Май
Пн
20
2024

Что стоит за каждой цифрой

«Найди себе дело по душе и тебе не придется работать ни дня в своей жизни». Это утверждение древнекитайского философа Конфуция часто вспоминает начальник отдела статистики Гомельского отделения дороги Анжелика Невжинская.

Она нашла свое призвание на магистрали, смогла раскрыть здесь свой потенциал. Свидетельство тому – высокие отраслевые награды, которыми отмечен ее труд (Почетная грамота Белорусской железной дороги, Благодарность начальника дороги, знак «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» III степени). В преддверии профессионального праздника мы побеседовали с Анжеликой Станиславовной о том, чем же так притягательна для нее железнодорожная статистика.
– Это только дилетанту может показаться, что работа у нас скучная и однообразная. А на самом деле каждый день не похож на другой, – уверяет собеседница. – Порой нашему отделу приходится решать весьма сложные задачи, с которыми раньше мы не сталкивались. Тогда организуем «мозговой штурм» и сообща находим оптимальное решение. Я вообще люблю нетривиальные задачи: чем сложнее – тем интереснее.
Анжелика Станиславовна родом из Гомеля. Ее дедушка в свое время работал в дистанции гражданских сооружений, отец окончил механический факультет БИИЖТа. Этот же институт выбрала и дочь, но ее больше привлекало управление процессами перевозок. После окончания вуза в 1991 году работала дежурным по станции Ипуть, а затем была переведена в отдел статистики Гомельского отделения. Здесь она прошла все ступени карьерной лестницы: трудилась техником, оператором ЭВМ, инженером.
– БИИЖТ дал крепкие знания, – вспоминает героиня публикации. – К тому же у нас была возможность изучать не только теорию. Будучи студентами, мы смогли примерить на себя разные железнодорожные профессии: во время летней практики работали проводниками, билетными кассирами, операторами техконторы. Увидели, что называется, изнутри, как функционирует железная дорога. Поэтому, когда я пришла в отдел статистики, мне были знакомы и графики исполненного движения поездов, и работа диспетчерского аппарата. Я четко представляла, какие производственные процессы стоят за каждой цифрой. Первое, что сказала мне начальник отдела: «Сразу видно, что пришел специалист».
Работала Анжелика с энтузиазмом и воодушевлением. Ей было интересно оттачивать полученные в вузе навыки. Труд статистика всегда был непростым, требующим сосредоточенности, вовлеченности, логического мышления и аналитического склада ума. Железнодорожница вспоминает, что до внедрения АРМов (автоматизированных рабочих мест) все подсчеты в отделе производились вручную. Например, общее время проследования каждого поезда по маршруту вычисляли на счетах. А сейчас для проведения анализа графика движения поездов в отделении дороги используются АРМ «Анализатор графика» и автоматизированная система ГИД «Неман». Это ежедневная работа, без праздников и выходных, требующая от специалистов отдела статистики высокого профессионализма и оперативности принятия решений.

Ведущий инженер Елена Римша

– Кроме того, статистики на железной дороге должны хорошо знать ее инфраструктуру и особенности работы хозяйств, быть немного путейцами, движенцами, вагонниками, связистами и т. д., – поясняет собеседница. – Это необходимо для того, чтобы в случае задержки поезда мы могли оперативно определить ее причину и службу, которая несет за это ответственность. Порой приходится вникать в конструктивные особенности вагонов определенных типов, локомотивов той или иной серии, устройств СЦБ. Все для того, чтобы информация, исходящая от нас, помогла качественно расследовать случаи задержек поездов причастным работникам и отделенческой постоянно действующей комиссии по контролю за выполнением графика движения поездов.
В 2003 году Анжелика Невжинская на время сменила профиль деятельности: перешла работать ведущим специалистом отдела кадров Гомельского отделения дороги: занималась подготовкой кадров, трудоустройством молодых специалистов. За 9 лет получила богатый опыт работы с людьми. Он очень пригодился на должности руководителя, когда в 2012 году ее назначили начальником отдела статистики.
С тех пор, как героиня публикации пришла сюда молодым специалистом, многое изменилось. В частности, активно внедряются современные технологии. Например, если раньше перепись вагонов на дороге проводилась вручную, то сейчас процесс автоматизирован.
– Это значительно сократило трудозатраты, а также дало возможность отслеживать перемещение подвижного состава на всей БЖД. Мы знаем, где находится каждый вагон в конкретный момент времени, какие операции с ним производятся, – пояснила Анжелика Станиславовна. – Вагонная модель Белорусской железной дороги в настоящее время формируется с помощью автоматизированных систем. Процесс этот сложный, многоступенчатый. Вагонная модель должна отражать реальную картину, без искажений и неточностей. На уровне отделения за этим следят специалисты нашего отдела. Что касается переписи контейнеров, проект соответствующей автоматизированной системы уже в разработке. Так что это вопрос времени.
У Анжелики Станиславовны и ее коллег много задач. В том числе – формирование, сбор, анализ данных по формам статотчетности – государственной и ведомственной. Основная часть ведомственной отчетности на БЖД сейчас также формируется с помощью современных технологий. Однако не прав тот, кто считает, что компьютеры сегодня решают за статистиков все задачи. Это далеко не так. «Статистика базируется на логике и сопоставимости данных, – подчеркивает героиня публикации. – Если вдруг ты видишь, что где-то в отчете произошел скачок по цифрам, ты должен проанализировать причины.

В отделе Анжелики Станиславовны трудятся техники, инженеры, ведущие инженеры, ведущий экономист. Каждый отвечает за свой участок работы, но при этом существует определенная взаимозаменяемость. Большинство имеют высшее железнодорожное образование, что является дополнительным плюсом.

Ведущий инженер Оксана Маевская и ведущий экономист Наталья Ушак

– У нас работают грамотные высококвалифицированные специалисты, настоящие профессионалы, опытные и надежные, – подчеркнула руководитель. – Хочется отметить работу ведущего экономиста Натальи Ушак, которая отвечает за государственную статистическую отчетность в отделении. Труд этот требует особого внимания, ответственности и глубоких знаний в области экономики и законов статистики. Отличный специалист с большим стажем работы на железнодорожном транспорте – ведущий инженер Елена Римша, которая совместно с оперативными работниками по анализу графика исполненного движения поездов беспристрастно расследует причины их задержек. Замечательный специалист – ведущий инженер Оксана Маевская, ее сфера ответственности – ведение ведомственной статистической отчетности и учет вагонных парков в отделении дороги. Добросовестно работает ведущий инженер Дмитрий Гвоздёв, который проверяет вопросы статистики. На линии хорошо знают его принципиальность, беспристрастность, предельно внимательное отношение к ведению статистической отчетности и эксплуатации автоматизированных систем. Пользуясь случаем, хотела бы поздравить наших работников и всех коллег с Днем железно-дорожной статистики. Желаю счастья, здоровья, семейного благополучия, мирного неба и новых карьерных высот.

Инга
МИНДАЛЁВА

Яндекс.Метрика