Февраль
Вс
09
2025

Безопасность в мобильном формате

Повысить эффективность работы поездных диспетчеров, дежурных по станции и других специалистов поможет новое мобильное приложение, признанное одним из лучших на конкурсе молодежных инициатив работников магистрали. Автором этой идеи стал поездной диспетчер ЦУПа службы перевозок Управления дороги Владислав Никоноров. После успешной реализации первого этапа проекта запланированы новые.

– Разработанное мобильное приложение позволит минимизировать ошибки оперативного персонала, обеспечит гарантированную безопасность при организации движения поездов, улучшит управляемость, снизит время задержек поездов при отказах технических средств, – объясняет Владислав практическую значимость инициативы. – Программа, установленная в телефоне, – это электронный аналог большого удобного конспекта, который всегда под рукой.
Пока реализован первый этап проекта. В его рамках созданы три ключевых раздела: «Неисправности СЦБ», «Нестандартные ситуации», «Справочник». В первом находится список наиболее распространенных неисправностей СЦБ. Выбрав одну из них, можно увидеть подробный порядок действий поездного диспетчера или дежурного по станции в случае отказа соответствующих технических средств.
Аналогичный принцип применен и в разделе о нестандартных ситуациях. Например, в подразделе «Вынужденная остановка поезда на перегоне» отображается алгоритм действий при таких обстоятельствах. Все подсказки сформированы на основе информации, содержащейся в нормативных документах Белорусской железной дороги. Во вкладке «Справочник», проследовав по ссылкам в соответствующие разделы официального сайта БЖД, можно узнать актуальное расписание движения поездов, а также ознакомиться с нормативно-справочной информацией по грузовым перевозкам.
В дальнейшем планируется дополнить имеющиеся разделы и сформировать новые, предложить пользователям еще некоторые полезные функции.

От станции к станции

Первые мысли о разработке мобильного приложения у Владислава Никонорова появились еще десять лет назад, когда после окончания оршанского отраслевого колледжа он начинал свой трудовой путь дежурным по станции Лудчицы Могилевского отделения. Уже тогда понял, насколько полезна была бы для оперативного персонала, особенно малоопытного, экспертная база данных с подсказками и алгоритмом действия в той либо иной ситуации.
Затем он работал дежурным по станции Быхов, стал поездным диспетчером аппарата Могилевского отделения. Со временем убеждение в необходимости и востребованности подобной разработки только крепло. А дополнительные знания принесло заочное обучение в БелГУТе. В 2020 году Владислав окончил и магистратуру этого учебного заведения.
Параллельно с этим в свободное от работы время молодой человек изучал азы программирования. Эти навыки и помогли ему воплотить идею – железнодорожник-движенец самостоятельно разработал приложение, для чего понадобились определенные теоретические знания и практика в сфере информационных технологий.
В Центре управления перевозками Владислав Никоноров работает поездным диспетчером на направлении Минск – Брест. Труд напряженный и ответственный.
– В моем оперативном подчинении – дежурные пятнадцати станций, расположенных на участках общей протяженностью свыше 300 километров, – рассказывает он. – Безопасность движения поездов, выполнение графика в значительной степени зависят от согласованности действий и профессионализма каждого, от умения быстро принимать правильные решения.

Придавать уверенности

Владислав, имея опыт работы дежурным по станции и поездным диспетчером отделения, не понаслышке знает, насколько иногда бывает сложно быстро сориентироваться в нестандартной ситуации. Порой времени на принятие решения почти нет – лишь считанные минуты или даже секунды. Прийти на помощь, что-то посоветовать может поездной диспетчер, но его ресурс не безграничен. Новое мобильное приложение как раз может его отчасти заменить.
– В работе поездного диспетчера ЦУПа очень важны ответственное отношение к делу, целеустремленность и, конечно же, оптимизм, – размышляет Владислав Никоноров.
Владислав Никоноров убежден, что нужно обладать психологической выдержкой, уметь концентрироваться на самом главном и обязательно грамотно выстраивать коммуникации со всеми коллегами-железнодорожниками, с которыми контактируешь. Ведь не у всех за плечами многолетний опыт, люди порой теряются. В таких случаях слова поддержки и добрый совет помогают решить проблемы и вселяют уверенность.
Владислав признается, что, несмотря на профессиональную закалку, волновался, участвуя в конкурсе молодежных инициатив. Но жюри его выступление все же посчитало убедительным, содержательным, а представленный проект – перспективным. Это позволило ему войти в число лучших на Белорусской магистрали в номинации «Молодежная инициатива, направленная на цифровую трансформацию производственных процессов».
Мобильное приложение Владислава Никонорова протестировали его коллеги-движенцы и дали ему высокую оценку. Тем не менее автор планирует доработать свою идею и озвучивать голосом мобильного помощника алгоритмы действий при неисправностях и нестандартных ситуациях. Есть также задумка добавить вкладку «Перечень необходимых документов», содержащую инструкции, которые специалист может применять для детального анализа различных ситуаций. На очереди – разработка и внедрение учебной платформы, предназначенной для самостоятельного изучения нормативных документов, порядка действий в нестандартных ситуациях, а затем и тестирования по выбранным темам.

В планах также возможность интеграции мобильного приложения с системами, применяемыми путейцами, связистами, энергетиками и другими железнодорожниками. А это означает, что в перспективе круг пользователей приложения Владислава Никонорова может значительно расшириться.
– Есть и другие интересные идеи, – рассказывает он. – Например, хотелось бы создать мобильное приложение с классификацией, характеристиками, фото подвижного состава, который эксплуатируется на Белорусской железной дороге.
Что-то аналогичное, по его словам, разработали энтузиасты из России. Но те системы, по мнению Владислава, не идеальны. Реализация его задумки поможет белорусским железнодорожникам, вызовет интерес у ветеранов магистрали и просто любителей техники. Такая информационная система может также применяться в сфере профориентации подростков и молодежи.

Руслан АНАНЬЕВ

Яндекс.Метрика