском вагонном участке трудится более 30 лет, заочно окончил БелГУТ. Железнодорожник отмечен отраслевыми наградами, в том числе знаками «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» III и II степеней.

Всего у Геннадия Леонидовича более тысячи экспонатов, и у каждого – свое прошлое. Круг его интересов широк: филателия, фалеристика, нумизматика, бонистика… Всего 54 направления!

В Музее истории Гомеля представлены самые значимые раритеты. Например, одна из первых карт Белорусской магистрали или личные вещи Ивана Бычинского, возглавлявшего школу железнодорожников в начале Великой Отечественной войны.
– Он руководил ею и в эвакуации. Был дважды удостоен знака «Почетному железнодорожнику». Естественно, когда мне в руки попали его документы, я решил узнать об этом человеке как можно больше, – объясняет Геннадий Гайков. – Кстати, история, связанная с тем или иным предметом, привлекает не меньше, чем сам раритет.
За стеклом на полках и стенах – подлинные документы и печатная периодика, проездные билеты работников магистрали и справки об оплате. Для учащихся Гомельского колледжа – филиала БелГУТа посещение выставки стало настоящим экскурсом в прошлое железной дороги. У каждого экспоната – своя биография, которая неразрывно связана со стальной магистралью.
Особая гордость Гайкова – более 300 подстаканников. И среди них ни одного повтора. В музее выставлена лишь малая часть. Есть самый возрастной (начало XIX века) и современный, который сегодня используют в поездах для подачи чая. К слову, в старину подстаканники были настоящим произведением искусства – образцами художественного литья. Их украшали пожеланиями: «На память», «Пейте на здоровье!». В советское время на металлических боках подстаканников штамповали сюжеты, отражающие важные события политической и культурной жизни. По ним можно изучать историю железных дорог и даже отдельных государств.
– Чтобы пополнить собрание юбилейными экземплярами, которые выпускались в ограниченном количестве, пришлось «поохотиться» на просторах Интернета, – признается собеседник.
Но есть изделия, которые словно ждали встречи с коллекционером. К примеру, один из самых старых подстаканников сестра Геннадия Леонидовича нашла в доме по улице Циолковского. Это здание было построено в 1890 году и куплено начальником железнодорожной станции Салтановка Павлом Семеновым для своих дочерей.
Ознакомиться с уникальными предметами и документами, которые максимально широко представляют историю Белорусской магистрали, все желающие могут до 25 декабря.

Лидия СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика