Февраль
Пт
07
2025

Под надежной охраной

Коллектив Брестского отряда Военизированной охраны Белорусской железной дороги круглосуточно обеспечивает безопасность и порядок на вверенных им объектах. Со своими задачами справляется достойно. Благодаря бдительности и оперативному реагированию работники отряда в 2022-м предотвратили 17 случаев хищения имущества магистрали, задержали 20 нарушителей.

Охранники стрелковой команды на станции Брест-Восточный Сергей Головий и Игорь Ракович в пункте мониторинга

Задача у Военизированной охраны очень ответственная – обеспечивать сохранность перевозимых грузов, а также имущества дороги. Брестский отряд – крепкое звено этой цепи. Коллектив объединяет более 500 человек. Случайных людей здесь нет, так как отбор строгий, и помимо специальных знаний и умений требуются хорошая физическая подготовка и определенные человеческие качества. Здесь ценят собранность, внимательность, наблюдательность, умение владеть собой и оказывать поддержку коллегам. Каждый обязан добросовестно выполнять должностные обязанности и соблюдать все инструкции. А территория обслуживания отряда довольно широкая – охватывает Брестское и Барановичское отделения.
К выполнению задач всегда готовы семь подразделений: стрелковые команды на станциях Брест-Северный, Брест-Восточный, Барановичи, Лида, Лунинец, Волковыск, Гродно, которые охраняют два моста через реки Муховец и Неман. Кроме этого, восемь подобных искусственных сооружений находятся под контролем специализированных групп и караулов по охране железнодорожных мостов.
Начальник Брестского отряда – заместитель начальника Военизированной охраны Геннадий Челмодеев отмечает, что за последние годы в их работе важная роль отводится внедрению современных технологий.
– Вести наблюдение на объектах железнодорожной инфраструктуры нам помогают тепловизоры, видеорегистраторы, фотоловушки. Благодаря новой технике эффективность предотвращения правонарушений стала выше, – рассказывает Геннадий Владимирович. – Видеокамеры позволяют контролировать обширную территорию и несколько объектов одновременно, что значительно экономит время и ресурсы.
Видеонаблюдение стали активно внедрять в Брестском железнодорожном узле с 2016 года. В феврале 2019-го начал функционировать пункт мониторинга в здании Брестского отряда Военизированной охраны. Сюда выведено около 400 видеокамер, которые установлены на станциях Брест-Северный, Брест-Восточный и на крупных железнодорожных станциях по маршруту Брест – Барановичи. И каждый год техническая оснащенность улучшается, а непросматриваемых участков становится все меньше.
– Специалисты, работающие в пункте мониторинга, в реальном времени видят абсолютно все. Такой дистанционный контроль не только положительно влияет на качество осмотра, но и улучшает условия труда, повышает уровень личной безопасности. Внедрение современных систем видеонаблюдения и контроля постепенно снизило необходимость частых патрулирований с использованием служебных собак, – подчеркивает Геннадий Челмодеев. – Но техника может дать сбой. Именно поэтому на наших работниках – большая ответственность.

Начальник Брестского отряда – заместитель начальника Военизированной охраны Геннадий Челмодеев

В первую очередь это касается стрелков. В их обязанности входят обеспечение сохранности перевозимых грузов в парках станций и в пути следования, патрулирование территории и охрана железнодорожных объектов. Работникам Военизированной охраны неоднократно доводилось задерживать любителей легкой наживы. В последнее время случаи умышленного повреждения или кражи элементов верхнего строения пути, средств связи происходят крайне редко. Причина таких позитивных перемен – строгий контроль и грамотный подход к выполнению поставленных задач.
Скорость передачи информации в этой работе тоже важна. От оперативности порой зависит и конечный результат, поэтому между собой стрелки общаются по радиосвязи. Несколько лет назад на смену аналоговой пришла цифровая. Она помогла улучшить качество переговоров. А использование GPS-трекеров дает возможность начальнику караула или дежурному охраннику пункта видеонаблюдения по монитору следить за перемещением охранников и стрелков на маршрутах патрулирования.
Одним из важных направлений деятельности отряда является охрана поездов с ценными грузами в парках станций. Эта работа требует повышенного внимания. Так, в прошлом году отряд принял под охрану более 20 тыс. поездов и 267 тыс. вагонов. Процесс расписан буквально по шагам. Когда состав прибывает на станцию, работники ВОХР сначала его осматривают, проверяют наличие на местах запорно-пломбировочных устройств, фиксируют, если они есть, коммерческие неисправности, видимые повреждения вагонов или грузов на открытом подвижном составе. При необходимости стрелки сопровождают составы в пути следования. За минувший год – 2748 грузовых поездов, 1809 составов региональных линий экономкласса, в том числе и совместно с представителями милиции и ревизорского аппарата.
– Составы с ценными и опасными грузами периодически находятся в парках станций и нуждаются в сопровождении, – рассказывает стрелок Брестского отряда Военизированной охраны Виктор Давидюк. – Благодаря нашему участию в пути следования снизилось количество правонарушений, за что в адрес работников команды не раз звучали слова благодарности.
С каждым годом на магистрали все реже фиксируют попытки незаконного провоза тех или иных предметов в подвижном составе. Так, в минувшем году Брестским отрядом выявлено 8 случаев незаконного перемещения табачных изделий (в 2021-м – 14). За данное правонарушение задержано четыре человека. Их действия получили правовую оценку. Благодаря бдительности и оперативному реагированию работников отряда предотвращено 17 случаев хищения имущества магистрали, задержано 20 человек. Всего же за прошедший год зарегистрировано 28 таких попыток. Самыми притягательными для злоумышленников стали элементы верхнего строения пути, гранитный отсев, металлолом и т. д.
В подразделении большое внимание уделяют профилактике непроизводственного травматизма. Участие в акциях «Дети и безопасность» и «Стоп – неверный шаг!» стало здесь традиционным. Представители отряда – частые гости в трудовых коллективах и учебных заведениях. За прошлый год проведено 195 профилактических бесед. Количество слушателей превысило 8 тыс. (из них более 7 тыс. – несовершеннолетние). Работники стальной магистрали и молодые люди получили около 700 памяток о безопасности на железной дороге. Брестский отряд Военизированной охраны также активно сотрудничает с транспортной прокуратурой города над Бугом. Кроме того, работники провели 1516 рейдов и патрулирований территорий, в том числе 52 – совместно с правоохранителями и 49 – с железнодорожниками.
– Тематические видеоролики помогают аудитории лучше усваивать материалы, – акцентирует внимание первый заместитель начальника Брестского отряда Военизированной охраны Антон Манулик. – Напоминаем и подросткам, и взрослым о том, что строгое соблюдение правил нахождения на железнодорожных путях, станциях и остановочных пунктах позволит сохранить жизнь и здоровье.

Стрелки стрелковой команды на станции Брест-Восточный Степан Кухта и Александр Бурак

В отряде трудятся люди, полностью отдающие себя любимому делу. Об этом красноречиво говорят награды, которые регулярно получают работники. Например, в 2022-м году стрелок Вадим Кобятко был отмечен нагрудным знаком отличия
«За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» III степени. Стаж железнодорожника – более 20 лет, и о своем выборе он ни разу не пожалел.
– Когда высоко оценивают твой труд, всегда приятно, – говорит он. – Но главное – состояться в профессии, чувствовать свою востребованность. Наша работа хоть и не очень заметная, но очень важная. И я горжусь, что главный ее принцип – охрана и защита!

Историческая справка
9 декабря 1921 года постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Труда и Обороны об охране складов, пакгаузов, кладовых, сооружений на железнодорожных и водных путях положено начало создания Военизированной охраны путей сообщения.
Брестский отряд Военизированной охраны Брест-Литовской железной дороги приступил к работе в 1939 году после воссоединения западных областей Беларуси и Белорусской ССР. К сожалению, практически не осталось никаких исторических сведений о его деятельности в довоенный период. За прошедшие годы структура претерпела многочисленные изменения. После Великой Отечественной войны народное хозяйство страны восстанавливалось ускоренными темпами.
В соответствии с приказом Министерства путей сообщения от 23.09.1946 года № 652 на сети стальных магистралей СССР было организовано 274 отделения дорог.
Из них четыре – на Брест-Литовской дороге: Брестское, Барановичское, Лунинецкое, Гродненское. В это время активно происходило формирование Военизированной охраны Западной Беларуси. В 1946 году в ее состав входило девять подразделений с разными местами дислокации.
Чтобы повысить эффективность профилактических мероприятий по предотвращению несчастных случаев на железно-
дорожном транспорте, в конце 70-х – начале 80-х гг. прошлого века в подразделениях отряда и на всей дороге были созданы пикеты-наряды из стрелков и проводников со служебными собаками. Они перемещались по станции, где наблюдалось наибольшее количество случаев непроизводственного травматизма. Велась активная работа по недопущению правонарушений. Такие наряды предотвратили немало наездов подвижного состава на посторонних лиц, была оказана действенная практическая помощь руководству линейных станций в наведении правопорядка на этих объектах.

Ольга ПЛЮХАЕВА

Яндекс.Метрика