По путям истории
Этот год, который проходит под знаком 160-летия Белорусской железной дороги, стал юбилейным и для некоторых ее структурных подразделений. В Могилевском узле таких предприятий-именинников несколько. Одно из них – Могилевская дистанция пути, которая в эти дни отмечает 120-летие.
За более чем вековую трудовую вахту здесь видели периоды полного разрушения в ходе Великой Отечественной, восстановления в послевоенные годы, развития на современном этапе. Совершенствовались методы работы, внедрялась новая техника, улучшались условия труда, повышалась квалификация кадров.
– Обеспечение безопасного и бесперебойного пропуска поездов, сохранность грузов – во все времена это были наши главные задачи. Большая ответственность лежит на каждом – от монтера пути до руководителя, – подчеркивает начальник Могилевской дистанции пути Виталий Боровик.
История любого предприятия связана с событиями, имевшими особо важное значение в его становлении. У могилевчан их было немало. Так, 1903 год ознаменовался началом использования деревянных шпал, пропитанных хлористым цинком, что повышало их долговечность. В мае 1926-го начались работы по строительству линии Рославль – Кричев – Могилев – Осиповичи, параллельно велась реконструкция узлов Могилев и Осиповичи. На участке Витебск – Орша – Могилев – Жлобин восстановлен второй главный путь и введена в строй полуавтоматическая блокировка.
Дальнейшее поступательное развитие предприятия прервала Великая Отечественная война. Железнодорожники уходили на фронт, работали в тылу, сражались в партизанских отрядах и в подполье. 28 работников дистанции были награждены орденами, 184 – медалями за боевые заслуги. В 1944 году сразу после освобождения Могилева, еще под обстрелами и бомбежками, железнодорожники приступили к восстановлению разрушенного путевого хозяйства.
С 1945-го по 1960 год в дистанции появились передвижные электростанции, две дрезины АГМу и одна ТД-5, однощитные снегоочистители СДП и СДПМ. Был выполнен первый капитальный ремонт пути на участке Орша – Могилев – Жлобин протяженностью 174 км с укладкой новых рельсов типа Р-43 и частично Р-50 на деревянных шпалах и песчаном балласте. Все это позволило увеличить скорость и повысить безопасность движения поездов. В тот же период на станции Могилев-1 построили пешеходный мост длиной 218 метров. В 1966-м на участке Орша – Могилев – Жлобин впервые было уложено 64 км бесстыкового «бархатного» пути.
Началось активное внедрение электрической централизации, которому предшествовали массовая замена стрелочных переводов, устройство рельсовых цепей на стрелках и станционных путях. В Могилевском отделении первой станцией с электрической централизацией четырех стрелочных переводов в 1967 году стала Дашковка. Через девять лет был начат капитальный ремонт пути на тяжелых рельсах типа Р-65 с раздельным скреплением на железобетонных шпалах, уложен бесстыковой путь на всем протяжении участка Орша – Могилев – Жлобин (плети 800 – 1200 м). А через два года на станции Могилев-2 введена в эксплуатацию сортировочная горка, построен подгорочный парк. Дистанция продолжила работать в ритме технического прогресса, наращивая парк машин и механизмов.
Непростым для предприятия выдалось начало 1990-х. Но во многом благодаря крепкому коллективу и общим усилиям сделали немало: строили жилье и объекты инфраструктуры, формировали материально-техническую базу дистанции, обновляли верхнее строение пути. С 1996 года для укладки на переездах начали применять резиновые плиты. Впервые в масштабе дороги они появились на перегоне Лотва – Могилев.
Сегодня предприятие обслуживает два направления: Орша – Жлобин и Осиповичи – Кричев. Развернутая длина путей – 522,4 км, из них главных – 282,4 километра. В зоне ответственности – 79 переездов и 159 искусственных сооружений. В распоряжении путейцев 23 единицы специального железнодорожного подвижного состава, в том числе краны ЕДК-300, КДЭ-163 и КДЭ-253, дрезины ДГКу, мотовоз МПТ-4, машина для смены шпал SVP-74. На данный момент списочная численность работников Могилевской дистанции пути составляет 404 человека. В составе предприятия 15 линейных околотков. Постоянно ведется работа по их укомплектованию средствами малой механизации. Путь содержится с оценкой «отлично» (18 баллов при плане 41).
– В этом году совместно с РУП «Ремпуть Белорусской железной дороги» выполнен восстановительный ремонт на новых материалах 17 км пути и на старогодных материалах – 28 километров. Совместно с подрядными организациями произведен капитальный ремонт двух крупных мостов в направлении Могилев – Орша, начались работы по капремонту моста через реку Друть на 92 км перегона Войничи – Друть. Наша дистанция участвовала в сооружении важного для города объекта – подземного перехода на станции Могилев-2 в районе нового жилого микрорайона «Спутник-2». Были большие «окна», на неделю закрывалось движение поездов в направлении Могилев – Жлобин, а потом Могилев – Осиповичи. И, конечно, занимаемся текущим содержанием пути. Выполняются плановые задания по экономии топливно-энергетических ресурсов, – отмечает начальник дистанции Виталий Боровик. – Немало сделано и для улучшения условий труда монтеров пути. Постепенно ремонтируем бытовки, установили три новых модульных помещения на станциях Могилев-2, Лотва и остановочном пункте Милое. За 2021 – 2022 годы не допущено случаев производственного травматизма. Большое внимание в дистанции уделяется самореализации работников. Они регулярно участвуют и побеждают в отделенческом и отраслевом конкурсах «Лучший по профессии на железнодорожном транспорте», проявляют себя в спорте и творчестве. Их фотографии украшают Доску почета отделения и Могилевской дистанции пути.
Как и положено руководителю, Виталий Владимирович работу родного предприятия знает от А до Я, прошел здесь все ступени карьерной лестницы. Начинал 19 лет назад монтером пути, а в октябре 2017-го возглавил дистанцию.
Преданность выбранному делу – характерная черта ветеранов. Сегодня их первичная организация насчитывает 123 человека. Есть в этом списке и единственный ветеран Великой Отечественной войны – Мария Киреевна Старовойтова, 1924 года рождения. В свое время она была монтером пути, дежурным по переезду, выполняла другие работы. В дистанции трудился и ее супруг Филипп Владимирович. Выбор в пользу магистрали сделали младшая дочь, внук и правнучка ветерана.
Впрочем, в Могилевской дистанции пути работает немало семей. Личную историю каждого, как свою, знает специалист по кадрам Лидия Ивчина. На предприятие она пришла в 1986-м сразу после окончания техникума. Здесь встретила будущего мужа Владимира. Семейная чета Ивчиных не изменяет дистанции вот уже более 35 лет. К слову, на предприятии 34 работника, чей стаж насчитывает более трех десятилетий! Свыше 40 лет на магистрали мостовой мастер Владимир Дашкевич, бригадир (освобожденный) предприятий железнодорожного транспорта и метрополитенов Сергей Жигарев, операторы дефектоскопной тележки Владимир Католиченко и Виктор Сарбантович. Постоянство, достойное уважения.
За 120 лет Могилевской дистанцией пути написана богатая история. Были в ней и очень интересные моменты. Например, длительное время (с 1922-го по 1958 год) путевым обходчиком по станции Шклов трудился Константин Бакунович. В 1917-м он служил на знаменитом крейсере «Аврора». А в 1973 году отраслевое издание «Железнодорожник Белоруссии» поведало про историю жизни белорусского писателя Михася Лынькова, чье детство прошло в небольшом домике (путевой будке) на 245 км участка Могилев – Жлобин. Его отец был ремонтным рабочим на железной дороге. Воспоминания тех лет литератор отразил в знаменитой повести «Миколка-паровоз». «Железнодорожник Белоруссии» и сегодня доступен в дистанции всем желающим – на протяжении года номера газеты собираются в подшивку. Отвечает за эту работу секретарь Мария Семенчикова. К слову, недавно девушка стала одним из победителей конкурса рисунков, плакатов и фотоколлажей, посвященного Году исторической памяти.
На протяжении своей деятельности Могилевская дистанция пути демонстрирует достойные результаты работы. На торжественном мероприятии по случаю 120-летия заслуженным работникам вручили Благодарности и Почетные грамоты Белорусской железной дороги и Могилевского отделения, нагрудные знаки «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» III степени.
– Люди – сердце любого предприятия. На железной дороге все профессии важны, но куда бы ты ни ехал, – впереди будет путь, он первооснова всего, – резюмирует начальник дистанции Виталий Боровик. – Несмотря на использование средств механизации, профессия путейца остается очень тяжелой. Свою работу мы делаем круглые сутки – и в жару, и в мороз. Нет тех задач, которые были бы невыполнимы. Хочу поблагодарить весь коллектив Могилевской дистанции пути за труд и еще раз поздравить с замечательной датой – 120-летием!
Елена ВЕТРОВА