Май
Сб
18
2024

В приоритете – безопасность

Создание безопасных условий труда и реализация концепции «Нулевой травматизм» – эти темы стали лейтмотивом дорожного семинара-совещания по охране труда. Он прошел в Бресте под председательством главного инженера Белорусской магистрали Сергея Новодворского. В работе приняли участие представители органов государственного управления и надзора, общественных организаций, а также делегация ОАО «РЖД».

Первая часть мероприятия по традиции была посвящена итогам работы за минувший год (как в области охраны труда, так и в сфере промышленной и электробезопасности), а также определению дальнейших направлений развития. Общий анализ состояния охраны труда на дороге озвучил начальник службы охраны труда и промышленной безопасности Юрий Гимро.
В целом статистика последних десяти лет (с 2012-го по 2022-й) свидетельствует о снижении количества случаев производственного травматизма практически в два раза (с 37 до 19). Тем не менее в минувшем году в Могилевском, Гомельском и Барановичском отделениях, а также в Конструкторско-техническом центре Белорусской магистрали допущен рост числа несчастных случаев. В большей степени состояние охраны труда ухудшилось в хозяйстве перевозок. Самые травмоопасные профессии – монтер пути и составитель поездов. Основные причины несчастных случаев – нарушение потерпевшими требований охраны труда, технологии производства работ и личная неосторожность, а также дорожно-транспортные происшествия.
Мониторинг состояния охраны труда в организациях дороги в 2022-м выявил недостаточную подготовку и неосуществление должного контроля за соблюдением работниками соответствующих требований – как со стороны руководителей всех уровней, так и профильных специалистов. В то же время в минувшем году приведены в соответствие с требованиями санитарно-гигиенических нормативов 322 рабочих места, что позволило улучшить условия труда 813 рабочих и специалистов. Количество мест с вредными и (или) опасными условиями в сравнении с 2021-м снижено на 376 (или 2,4%) – с 15 625 до 15 249.

Комплексный подход

С докладом о состоянии промышленной безопасности на магистрали выступил первый заместитель начальника службы охраны труда и промышленной безопасности Сергей Посудневский.
– В организациях Белорусской железной дороги эксплуатируется более тысячи потенциально опасных объектов и 43 опасных производственных, которые относятся к III типу опасности. В 2022 году не допущено инцидентов и аварий при их эксплуатации, – подчеркнул Сергей Сергеевич. – Это стало возможным благодаря выполнению комплекса мероприятий: своевременному проведению технических диагностирований и освидетельствований, осуществлению на должном уровне производственного контроля, качественной подготовке персонала.
Важную роль в обеспечении промышленной безопасности играет подсистема ЕК ИСУФР «Контроль состояния промышленной безопасности». Она позволяет следить за соблюдением сроков и автоматически формировать планы диагностики объектов промышленной безопасности, контролировать организацию обучения и деятельность ответственных лиц на каждом предприятии и в структурном подразделении. Особое внимание – грузоподъемным кранам, лифтам, котлам и сосудам, работающим под избыточным давлением.
Что же касается состояния электробезопасности на магистрали, то за последние два года (2021 – 2022) в организациях дороги не допущено случаев травмирования работников в результате воздействия на них электрического тока. Всего за пять лет таковых происшествий было два. При этом вопросы повышения уровня электробезопасности как в профильных подразделениях, эксплуатирующих электроустановки, так и в смежных хозяйствах остаются актуальными. В ходе обследования состояния и условий охраны труда обозначен ряд характерных проблем по хозяйствам. Отмечено, что наиболее сложная ситуация наблюдается в хозяйстве электрификации и электроснабжения, где уже длительное время не может завершиться разработка единых технологических карт. Кроме того, там есть вопросы с обеспечением персонала специальными защитными комплектами от наведенного напряжения и термического действия электрической дуги. Тем не менее с целью повышения уровня производственной и технологической самодисциплины, а также выполнения требований охраны труда в дистанциях электроснабжения внедрена практика аудиовидеосъемки подготовки рабочего места и проведения целевого инструктажа.
– Цифры последних нескольких лет свидетельствуют о том, что ситуация в сфере охраны труда, промышленной и электробезопасности улучшается, однако мы стремимся к большему. Реализация концепции «Нулевой травматизм» остается приоритетной задачей для коллектива Белорусской магистрали, – подводя итоги первого дня совещания, подчеркнул главный инженер дороги Сергей Новодворский. – Основная задача на текущий год – создание здоровых и безопасных условий труда для наших работников. Для этого мы уделим особое внимание факторам производственной среды и процессам, которым они чаще всего подвергаются (уровень шума, загрязнения, стесненные условия и др.), а также анализу технологических действий, при необходимости будет проведена их корректировка. И, конечно, обучению персонала. на более высокий уровень необходимо поднять дни охраны труда – как на предприятиях, так и по дороге в целом.
На основных векторах совершенствования работы в области охраны труда, промышленной и электробезопасности на текущий год остановился начальник службы Юрий Гимро во время семинара, ставшего второй частью насыщенного мероприятия.
– Среди эффективных способов снижения травматизма – совершенствование технологий, вывод работников из опасных зон и внедрение принципиально новых способов обслуживания оборудования, – подчеркнул Юрий Александрович. – Так, в Витебском отделении проведена опытная эксплуатация беспилотного летательного аппарата (квадрокоптера). Разработан стандарт предприятия об общих требованиях безопасности при его эксплуатации. Предполагается использование этого устройства для верховых осмотров грузоподъемных кранов и линий электропередачи, зданий и сооружений инфраструктуры, что позволит вывести специалистов из опасной зоны, улучшить их условия труда, увеличить его эффективность и качество.

На особом контроле

Не менее важное направление деятельности – охрана здоровья и сохранение профпригодности железнодорожников. На особом контроле находятся обязательные медицинские осмотры, психологическое сопровождение профессиональной деятельности работников железнодорожного транспорта общего пользования, учет случаев ухудшения состояния здоровья, оздоровление и санаторно-курортное лечение, реализация санитарно-противоэпидемиологических мероприятий, по предупреждению распространения острых респираторных инфекций, COVID-19 и не только. Подробнее об этом, а также о взаимодействии организаций дороги с учреждениями здравоохранения рассказала начальник отдела охраны здоровья службы охраны труда и промышленной безопасности Ольга Лаборчук. Также она проинформировала участников семинара об изменении законодательства в отношении проведения добровольной диспансеризации: с текущего года каждый гражданин Республики Беларусь может пройти ее в государственных учреждениях здравоохранения с использованием одного оплачиваемого выходного дня за счет нанимателя.
Руководитель Республиканского центра медицинского обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта общего пользования Министерства здравоохранения Светлана Тузина в своем докладе сделала акцент на медицинской экспертизе профпригодности работников магистрали. Привела статистические данные результатов обязательных медицинских осмотров железнодорожников: в 2022-м увеличилось количество работников, не прошедших его по состоянию здоровья, – до 1050 с 864 в 2021-м. В 82,6% причиной стали болезни системы кровообращения.
О том, как осуществляется поддержка ветеранов, находящихся в трудной жизненной ситуации, о деятельности Дорожной организации Белорусского Красного Креста, проводимых мероприятиях и работе железнодорожников-волонтеров, участникам семинара рассказала ее председатель Ольга Лебедева.
Мнения и рекомендации органов государственного управления относительно совершенствования работы в сфере охраны труда и промышленной безопасности довели до присутствующих заместитель начальника управления технической политики – начальник отдела безопасности транспортной деятельности Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Павел Бречко и начальник управления охраны и государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социальной защиты Иван Карчевский. В ходе выступления Иван Александрович вручил Почетные грамоты ведомства главному инженеру дороги Сергею Новодворскому и первому заместителю начальника службы охраны труда и промышленной безопасности Сергею Посудневскому. Железнодорожники были отмечены за добросовестную и плодотворную работу по реализации государственной политики в сфере охраны труда, значительный личный вклад в профилактику и снижение уровня производственного травматизма и в связи со 160-летием Белорусской магистрали. Аналогичными наградами Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты были отмечены руководители отделов охраны труда и промышленной безопасности Витебского и Брестского отделений Андрей Лычков и Виктор Тоболевич соответственно.
Слова признательности прозвучали и от особых гостей семинара – представителей ОАО «РЖД» и его филиалов. Коллеги поделились опытом и рассказали о внедрении новых форм и методов, направленных на повышение эффективности такой деятельности.
для участников семинара-совещания была организована выставка образцов современного спецоборудования, инструментов и средств индивидуальной защиты от белорусских производителей, вызвавшая большой интерес. Эффективность, например, представленного аккумуляторного инструмента в своем докладе упомянул начальник профильной службы Юрий Гимро, подчеркнувший, что его применение в хозяйстве пути позволило снизить риски травмирования, сократить время выполнения путевых работ и улучшить условия труда.
По словам главного инженера Белорусской магистрали Сергея Новодворского, семинар стал отличной платформой для обмена опытом, приобретения новых знаний и знакомств. Подводя итоги мероприятия, он также отметил, что в целом на дороге достаточно высокий уровень обеспечения охраны труда, однако нельзя останавливаться на достигнутом, нужно добиваться еще более высоких результатов.
Завершился семинар-совещание еще одним положительным моментом: прозвучали поздравления и были вручены дипломы представителям предприятий магистрали, занявшим призовые места в традиционных конкурсах «Лучшая организация по охране труда» и «Лучший специалист по охране труда». Самую престижную награду в последней номинации, опередив две с половиной сотни своих коллег, получила инженер по охране труда Центра механизации путевых работ Валентина Войтович. Всем участникам семинара пожелали, чтобы их усилия и добросовестный труд, накопленный опыт, знания и умения, а также удача помогли оказаться в числе награжденных на следующем подобном мероприятии.

Анастасия
МЕЛЕХОВА

Яндекс.Метрика