Май
Сб
18
2024

Здесь живет история

Приезжая в Брест, многие туристы включают в свой экскурсионный маршрут и Музей железнодорожной техники. Летом посетителей становится больше. В их числе не только жители Беларуси, но и гости из ближнего и дальнего зарубежья. Сюда зачастую они приходят целыми семьями, ведь красивые, мощные локомотивы и другой подвижной состав вызывают восторг как у взрослых, так и у детей. Накануне праздника – Дня железнодорожника – здесь особенно многолюдно.

Паровоз серии Эр 771-14 в разрезе

Коллекцию музея формировали на протяжении 30 лет. Чтобы найти некоторые экспонаты, пришлось приложить немало усилий! Так, свою историю имеет паровоз, выпущенный в 1948 году. Речь идет о локомотиве СУ 250-30, расположенном в голове пассажирского поезда. В свое время он соответствовал лучшим мировым образцам подвижного состава. Позже списанные машины стали переделывать под котельные. Один такой раритетный образец нашли в начале 1990-х под Тюменью и в 1999 году перевезли в город над Бугом – он пополнил коллекцию железнодорожной техники под открытым небом.
А вот в выставочном павильоне, где размещаются 28 витрин с экспонатами разных эпох, один из самых популярных и фотографируемых – макет железных дорог мира в миниатюре с движущимся составом.

Пассажирский вагон Рязанско-Уральской железной дороги

– Наш музей заслуживает внимания туристов. Здесь представлено свыше 50 интереснейших образцов техники. Среди них – четырехосный пассажирский вагон 1895 года Рязанско-Уральской железной дороги. Такой экземпляр есть только у нас и в Музее железных дорог России в Санкт-Петербурге, – с гордостью отмечает заведующий учреждением Юрий Заяц. – Также в экспозиции несколько трофейных немецких военных паровозов серии ТЭ, локомотивы, предназначенные для колеи шириной как 1435, так и 1520 мм, и многое другое.
Основная часть музейной экспозиции размещена под открытым небом: паровозы, тепловозы, паровые краны, почтовые, пассажирские и грузовые вагоны разных эпох. Особая гордость – паровоз серии ЭР 771-14, который представлен в разрезе. Посетители могут увидеть его основные внутренние узлы, рассмотреть поближе жаровые, дымогарные и кипятильные трубы.

Тележка пассажирского вагона «Ориент-Экспресс»

Фонды музея постоянно пополняются. Свою лепту вносят и работники учреждения, и сами железнодорожники, которые находят занимательные предметы, разбирая, например, архивы своих бабушек и дедушек или собственные кладовки и антресоли. Так, бывший начальник локомотивного депо Орша имени К. С. Заслонова Владимир Жвиков передал в музей сундучок паровозника из дюрали с медными застежками. Его брали с собой в рейс машинисты, укладывая внутрь фонарик, перочинный ножик и другие важные вещи небольшого размера.
– Работники музея тщательно следят за внешним видом экспонатов, поддерживают выставочные образцы в надлежащем состоянии, – подчеркивает Юрий Михайлович. – И если требуется помощь в ремонте или покраске, то выручают железнодорожники Брестского отделения.

Макет Московско-Брестской железной дороги
с типовыми сооружениями

Интерес к экспозиции всесезонный. Приходят индивидуально и группами. Особенно техника нравится детям. Но и взрослые рассматривают все внимательно, ведь это наглядная история магистрали. В 2022-м здесь приняли 51 тыс. туристов, а за семь месяцев этого года – 34 тысячи.
– К нам часто заглядывают туристы из России, Китая, Германии, Польши, Франции, США и других стран. Уверен, что мы перешагнем прошлогодний показатель. Для иностранных гостей сделали пояснительные надписи к экспонатам на русском, английском и китайском языках, – делится Юрий Заяц. – На память о музее они приобретают сувениры с эмблемами железной дороги, благодарят и обещают вернуться, чтобы увидеть новые экспонаты.

Музей железнодорожной техники в Бресте был открыт в 2002 году, а в 2018-м здесь завершилась реконструкция. Помимо новых экспонатов появился выставочный павильон. На одной из сторон фасада в определенном порядке сделали отверстия, напоминающие очертания паровоза. Вечером ее украшает яркая подсветка. Внутри можно увидеть стилизованные макеты вокзалов, локомотивов и вагонов, предметы быта работников магистрали, отраслевые награды, форму машинистов, железнодорожные фонари и коллекцию локомотивных табличек разных периодов времени, по которым можно проследить историю развития Белорусской магистрали.

Железнодорожные «декорации» экспозиции облюбовали также кинорежиссеры. Здесь сняли немало фильмов и сериалов, успевших найти признание зрителей: «Последний бой майора Пугачева», «Апостол», «В июне 41-го», «Застава Жилина», «Последний бронепоезд» и многие другие. Так что, приехав в Брест, стоит посетить этот музей, чтобы ознакомиться с техникой и лучше узнать историю Белорусской магистрали!

Ольга
ПЛЮХАЕВА

Яндекс.Метрика