По регламенту ответственности
Осмотрщик-ремонтник вагонов обязан быть бдительным всегда. Евгений Киселевский из Жлобинского вагонного депо этого профессионального постулата придерживается строго, понимая, что от него во многом зависят безопасность движения поездов и сохранность перевозимых грузов. За неравнодушное отношение к делу и качественное техническое обслуживание подвижного состава по итогам прошлого года 33-летний железнодорожник отмечен премией имени машиниста В. А. Яцкевича.
…Грузовой состав еще только подходит к станции, а Евгений вместе с напарником уже ожидает его прибытия в горловине.
– Некоторые неисправности хорошо видны, когда вагоны в движении. К примеру, просыпания или течь груза, состояние автосцепок, буксовых узлов, колесных пар, – поясняет собеседник. – Поэтому их осматриваем сначала с ходу, а потом во время стоянки. Как ни странно, ночью трудно выявляемые дефекты внутри тележки, под вагонами найти легче: свет фонаря бьет резче, трещины или износы, если они есть, более заметны. Чтобы не упустить ни одну деталь, в смене работаем тандемом: состав осматриваем с двух сторон по четкой схеме и в определенной последовательности.
Каждую колесную пару железнодорожник простукивает контрольным молотком, затем, как положено, осматривает с внешней стороны и с помощью фонаря – с внутренней, производит шаблонами обмер дефектов и износов. Они могут «затаиться» в любом узле – в устройствах тормозной системы или внутри буксы. Благодаря такому алгоритму действий без внимания не остается ни один узел, ни одна деталь ходовой части. Некоторые выявленные неисправности Евгений устраняет на месте. Но есть и те, которые требуют более серьезного подхода. К примеру, трещина. Даже самая маленькая – она прямая угроза безопасности движения. Обнаружив такой «сюрприз», осмотрщик делает меловую пометку и сообщает причастным работникам. В этом случае вагон отцепляют и направляют в участок текущего ремонта для последующей замены или исправления непригодных деталей.
В работе осмотрщиков-ремонтников вагонов мелочей нет. Их первая и самая главная задача – выявить и устранить неисправности, обеспечить безопасность движения поездов и их своевременное прохождение по гарантийным участкам.
В течение 12-часовой смены Евгений Киселевский осматривает до 300 вагонов, а порой их количество может доходить до полутысячи. Большая часть грузовых составов приходит ночью, а значит, добавляется еще одна важная задача – обеспечение сохранности их содержимого. Железнодорожник самым тщательным образом исследует состояние ходовых частей, автосцепного устройства, кузова и рамы, проверяет тормозное оборудование. Действует, как учили старшие коллеги: если какая-то деталь «зацепила», лучше вернуться и проверить еще раз. Собеседник отмечает, что осмотрщику-ремонтнику нужно быть не только предельно внимательным, но и обладать музыкальным слухом.
– Исправная деталь на удар молотка обычно откликается звонко. А колесо, где притаилась трещина, отзовется глухо, – отмечает Евгений. – Каждый вагон надо проверить по более чем десяти позициям. А ведь на осмотр поездов, например, своего формирования, отводится всего 40 минут. Так что работать нужно интенсивно.
Коллектив ПТО станции Жлобин, где трудится Евгений Киселевский, обслуживает все типы подвижного состава, который используется на магистрали. Поэтому мой собеседник хорошо знает его особенности и возможные «больные» места. В красной зоне у него числятся самые тяжелонагруженные узлы – поглощающие аппараты автосцепного устройства.
– В эксплуатации они должны воспринимать силу удара в 300 тонн, при этом не разрушаться и исправно функционировать, – поясняет Евгений. – Обычно трещины возникают в местах, которые работают с наибольшим напряжением, и там, где произошло ослабление из-за износа. И для каждого узла есть свои приемы проверки. Например, некоторые дефекты в аппаратах, как и в колесе, можно определить на слух. Специалисту важно не только уметь обнаруживать неисправности в вагонах, но и определять причины их возникновения, чтобы в будущем такие ситуации минимизировать. Так, если поглощающий аппарат продолжает работать неправильно, то могут возникнуть и так называемые взаимосвязанные дефекты в частях вагона. Или происходит вредное воздействие на груз, которое вообще может привести к непредсказуемым последствиям, особенно, если в вагоне опасные вещества.
Зимой риск появления дефектов повышается, так как морозы негативно влияют на подвижной состав, делают его узлы более хрупкими. Им Евгений уделяет особое внимание, причем применяет не только уже проверенные методы, но и разрабатывает новые. В частности, для выявления неисправностей поглощающих аппаратов автосцепного устройства. Над этим вопросом железнодорожник начал работать более четырех лет назад, когда учился в магистратуре БелГУТа. В своей диссертации одним из принципов безопасной работы сортировочных устройств железнодорожник обозначил фактор недостаточной надежности подвижного состава, связанный с допусками на снижение энергоемкости поглощающих аппаратов в эксплуатации. После защиты Евгений продолжил изучать тему. Наработанный практический материал лег в основу его исследовательского проекта, направленного на выявление дефектов в данных узлах. Выступал с ним на III Международной научно-практической конференции «Тихомировские чтения: наука и современная практика технологии перевозочного процесса», прошедшей в 2022 году в БелГУТе. Его участники и слушатели проявили интерес к докладу. Также эти материалы опубликованы в тематической подборке, подготовленной профильной службой Управления дороги под названием «Передовые методы работников вагонных депо Белорусской железной дороги по выявлению неисправностей вагонов».
Трудолюбие, любознательность, стремление самостоятельно находить решение проблемы – такую формулу успеха Евгений вывел для себя еще в школьные годы. И покорял профессиональные, а после и научные вершины последовательно. Для начала поступил в гомельский отраслевой колледж на специальность «техническая эксплуатация и ремонт вагонов и рефрижераторного подвижного состава».
С 2009 года Евгений Киселевский работает в Жлобинском вагонном депо. В 2016-м заочно окончил БелГУТ по специальности «организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте». Спустя три года – магистратуру. Его исследовательский проект по совершенствованию конструкции и технического оснащения сортировочных комплексов участковых станций, подготовленный в соавторстве со студенткой отраслевого вуза Викторией Воронцовой, вошел в число победителей XXVI Республиканского конкурса научных работ студентов высших учебных заведений страны. Евгений был отмечен премией специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. В том же 2021-м он занял третье место на дорожном конкурсе профессионального мастерства.
– Стальная магистраль всегда имела большое значение в моей жизни, – делится эмоциями собеседник. – Это и неудивительно – тяга к поездам передалась мне с генами. Дедушка Станислав Эдуардович более 20 лет трудился в багажном отделении вокзала станции Жлобин. Здесь же на разных должностях четверть века отработала и бабушка Нина Ивановна. А моя мама Лилия Станиславовна – начальник станции Ящицы. Еще в школьные годы понял, что хочу не просто трудиться на железной дороге, а участвовать в ее развитии, реализации перспективных направлений. Любые достижения мотивируют на что-то новое. Я безмерно благодарен за поддержку и помощь моему научному руководителю, кандидату технических наук Сергею Пожидаеву. Безусловно, всегда есть к чему стремиться, какие бы вершины не были уже покорены. Совмещать работу и научную деятельность, конечно, сложно. Но чем больше делаешь, тем больше успеваешь.
Останавливаться на достигнутом Евгений не собирается – в перспективе планирует поступить в аспирантуру БелГУТа. К слову, он интересуется не только развитием современных автоматических сцепок, но и их историей. Подробно может рассказать, каким узел был 90 лет назад и какие к нему предъявлялись требования. В поиске нужной информации изучил более 100 различных источников. Также в списке его интересов – разработки левитационных транспортных систем на новых физических принципах работы. Евгений провел исследование поведения высокотемпературных сверхпроводников в магнитном поле и создал малоразмерную модель транспортной системы, действующей по принципу квантовой левитации (преодоление гравитации, при котором объект парит в пространстве. – прим. автора).
– Изучению высокотемпературных сверхпроводников сегодня уделяется большое внимание. Полученные экспериментальные и теоретические результаты в будущем приведут к новым открытиям в этой области, а транспортные системы на новых физических принципах работы займут свою нишу в обеспечении пассажирских и грузовых перевозках, – уверен Евгений Киселевский.
О других лауреатах дорожной премии имени машиниста В. А. Яцкевича читайте в следующих публикациях.
Лидия СЕРГЕЕВА