Май
Пн
20
2024

Без пяти лет век

Праздничную дату отмечает в эти дни коллектив Осиповичской дистанции сигнализации и связи. 95 лет назад предприятие начало свою самостоятельную летопись, с каждым годом наполняя ее новыми страницами, трудовыми достижениями, основанными на профессионализме и самоотдаче работников.

Инженер технической документации Арина Козловская

История тогда еще 4-й Осиповичской дистанции сигнализации и связи ведет отсчет с 28 ноября 1928 года. Первым ее руководителем был А. И. Тригубов. Изначально протяженность обслуживаемых участков составляла 245 километров. Связь осуществлялась частично через телефоны, но в основном посредством аппаратов Морзе. Безопасность движения поездов обеспечивалась входными семафорами, а на перегонах – электрожезловой системой Вебба и Томпсона. В течение первых предвоенных пятилеток шло активное оснащение участков современными устройствами сигнализации и блокировки. Внедрялась механическая полуавтоматическая блокировка с выходными семафорами.
Созидательный труд советских людей прервала Великая Отечественная война. На фронте и в партизанских отрядах с врагом сражались 22 работника дистанции, многие действовали в подполье. Как только город освободили от немецко-фашистских захватчиков, железнодорожники начали возвращаться домой и на рабочие места. Годы восстановления и десятилетия развития вылились в трудовые достижения предприятия.
Значительный рост объемов перевозок требовал увеличения пропускной способности и надежной работы всех устройств СЦБ. Осиповичская дистанция сигнализации и связи не раз становилась полигоном для испытаний технических новинок. Так, в 1963-м впервые на БЖД устройства станционной релейной блокировки системы КБЦШ появились на станции Слуцк. А в 2002 году, также впервые на всей Белорусской железной дороге, на участке Фаличи – Старые Дороги – Верхутино ввели в эксплуатацию устройства контроля перегона методом счета осей (УКПСО). Значимым событием для дистанции стал демонтаж воздушной линии связи. Вместо нее уложили почти 109 км волоконно-оптического кабеля. В 2014-м на полигоне дистанции стали внедрять микропроцессоры, и уже через два года микропроцессорная централизация ESA-11-ВС заработала на станциях Осиповичи-3, Татарка, Мирадино, Бобруйск, Березина, Савичи и Телуша, а на примыкающих к ним перегонах начала действовать автоблокировка АВЕ-1-ВС.
Перечислить все этапы и достижения в одном газетном материале не получится, но они уже стали частью истории, которую железнодорожники бережно хранят. Много документальных свидетельств собрано в комнате боевой и трудовой славы Осиповичского узла.
У истоков создания экспозиции, наряду с другими неравнодушными людьми, стоял и ветеран Осиповичской дистанции сигнализации и связи, краевед, коллекционер Юрий Шевченко. На магистрали он трудился 44 года и до выхода на заслуженный отдых был электромехаником.

Старший электромеханик связи линейно-аппаратного зала Александр Ларьков и инженер-измеритель Кирилл Костин

– За каждым этапом развития, за каждым внедрением стоят люди, – отмечает Юрий Гаврилович. – Вот, например, механик мастерских Архип Павлович Пирожник. В послевоенный период этот талантливый рационализатор и мастер внедрил очень много приспособлений. Еще одно имя – Инна Михайловна Соколовская, которая долгое время была заместителем начальника дистанции по СЦБ. На такой непростой должности в системе Министерства путей сообщения СССР было всего три женщины. Когда переходили с механических устройств на релейную централизацию, большой вклад в общее дело внес главный инженер Олег Константинович Кучинский. В процессе замены воздушной линии связи на кабель огромную роль сыграл на то время руководитель дистанции Григорий Иванович Патеюк, а воплотил все это в жизнь начальник участка проводной связи Александр Васильевич Кутик. Столько было важных и масштабных работ: введение электрической централизации на всех станциях, оборудование перегонов системой ПОНАБ, оснащение радиосвязью и многое другое. Есть что вспомнить.
Масштабные преобразования происходили и при участии начальника Осиповичской дистанции сигнализации и связи, почетного железнодорожника Сергея Антипова. На магистрали он с 1979 года. Прошел все ступени карьерной лестницы и в апреле 2013-го возглавил коллектив, которым успешно руководит и сегодня.
– Нам действительно есть что вспомнить и есть чем гордиться в преддверии праздничной даты, – уверен Сергей Геннадьевич. – В настоящее время эксплуатационная длина дистанции составляет 512 км. Обслуживаем 35 станций, из которых 4 – узловые (Осиповичи, Калий, Бобруйск и Слуцк). Перечень проведенных только за пять лет работ внушителен. Так, были уложены новые стрелочные переводы на станции Уречье, заменены устаревшие панели питания устройств СЦБ и связи на посту ЭЦ, вместо пульта-манипулятора у дежурного по станции установлена система АРМ ДСП. Всегда под контролем и качество радиосвязи, от которой зависит безопасность движения. На перегоне Верхутино – Уречье в 2021 году введен в эксплуатацию первый на Белорусской железной дороге комплекс КТСМ-03. На перегонных постах Верейцы – Осиповичи-1 и Телуша – Савичи установлена система мониторинга температуры рельсов СКТР-01, информация поступает в дистанцию пути в режиме реального времени. Выполнен капитальный ремонт волноводной направляющей линии радиосвязи на участке Березина – Красный Берег, который включал в себя подвеску 40 км однопроводного волновода на железобетонных опорах, устройство высокочастотного возбуждения, секционирование и заземление секций. И это далеко не все.

Начальник Осиповичской дистанции сигнализации и связи Сергей Антипов

«О предприятии судят по результатам труда коллектива, и очень важно, когда люди это понимают, подходят к выполнению своих обязанностей ответственно. Но в нашем деле по-другому и нельзя, ведь на кону безопасность движения поездов».

В настоящее время специалисты дистанции продолжают капитальный ремонт кабельных сетей станции Осиповичи-1. Объем работ большой и идет поэтапно с перспективой строительства микропроцессорной централизации и перехода на современную пятипроводную схему управления стрелочными переводами. Модернизируются станции Калий-3, Калий-4. В ближайшее время будут обновлены источники резервного питания по станциям Калий-1 и Осиповичи-2.
Опытные сотрудники – основа любого коллектива. В числе заслуженных и уважаемых людей дистанции – ее руководитель Сергей Антипов и старший электромеханик связи Владимир Пранович. Их стаж на предприятии уже более 40 лет. Не одно десятилетие верны родному коллективу начальник участка по ремонту машин и механизмов Борис Наливайко, электромеханик Леонид Некрашевич, старший электромеханик Михаил Сацукевич, электромонтер СЦБ Леонид Колотков, а также начальник отдела по ведению технологической документации и паспортизации устройств СЦБ, связи, ДИСК, КТСМ, САИПС Маргарита Барышникова, которая, к слову, является представительницей династии железнодорожников.
За последние несколько лет коллектив дистанции омолодился. Из 250-ти человек более половины не достигли и 40 лет. Один из таких – старший электромеханик связи линейно-аппаратного зала Александр Ларьков. В 2011 он окончил БелГУТ и по распределению попал в Осиповичскую дистанцию сигнализации и связи. Начинал, как и положено, с азов, а сегодня отвечает за работу других электромехаников, обеспечивая круглосуточную надежную связь. Первые шаги в профессии делает инженер технической документации Арина Козловская. В этом году она окончила электротехнический факультет БелГУТа. Еще во время учебы в вузе девушка ярко проявляла себя – участвовала в конкурсах, была волонтером и даже дублером заместителя декана в День студенческого самоуправления. Теперь перед молодым специалистом открываются новые возможности.

Коллектив участка СЦБ станции Осиповичи-1

– Старшее поколение уходит на заслуженный отдых и передает свой опыт молодежи, – говорит заместитель начальника дистанции по идеологической работе, кадрам и социальным вопросам Александр Пожидаев. – А поучиться есть чему, ведь коллектив не раз был награжден за высокие показатели работы. Так, в 2016 году Осиповичская дистанция сигнализации и связи была удостоена дорожной премии имени машиниста В. А. Яцкевича, в 2022-м – занесена на отделенческую Доску почета. Кроме того, по итогам соревнования по социально-экономическому развитию за 2022 год предприятие получило диплом I степени и занесено на Доску почета Осиповичского района. Наши работники постоянно участвуют в дорожных конкурсах «Лучший по профессии». А еще мы очень спортивные. За это направление отвечает старший электромеханик связи Владимир Пранович.
В общественной жизни большую роль играет профсоюзная организация, которую возглавляет инженер технической документации Ирина Бируля. Активно участвуют в различных мероприятиях ведущий бухгалтер Татьяна Шупик, начальник участка Вероника Горшнякова, инженер Анастасия Барбашина. Руководство поддерживает все начинания и старается активно вовлекать в них молодежь.
В Осиповичской дистанции сигнализации и связи гордятся своими кадрами. Некоторые из них продолжили трудовую деятельность на новых должностях, их имена известны всей Белорусской магистрали.
– Коллектив сформировался хороший, – резюмирует начальник Осиповичской дистанции сигнализации и связи Сергей Антипов. – Многие имеют не только отраслевые и отделенческие награды, но и поощрялись на государственном уровне. Они – пример для молодежи.
В канун 95-летия дистанции хочу пожелать ветеранам и всем работникам здоровья – это самое важное. А все остальное мы преодолеем сообща и обязательно достигнем новых высот, чтобы достойно встретить вековой юбилей Осиповичской дистанции сигнализации и связи!

Елена ВЕТРОВА

Яндекс.Метрика