Февраль
Чт
13
2025

120 лет в движении!

Сразу несколько предприятий Могилевского железнодорожного узла в эти дни празднуют знаменательную дату – 120-летие с момента образования. Своим появлением они обязаны строительству Либаво-Роменской железной дороги. В декабре 1902 года завершилось возведение участка длиной 263 версты от Витебска до Жлобина по правому берегу Днепра. Благодаря этому Могилев получил мощный импульс для дальнейшего развития. Вместе со станцией было построено сразу несколько ключевых объектов магистрали, в том числе основное локомотивное депо Могилев.

За работой слесари Юрий Негореев (у локомотива), Илья Супей и приемщик локомотивов Александр Таранов

Свою летопись предприятие ведет с 24 декабря (по старому стилю) 1902 года. На тот момент оно представляло собой депо веерного типа на 14 стойл с поворотным кругом. Приписной парк состоял из двух пассажирских (1-2-0 и 2-3-0), а также 41 товарного (0-4-0) паровоза. В 1912 – 1916 гг. было построено второе веерное депо на 12 стойл с поворотным кругом, а позднее на станции Могилев-1 появилось еще и ступенчатое депо для маневровой, хозяйственной и вывозной работы с паровозами Ща и Ов. В 1926 году штат предприятия составлял уже 535 человек.
Особая страница истории – период Великой Отечественной. Железнодорожники не только водили составы в колоннах особого резерва, но и сражались на поле боя. 92 работника предприятия ушли на фронт, 30 – в партизаны. Локомотивное депо Могилев – единственное, где трудились сразу три будущих Героя Советского Союза: Георгий Надточеев, Николай Новицкий и Сергей Коваленко. В 2020 году здесь была торжественно открыта мемориальная доска в их честь. Именами железнодорожников названы тепловозы, а также улицы в Быхове и Могилеве.
Уже на десятый день после освобождения областного центра удалось восстановить мост через Днепр и прибыл первый поезд. История сохранила фамилии машинистов – Аверкович и Корнилов. Впереди был непростой период восстановления разрушенного хозяйства, развития и укрепления производственных мощностей. Работа буквально кипела, подогреваемая энтузиазмом самих железнодорожников. В 1955-м депо получило свой индекс – ТЧ-12. Тогда, как, впрочем, и сейчас, особое внимание уделялось мастерству локомотивных бригад. Одним из первых составы свыше 4 тыс. тонн стал водить потомственный машинист Василий Кочмарев. Профессию он выбрал по примеру отца, который также долгое время стоял за правым крылом, был награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, знаками «Ударнику сталинского призыва», «Почетному железнодорожнику». С 1972-го депо перешло на тепловозную тягу на участке Орша – Могилев – Жлобин, и машинист Кочмарев вместе с помощником Владимиром Павловским провел на участке первый такой состав тепловозом ТЭ3. Могилевские локомотивщики выступили с предложением водить грузовые поезда в одно лицо. Василию Харлампиевичу первому поручили ответственное дело. Задание он выполнил 10 августа 1975 года на участке Могилев – Жлобин. Его начинание подхватили и другие машинисты. За выдающиеся успехи в работе Василий Кочмарев был удостоен множества наград, в том числе и знака «Почетному железнодорожнику».

Начальник локомотивного депо Могилев
Юрий Безверхий

Предприятие активно шло в ногу со временем. В начале своей истории локомотивное депо Могилев, являющееся ремонтно-эксплуатационным, осуществляло ремонт паровозов, а с 80-х годов – маневровых тепловозов. Также здесь велась эксплуатационная работа в грузовом и пассажирском движении. В конце 90-х приписной парк начал пополняться локомотивами серии ДДБ. В первый рейс такой состав отправился 4 августа 1999-го по маршруту Могилев – Осиповичи. В дальнейшем эти дизель-поезда сменили ДРБ1, а позднее и техника более нового поколения серии ДП.
Начало XXI века ознаменовалось целой серией обновлений. В 2008-м произведена замена поворотного круга. В 2021-м завершен капремонт здания участка технического обслуживания и текущего ремонта тепловозов и цеха ПЛАУЭНа, благодаря чему материально-техническая база предприятия была приведена в соответствие с современными требованиями, обеспечено качественное содержание новых дизель-поездов серий ДП1 и ДП3. Кроме того, улучшились и условия труда. К слову, социальные вопросы никогда не оставались без внимания. В 1980-е годы активно строили жилье, в том числе хозспособом. В локомотивном депо был даже свой духовой оркестр, который приглашали на все торжественные мероприятия узла, а местная футбольная команда не раз занимала призовые места в отделенческих и городских соревнованиях.
В честь работников локомотивного депо Могилев, трудившихся на паровозной тяге с 1902-го по 1975 год, у здания местного Культурно-спортивного центра установили паровоз-памятник серии 9П-536. А документальные и вещественные свидетельства пройденного пути бережно хранит комната истории. Ее формирование началось в 1996 году. В 2009-м во время капитального ремонта административного здания экспонаты были временно складированы. Обновленная экспозиция вновь стала доступна всем желающим в сентябре 2019-го. Большую работу по ее формированию тогда провел начальник базы запаса локомотивов Николай Азаров, который до выхода на заслуженный отдых являлся также хранителем фондов комнаты истории. К слову, в минувшем году могилевчане вошли в число лучших на дорожном конкурсе музейных экспозиций «Время. События. Люди».
Участники и свидетели становления и развития предприятия – ветераны. Депо для них – без преувеличения, второй дом. Почти у каждого за плечами не один десяток трудовых лет. В настоящее время ветеранская организация локомотивного депо Могилев объединяет 245 человек. Возглавляет ее Михаил Курганский, которого с магистралью связывают почти четыре десятилетия.
– У меня вся жизнь железнодорожная, – признается Михаил Иванович. – Окончил железнодорожное училище, служил в железнодорожных войсках, трудился в локомотивном депо машинистом. Наше предприятие стало точкой отсчета для многих трудовых династий. И сегодня в локомотивном депо трудятся и продолжают семейное дело представители фамилий Луговцовых, Хмельницких, Ивановых, Шнэк, Шанталосовых, Кривун, Тарадейко.

Пополняется коллектив и молодежью. Только в этом году после окончания учебных заведений на первое место работы сюда пришли 14 специалистов. Сегодня штат локомотивного депо Могилев насчитывает 570 человек. Из них 153 машиниста и 102 помощника. Приписной парк составляют тепловозы М62, М62УК, 2М62УМ, 2М62УМК, ЧМЭЗ, ТМЭ3, ТГМ, дизель-поезда ДРБ1, ДП1, ДП3. Локомотивное депо осуществляет пассажирские перевозки поездами межрегиональных, региональных линий бизнес-класса в направлении Гомеля, Полоцка, Кричева, Коммунар, Солигорска, а также эконом-класса на Осиповичи, Оршу, Кричев, Жлобин. Специалисты и техника задействованы в грузовом движении, в маневровой и хозяйственной (по заявкам) работе. Выполняется ремонт в объемах ТР-1, ТР-2, ТР-3, техобслуживание (ТО-2, ТО-3).
– На данный момент наша производственная база состоит, в частности, из участков текущего ремонта и технического обслуживания подвижного состава, базы запаса локомотивов, дома отдыха локомотивных бригад. В минувшем году запущена в эксплуатацию новая база топлива, которая отвечает всем техническим требованиям и является самой современной на магистрали, – отмечает начальник локомотивного депо Могилев Юрий Безверхий. – Этот юбилейный для предприятия год мы завершаем с неплохими результатами. Так, по итогам 11 месяцев 2022-го показатели тонно-км брутто составили 106% к плану, среднесуточный пробег – 102%, вес поезда – 104,3%, среднесуточная производительность – 108,1%. Полностью выполнен план технического обслуживания ТО-3 и текущего ремонта ТР-1 тепловозов. Выпущено 405 единиц тягового подвижного состава. Также выполнена программа ремонта дизель-поездов серии ДП1, ДП3 и вагонов дизель-поездов ДРБ1. При этом фактов внеплановых работ по вине работников локомотивного депо не допущено. Не отмечено и случаев производственного травматизма. Такие показатели – закономерный результат постоянной работы по созданию безопасных условий труда, повышению квалификации персонала и, конечно, улучшению качества ремонта.
Все, что сделано и делается, не остается незамеченным. Именно локомотивное депо Могилев стало основной площадкой юбилейного, Пятого слета машинистов Белорусской. Нельзя не отметить и личные заслуги. На торжественном мероприятии по случаю 120-летия работникам предприятия вручены Благодарности и Почетные грамоты Белорусской железной дороги и Могилевского отделения, нагрудные знаки «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» III и II степеней.

Не единожды представители локомотивного депо становились победителями отраслевого конкурса «Лучший по профессии на железнодорожном транспорте». Их фотографии из года в год украшают Доску почета Могилевского отделения. Отлично проявляют себя железнодорожники в спорте и творчестве.
Без преувеличения, поезда – визитная карточка магистрали, и все профессии, связанные с этими мощными машинами, окутаны неким ореолом таинственности. Завершить этот материал хочется стихами ветерана локомотивного депо Могилев Михаила Чеканова и искренними поздравлениями всему коллективу. В 120 – все только начинается!

120 лет уже прошло –
Твоя команда дружная.
Локомотивное депо
По-прежнему всем нужное.
Заслуг твоих не перечесть,
И все произносимое
Звучит в твою сегодня честь,
Депо локомотивное.
А это люди, коллектив,
Трудом своим гордящийся,
Героев воспитал, взрастил
И рядовых трудящихся.
Стоишь на правильном пути
С дорогою железною.
Желаю дальше так идти –
Всегда будешь полезным ты!

Яндекс.Метрика