На общий результат
Как проследить жизненный путь человека? Ориентирами будут значимые события и достижения. Для начальника участка по ремонту электрооборудования пассажирских вагонов Минского вагонного участка Павла Лукашевича одной из важных вех его профессиональной стези стала премия имени машиниста В. А. Яцкевича, которой отмечен вклад железнодорожника в обеспечение безопасности движения в 2022 году.
На предприятии он трудится с 2002-го, зарекомендовал себя грамотным специалистом, отлично знающим вагонное и пассажирское хозяйства. Вверенное ему подразделение возглавляет без малого 10 лет. Большой практический опыт, широкий профессиональный кругозор и высокий уровень личной ответственности помогли грамотно организовать работу коллектива.
Общаясь с журналистом, герой публикации особо подчеркнул, что каким бы толковым ни был руководитель, в одиночку он мало чего сможет добиться. Важно, чтобы каждый работник, вовлеченный в общий технологический процесс, выполнял обязанности должным образом и осознавал свою роль в обеспечении безопасности движения. Ведь речь идет о людях, пассажирах, которые выбрали железнодорожный транспорт и рассчитывают получить качественную услугу. Она имеет много составляющих. Свою лепту вносит и подразделение Павла Лукашевича.
– Мы выполняем техническое обслуживание электрооборудования пассажирских вагонов в объеме ТО-1, ТО-2 и ТО-3, а также ремонт и профилактику между плановыми видами ремонта, – поясняет собеседник. – В структуру нашего участка входит несколько отделений разного профиля, специалисты каждого занимаются своими узкими задачами, в том числе ремонтом внутреннего электрооборудования, холодильного, торгового, высоковольтного и низковольтного оборудования, электрических машин (генераторов, электродвигателей), обслуживанием аккумуляторных батарей, контрольно-измерительных приборов, радиоаппаратуры и т.д. Кроме того, у нас работают поездные электромеханики, которые обеспечивают исправность электрооборудования, систем контроля нагрева букс, вентиляции, кондиционирования воздуха и отопления в пути следования. По роду деятельности специалисты нашего подразделения неоднократно выявляли нарушения, угрожающие безопасности движения, и своевременно их устраняли, что позволяло не допускать задержек поездов и отказов технических средств. В наши обязанности входит подготовка подвижного состава к зимним и летним перевозкам (с 3 апреля как раз приступим к выполнению этой задачи), а также участие в единой технической ревизии (наряд на ее проведение составляет участок по формированию).
…Оглядываясь назад, на пройденный путь, Павел Владимирович уверен, что в свое время сделал правильный выбор в пользу магистрали. Здесь он состоялся как профессионал и смог реализовать свое увлечение техникой. А оно у него, можно сказать, в крови. Отец много лет работал старшим мастером на Прияминском ремонтном заводе, обслуживал тракторы Т-150. Предприятие находится в деревне Лошница Борисовского района, где прошло детство героя публикации. Свои знания Лукашевич-старший передавал и сыну. «Я еще только в 7 классе учился, когда отец доверил мне свой мотоцикл с коляской. Он же научил меня его чинить и обслуживать, – с улыбкой вспоминает собеседник. – Поэтому, когда встал вопрос, куда поступать после школы, я выбрал Минское высшее профессиональное училище железнодорожного транспорта (сегодня колледж имени Е.П. Юшкевича). Заинтересовала профессия поездного электромеханика: во-первых, работа с техникой мне всегда нравилась, во-вторых, прельстила романтика путешествий».
Теоретические занятия юношу увлекали. Но практика была еще интереснее. Ее он проходил в Минском вагонном участке. После первого года обучения трудился слесарем-электриком (занимался ремонтом холодильного оборудования), после второго – поездным электромехаником. «Как сейчас помню свой первый рейс. поезд № 675 Минск – Полоцк. Волновался, конечно. Но все прошло хорошо, – рассказывает железнодорожник. – Полгода так отработал, причем пять месяцев – самостоятельно, без наставника».
После выпуска из училища уже на третий день Павел пришел устраиваться в Минский вагонный участок. Недолго поработал на уже знакомом полоцком направлении и вскоре перешел на мариупольское. Затем был поезд №26 Минск – Москва. Кроме того, в качестве подменного специалиста молодой железнодорожник успел поработать и на других направлениях: Адлер, Кисловодск, Одесса, Симферополь, Киев, Вильнюс. Много ярких воспоминаний осталось у него о тех временах.
Толкового, старательного работника заметило руководство и в 2006 году предложило ему должность бригадира аккумуляторного отделения участка по ремонту электрооборудования пассажирских вагонов. Место хлопотное, приходилось постоянно контролировать работу аккумуляторщиков, постановку и снятие ограждений составов. В подчинении у молодого руководителя было три десятка человек. Лукашевич справился и доказал, что может не только самостоятельно выполнять возложенные на него обязанности, но и отвечать за коллектив. Уже через год его перевели мастером участка по ремонту и обслуживанию оборудования, который обеспечивал работу паровых котлов, трубопроводов пара и горячего водоснабжения, а также всех электрических сетей предприятия. Через два года герой публикации вернулся в участок по ремонту электрооборудования пассажирских вагонов мастером, а в 2013-м стал старшим мастером. В январе прошлого года эту должность переименовали, и теперь она звучит как «начальник участка». Но фактически своим подразделением Павел Владимирович руководит уже 10 лет.
Поднимаясь по карьерной лестнице, железнодорожник находил время для углубления профессиональных знаний: в колледже имени Е.П. Юшкевича заочно получил среднее специальное образование («техник-электромеханик, мастер производственного обучения»), а позже окончил еще и Белорусский государственный аграрный технический университет (факультет электрификации).
В копилке наград Павла Владимировича – Благодарность начальника Минского отделения, Почетная грамота Белорусской железной дороги, Почетная грамота Объединенной районной профсоюзной организации Минского отделения. А теперь и дорожная премия имени машиниста В. А. Яцкевича за вклад в обеспечение безопасности движения.
– Эта награда – заслуга всего коллектива нашего участка, – вновь отмечает собеседник. – Пользуясь случаем, я хочу поблагодарить слесарей-электриков и аккумуляторщиков за профессиональное выполнение своих обязанностей. Мастеров – за грамотную организацию труда своих подчиненных и контроль качества производства работ. Поездных электромехаников – за своевременное выявление в пути следования неисправностей, угрожающих безо-
пасности движения. И в целом весь коллектив нашего подразделения, где каждый в ответе за свой участок работы. А также руководство нашего предприятия – за поддержку.
Большое внимание Павел Владимирович уделяет повышению уровня знаний специалистов. Например, с поездными электромеханиками он ежедневно проводит занятия по техучебе, где детально рассматривает конструктивные особенности пассажирских вагонов, вопросы безопасности движения, охраны труда. Он не устает напоминать, что в их работе мелочей не бывает.
Технический прогресс не стоит на месте, на дорогу приходят новые технологии, оборудование, модернизируется подвижной состав. Все это отражается и на работе специалистов подразделения Павла Лукашевича. Например, в поездах появляются стационарные планшетные компьютеры для информирования пассажиров (пока они есть в фирменном поезде №2 Минск – Москва). Пассажирские вагоны оборудуют системами раздачи Wi-fi и усиления сигнала GSM-связи, экологически чистыми туалетными комплексами. Для автономного питания систем электроснабжения в вагонах-ресторанах размещают дизель-генераторные установки. Изменяется интерьер салона подвижного состава: при плановых видах ремонта на профильных предприятиях в купе устанавливают индивидуальные розетки для каждого пассажира. Все эти новинки должны изучить и уметь обслуживать специалисты участка по ремонту электрооборудования пассажирских вагонов Минского вагонного участка. И его руководитель уверен, что слаженной команде любые задачи по плечу.
Инга МИНДАЛЁВА