Повод значимый – сто лет!
Добросовестность и самоотдача, терпение и энтузиазм, преданность профессии и стремление приносить пользу. Эти эпитеты из поздравительной открытки по случаю 150-летия станции Минск-Пассажирский как нельзя лучше характеризуют удивительного человека и сильную женщину, которой они посвящены, – Веру Ананич (в девичестве – Янюшкину). На днях Вера Семеновна отпраздновала не менее значимое событие – вековой юбилей(!).
…Историю героини публикации можно начать красиво и поэтично – с Надежды, Веры и Любви. Именно так звали трех сестер Янюшкиных. Был у них и брат Михаил. Однако жизнь многодетной семьи в российской деревушке Тургенево, что в Мордовии, складывалась совсем непросто. Особенно, когда умер отец, а затем репрессировали дедушку и бабушку. Помогать вдове стало некому. «Детство прошло в голоде и холоде. Сводить концы с концами удавалось лишь благодаря маме, которая устроилась на станцию Тюрлема, где дорожным мастером работал ее брат. Но в скором времени она погибла. Поднимать нас на ноги пришлось Наде, а я была обязана ей помогать», – рассказывает Вера Семеновна. Этот долг героиня публикации отдавала много лет, оказывая поддержку старшей сестре и ее семье, забывая порой о своих интересах.
После окончания семилетки девушка, чтобы принести в дом хоть какую-нибудь копейку, устраивалась в сезон путевых работ в 5-ю дистанцию службы пути Казанской железной дороги. Спустя два года, в июне 1942-го, ее приняли на станцию Тюрлема весовщиком, в июле 1944 года командировали на станцию Минск-Пассажирский тогда еще Западной магистрали. После освобождения от немецко-фашистских захватчиков город требовал серьезного восстановления, но кадров не хватало. Вера стала багажным кассиром.
– Различную мебель, очень много холодильников, стиральные машины, велосипеды и другие всевозможные грузы и багаж мы отправляли по всему Советскому Союзу, – вспоминает юбиляр. – Объемы перевозок были огромные. Грузов шло столько, что часто задерживались на работе и после окончания смены. Документы все оформляли вручную. При этом пристальное внимание уделяли соответствию габаритов груза и багажа установленным нормам (например, вес – до 75 кг), а также станциям отправления и прибытия, расчетам расстояния между ними. Ошибка могла привести к потере и дальнейшему поиску багажа и грузов. К слову, вычисления проводили с помощью карт железных дорог. Наиболее популярные маршруты и их протяженность записывали в отдельную тетрадь. Однако уже после нескольких оформлений все это хорошо запоминали. В 12-часовой смене трудились несколько багажных кассиров, выходили и днем, и ночью. Несмотря на то, что я отвечала за отправление, участвовала и в других этапах производственного процесса: получала и выдавала груз и багаж или разыскивала его и не только. Мне нравилось постоянное общение с людьми. Свою работу я любила и знала. Все делала согласно инструкции и по совести. Однажды один наш клиент уговаривал меня указать в квитанции большую сумму, чем на самом деле, а разницу отдать деньгами из кассы. Безусловно, я отказалась.
Придя на Белорусскую магистраль в тяжелое послевоенное время, когда от каждого работника требовалась большая самоотдача и порой героизм, Вера Семеновна служила честно, верой и правдой, почти 45 лет.
Такое же количество записей о поощрениях и награждениях и в ее трудовой книжке. Например, о вручении знака «Ударнику Сталинского призыва» и награждении медалью «Ветеран труда», о премировании за участие в строительстве нового здания багажного отделения и даже о вручении Почетной грамоты ко Дню медицинского работника (после выхода на заслуженный отдых собеседница некоторое время была санитаркой в железнодорожной больнице).
Вера Ананич всегда отличалась активной позицией и в общественной жизни. Туристические поездки, концерты художественной самодеятельности, сбор профсоюзных взносов – это лишь малая часть того, в чем была задействована героиня публикации в период работы на станции Минск-Пассажирский. Запомнилась коллегам Вера Семеновна также своим добродушием, заботой и внимательностью к окружающим людям. Сама она никогда ничего ни у кого не просила – рассчитывала лишь на себя. Поэтому, например, если нужно было сделать крупную покупку, копила деньги, чтобы не брать в долг. Она не позволяла себе ничего лишнего: что есть, то и хорошо. Помогала сестрам, их детям. Сегодня уже племянница Светлана заботится о тете, окружая ее любовью и теплотой (так сложилось, что у Веры Семеновны нет своих детей, а мужа не стало 25 лет назад). При этом ровесница века самостоятельно справляется с домашними делами.
– Ноги ходят, сама себя обслуживаю, слышу хорошо. Что еще нужно человеку в моем возрасте? – задается вопросом юбиляр. Секретом своего долголетия она считает аскезу в питании (не злоупотреблять жирной пищей и не есть много мяса).
А вот сладкое героиня публикации любит, как и чаепитие. – Вот только память немного подводит. Возможно, все помнить и не стоит (улыбается). По-разному было: и хорошо, и плохо. Но, слава Богу, все испытания судьбы выдержала и дожила до 100 лет.

С юбилеем Веру Семеновну поздравляют председатель ветеранской организации Галина Кидышко, заместитель начальника станции Татьяна Шнек и глава профсоюзного комитета Сергей Созончик
Для председателя ветеранской организации станции Минск-Пассажирский Галины Кидышко Вера Семеновна является примером. «Вековой юбилей – это важное событие для человека и для коллектива. Мы гордимся, что в нашей жизни есть эта удивительная женщина», – подчеркивает Галина Константиновна. В знаковый день вместе с главой профсоюзного комитета и заместителем начальника станции она была в числе дорогих гостей. Их героиня публикации всегда встречает с улыбкой и радостью, а на прощание по традиции – крепкие объятия. И неважно, малознакомый рядом человек или близкий, родные или друзья, от которых в день рождения прозвучало немало теплых слов. Но, конечно, главным стало пожелание здоровья и бодрости.
– Я никогда не жалела о том, что стала железнодорожницей и переехала в Беларусь, – подытоживает именинница. – Работать на станции Минск-Пассажирский мне нравилось, любила и наше багажное отделение. Сейчас с удовольствием вспоминаю те годы. Пусть развивается и процветает наша Белорусская магистраль!
Анастасия МЕЛЕХОВА