В самом сердце столицы: Станции Минск-Пассажирский — 150 лет
Станция Минск-Пассажирский – особенная. Каждый, кто сюда попадает, чувствует ее мощную энергетику. Кажется, что здесь ни на секунду не останавливается движение – спешат на платформы пассажиры, прибывают и отправляются поезда… Само время здесь течет по-иному. Другой такой станции на Белорусской магистрали нет. Красивой, статной, мощной! Неспроста ее называют визитной карточкой дороги.
И дело не только в том, что она расположена в самом сердце столицы, к ней априори приковано большое внимание. Минск-Пассажирский – станция со своим неповторимым обликом, а главное – с богатой историей. Многие ее страницы способны удивить даже искушенного исследователя. А повод вспомнить о прошлом станции Минск-Пассажирский весьма подходящий – 26 января она отметит 150-й день рождения.
Эта станция появилась в Минске благодаря строительству Ландварово-Роменской железной дороги. В конце января 1873 года открылось постоянное движение на 173-верстном участке Минск – Вилейка. Станция приобрела особенно важное значение. Свою роль сыграло ее удобное расположение. Она была распорядительной с коренным (основным) депо и пунктом передачи грузов на Московско-Брестскую железную дорогу.
Пассажирское здание станции Минск (2-го класса) в то время имело длину 22 сажени (46,86 м), средняя кирпичная часть была шириной 5,5 сажени, а деревянные боковые – 5,3 сажени. Вокзал вошел в историю как Виленский.
В те годы станция имела пути протяженностью 7,2 тыс. метров, 12 стрелок, 2 пассажирские платформы и непосредственно вокзал. Первый начальник станции Минск – студент Московского университета Василий Склифосовский (брат хирурга Николая Склифосовского). Впоследствии его сменил Павел Гусев.
К 1890-му к вокзалу подвели линию конно-железной дороги от Соборной площади – современной площади Свободы. К тому времени сформировалась Привокзальная площадь – в виде вытянутого прямоугольника.
В 1891-м Либаво-Роменская дорога перешла в ведение казны. Город рос, и появилась необходимость расширить вокзал. Работы вели по проекту архитектора Щербакова. К июлю 1898 года здание преобразилось, стало полностью каменным. Таким его можно увидеть на сохранившихся снимках: два двухэтажных корпуса, украшенные башенками и объединенные одноэтажной галереей.
Движение в то время осуществлялось товарными паровозами серии Т типа 0-3-0 и пассажирскими серии П типа 1-2-0. Тогда же на станции Минск начало работать паровозное депо на три стойла, были обустроены пути для отстоя паровозов и ремонта вагонов.
Депо обслуживало пассажирское движение на участках Минск – Вилейка и Минск – Бобруйск (позднее Минск – Жлобин) и грузовое на участках Минск – Осиповичи, Минск – Молодечно.
В 1874-м открыли движение по соединительной ветви между двумя городскими станциями. Это знаменовало начало создания Минского железнодорожного узла.
С XX века началась эксплуатация грузовых паровозов серии О, скорых серии Н, пассажирских серии Д. К 1910 году на станции Минск работали мастерские участка тяги, где осуществляли периодический и текущий ремонт вагонов под открытым небом. Станция Минск Либаво-Роменской железной дороги имела 58 путей протяженностью около 30 км, ежесуточно принимала и отправляла 7 пассажирских и 10 товарных поездов. Вагонооборот составлял 794 вагона, суточный обмен со станцией Минск Московско-Брестской дороги – 77.
Один из отчетов, датированный 10 июля 1910 года, так описывал состояние вокзала: «Служебные помещения, занимающие большую часть вокзала, расположены в светлых и просторных комнатах. Помещения для пассажиров всех трех классов очень хорошие и достаточные. В верхнем этаже вокзала размещена дежурная кондукторских бригад; помещением этим пользуются лишь дежурные бригады в ожидании назначения на поезда, так как кондуктора проживают в городе Минске».
Первая мировая война, начавшаяся в 1914 году, вызвала резкое увеличение объема работы станции. Открылись дополнительные стрелочные посты, в грузовом парке ввели должность сменного помощника начальника станции по маневровой работе. Во фронтовых условиях оперативные перевозки легли на внутриузловые соединительные линии, имевшие ограниченные пропускные способности. Война и последующая оккупация города нанесли станции большой урон. Здание вокзала фактически уничтожили, в течение пяти лет проводили его восстановление.
В июле 1920 года было создано Минское отделение службы движения Западной железной дороги, в него вошел участок Молодечно – Минск – Бобруйск. В августе открыли движение на участке Минск – Изяславль (Беларусь). По Рижскому мирному договору последней советской станцией в сторону Молодечно стали Радошковичи. На пограничном перегоне Радошковичи – Олехновичи путь был совмещенным – союзной и западноевропейской колеи. Объемы работы станции Минск резко упали – из Молодечно раз в неделю принимали только два товарно-пассажирских поезда.
В южном направлении станция Минск отправляла составы Минск – Кременчуг, Минск – Харьков, Минск – Днепропетровск. На Осиповичи – 3-4 грузовых поезда, на Александровскую дорогу – 1-2 передаточных. Столько же прибывало с этих направлений.
В течение 1920 – 1926 гг. здание главного минского вокзала восстановили. В надстроенном по всему периметру втором этаже разместили комнаты отдыха и административные помещения. Расширили Привокзальную площадь. Лишь в 1927 году были достигнуты довоенный объем перевозок и необходимая мощность паровозного парка, улучшены качественные показатели эксплуатационной работы. Была введена специализация станций столичного узла: станция бывшей Либаво-Роменской железной дороги получила название Минск-Пассажирский, а вторая – Минск-Товарный.
Для пропуска пассажирских поездов (с исключением их обработки на Минск-Товарном) построили соединительную однопутную ветвь от главных путей перегона Минск – 747-й км – Минск-Товарный на станцию Минск-Пассажирский с открытием блок-поста 749-го километра. Изменили и систему пропуска поездопотоков. Паровозное депо на Минск-Пассажирском было законсервировано, поездопоток обслуживали пассажирские и товарные паровозы депо Минск-Товарный. Управление обеими станциями осуществлял начальник узла Федор Фролов. Его контора располагалась на станции Минск-Товарный, у заместителя – на Минск-Пассажирском.
С 1 октября 1929 года начала функционировать Западная дорога. В ее состав включили Минское отделение движения в границах Радошковичи – Минск – Бобруйск, Верейцы – Гродзянка, Осиповичи – Слуцк. Оно руководило и работой станции Минск-Пассажирский. В 1931-м организован Жлобинский эксплуатационный район Западной дороги, куда вошла и станция Минск-Пассажирский. В том же году создан трест спальных вагонов, первым начальником которого стал Гилярий Иванович Юркянец. В 1936-м должность начальника узла была упразднена, станция стала самостоятельной.
В предвоенном 1940 году прошла очередная реконструкция вокзала по проекту архитектора И. Рочаника. От былой ажурности строения не осталось и намека: исчезли, в частности, башенки и фасадные украшения, которые посчитали архитектурным излишеством. Бал правил стиль неоклассицизм. А башни на Привокзальной площади появились после Великой Отечественной, но уже напротив самого вокзала – знаменитые «Ворота города».
1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война. С 13 сентября железные дороги Беларуси перешли на военный график движения. Планы подвода эшелонов к станциям выгрузки постоянно менялись. Не хватало паровозов. На территорию Западной Беларуси с востока по железной дороге шло множество грузов, в том числе потребительские товары, строительные материалы, оборудование. В октябре в график движения был введен ежедневный пассажирский поезд Минск – Барановичи.
Еще один интересный факт: станция Минск-Пассажирский в предвоенные годы формировала транссибирский экспресс Столбцы – Маньчжурия (Китай). Состав из 8-9 вагонов проходил осмотр в вагонном депо Минск-Пассажирский.
…В первые дни Великой Отечественной войны город подвергся массированной бомбежке. Станция Минск-Пассажирский перестала принимать и отправлять поезда по участку Минск – Борисов. Пункты погрузки организовали на станциях Минск-Товарный, Ратомка, Минск-747 км, Колодищи, Смолевичи.
Из-за разрушенных путей и уничтоженного подвижного состава до 23 – 25 июня удалось отправить только около 50 эшелонов (по некоторым данным, не более 30). Минск оккупанты заняли 28 июня. Они смонтировали механическую централизацию стрелок пассажирского парка. Она управлялась с двух распорядительных постов, возведенных в районе Западного моста (сегодня здесь пост ЭЦ), а также между поликлиникой и Домом связи. Механической централизацией оборудовали и блок-посты 749-го и 795 километров. Было временно открыто движение поездов на советских паровозах по колее 1524 мм. Но вскоре пути перешили на западноевропейскую колею 1435 мм, и поезда весом до 600 тонн повели паровозы со скоростью до 40 км/ч.
Железнодорожники активно включились в борьбу с врагом. В Минском узле организацией подпольщиков руководил довоенный начальник паровозного депо Федор Кузнецов, который призвал своих товарищей к диверсионной работе. Они выводили из строя паровозы, водокачки, устройства водоснабжения, оборудование депо. На территории станции Минск-Пассажирский действовала подпольная группа пассажирского паровозного депо.
3 июля 1944 года столицу освободили от захватчиков. Красное знамя над лежавшим в руинах вокзалом водрузил старший сержант 220-й стрелковой дивизии Афанасий Ляпустик. Уже на следующий день железнодорожные спецформирования прибыли на станцию Степянка, а оперативная группа по руководству Минским отделением движения – в освобожденную столицу. Сюда приехали и специалисты подразделения Всесоюзной монтажно-механической конторы, первой задачей которых стало восстановление водоснабжения. Была реанимирована подводящая сеть из реки Свислочь, задействована уцелевшая водонапорная башня в районе улицы Бобруйской. Передвижную армейскую электростанцию доставили в Минск после 10 июля. От нее проложили временные кабельные сети, и вокзал получил электрическое освещение.
В первые дни после освобождения, когда оставалась опасность воздушного нападения, в каждый состав с грузами снабжения, отправляемый на Молодечно, включали вагон ПВО с зенитной установкой. За оборотом этих вагонов был установлен диспетчерский контроль.
В 1946-м Минское паровозное депо получило американские паровозы серии ЕА типа 1-5-0. Они начали водить сдвоенные грузовые поезда до Борисова и Молодечно.
В 1947 году строительно-восстановительный участок № 5 Западной железной дороги, предшественник СМП-738 треста «Белтрансстрой», начал реконструкцию вокзала. Основные работы были завершены в 1949-м – к 30-летию БССР. Вокзал стал более вместительным и удобным для пассажиров. Здесь начали функционировать билетные кассы, проездные документы стали продавать на все пассажирские поезда своего формирования. В 1954-м специалисты разработали ряд проектов: централизованного освещения вокзала и подсобных помещений, устройства парапетной решетки на пассажирском здании, расширения комнат матери и ребенка.
1960-е годы – время внедрения вокзальной автоматики. В 1962-м начали осуществлять централизованное руководство работой суточных билетных касс. В мае 1963-го появилось рабочее место диспетчера предварительной продажи билетов. Установленные в 1965-м первые 17 билетопечатающих машин были надежными и служили очень долго.
Значимым событием стал запуск первого белорусского фирменного поезда № 2/1 Минск – Москва. Для этого задействовали два двенадцативагонных состава. В первый рейс он отправился 2 апреля 1962-го. Рост пассажиропотока в начале 1960-х привел к тому, что станция с трудом справлялась с приемом, отправлением и формированием поездов. В связи с чем в 1962-м утвердили проект путевого переустройства, который главным образом касался западной горловины. Через год начались строительно-монтажные работы по электрической централизации. Одновременно электрифицировали тягу участка Минск – Олехновичи. На станции Минск-Пассажирский это коснулось двух путей (II и III), а также стрелок с выходом на Минск-Северный. 7 декабря 1963 года в 15 часов 36 минут первый электропоезд отправился со II пути.
В апреле 1964-го вступила в строй маршрутно-релейная централизация. На станции использовалась поездная и маневровая радиосвязь и двусторонняя парковая связь громкоговорящего оповещения, в нее включили объекты пункта технического осмотра вагонов. Здесь перестали ограничивать пропуск поездов по международному ходу Брест – Москва.
Пригородный вокзал, больше известный как пригородные кассы, появился на Привокзальной площади в 1955 году.
4 декабря 1966-го было открыто сквозное движение электропоездов на участке Минск – Молодечно. В то время Минское паровозное депо в пассажирском движении использовало паровозы серии СУ, а с 1955 года еще и серии ПЗ6. Предприя-
тие готовилось к переходу на тепловозную тягу в пассажирском движении. 23 марта 1963-го машинист Николай Кояло на тепловозе ТЭ7 провел первый скорый поезд № 17 от Минска до Бреста. Через два года здесь перешли на тепловозы серии ТЭП60, приписанные к депо Смоленск и Засулаукс Прибалтийской железной дороги.
В 1967 году на вокзале станции Минск-Пассажирский появилась должность специального диспетчера билетных касс, который вел график заполнения вагонов всех поездов по направлениям. В 1969-м организована централизованная продажа билетов на участке Негорелое – Минск – Красное. В июле того же года было создано дорожное бюро по распределению и использованию мест в пассажирских поездах, вошедшее в штат станции.
После реконструкции участка Ждановичи – Минск-Северный – Минск-Пассажирский с 10 сентября 2011 года было открыто регулярное движение электропоездов городских линий на участке Минск – Беларусь.
1970-е годы ознаменовались ростом количества фирменных пассажирских поездов: в 1972-м появился поезд Минск – Москва № 4/3 «Минск». В мае 1973-го назначены первые международные вагоны Минск – Варшава и Минск – Берлин. В 1997 году запущена двухсторонняя автоматическая блокировка по VI главному пути перегона Минск-Пассажирский – Минск-Сортировочный.
В 1998-м был предложен проект подземного перехода от станции метрополитена к главному корпусу вокзала. Его проложили через Привокзальную площадь до улицы Ленинградской (а не до улицы Кирова, как предполагалось по генплану).
30 декабря 2000 года в присутствии Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко состоялось открытие первой очереди главного корпуса нового вокзала, соединенного с конкорсом высотным «треугольником».
Работы второй очереди продолжились в главном корпусе. В левом крыле вокзала оборудовали билетные кассы дальнего следования, рабочие места билетных кассиров включили в систему «Экспресс-2» через упрощенные персональные компьютеры. 2 июля 2001 года кассы открылись. Большое внимание было уделено повышению комфортности пригородного движения, и в первую очередь в Минской зоне.
Для станции Минск-Пассажирский из локомотивного депо Лида начали поступать отечественные маневровые тепловозы. Были сооружены навесы над платформами №№ 2, 3, 4, завершена наружная реконструкция конкорса. Решались задачи по переустройству станции с ликвидацией технического парка и переноса пункта подготовки вагонов на новую техническую станцию Богатырево.
В 2011 году здесь был реализован первый электронный проездной билет, заказанный через Интернет. С апреля 2013-го станция стала отправлять электропоезда по маршруту Минск – Бобруйск. В сентябре того же года началось регулярное движение электропоездов региональных линий между Минском и Жлобином. На вокзале распахнул свои двери для пассажиров обновленный зал ожидания.
С мая 2014-го пятивагонные электропоезда вышли в рейсы на участках Минск – Барановичи – Брест и Минск – Орша. Из Минска в Смолевичи и обратно начали курсировать электропоезда городских линий. В августе 2016-го открылось движение скоростных семивагонных электропоездов серии ЭПМ по направлению Минск – Гомель. В 2017 году на сайте дороги rasp.rw.by внедрен сервис «Онлайн-табло станции Минск-Пассажирский».
В 2021-м магистраль совместно с Белорусским товариществом инвалидов по зрению реализовала проект «Устройство звуковой информационной системы для инвалидов по зрению на вокзальном комплексе станции Минск-Пассажирский». В том же году здесь состоялся песенный флешмоб, посвященный Дню Победы. Пассажиры высоко оценили подарок, подготовленный железнодорожниками, напевая любимые многими поколениями композиции.
В минувшем году стало известно, что станция Минск-Пассажирский удостоена Премии Правительства Республики Беларусь в области качества по итогам работы в 2021-м. Церемония награждения победителей состоялась 15 июня во Дворце Республики.
Летопись событий продолжается…
Подготовил
Дмитрий ВЛАДИМИРОВ