Май
Ср
29
2024

«…И лучше профессии нету!»

Мой собеседник уверен, что возраст – это всего лишь цифра в паспорте. А между тем 4 января почетный железнодорожник Александр Кукушкин отметил 80-летие! Более половины этого жизненного стажа – стаж трудовой. И на протяжении практически четырех десятков лет Александр Павлович учился, рос, проявлял себя и достигал профессиональных вершин в Могилевской дистанции электроснабжения. Прошел путь от электромеханика до руководителя предприятия, и все потому, что когда-то выбрал дело по душе.

Энергии не занимать

– Мне с детства нравилось все, что связано с электричеством. При том, что учился, можно сказать, при свете керосиновой лампы. Родился я в 1944 году в небольшой деревушке Краснополье-2. И хоть это был пригород Могилева, но электричества у нас долго не было, – вспоминает собеседник. – Отец был стрелочником на станции Могилев, но он рано умер, и растила нас, троих детей, мама Прасковья Григорьевна, которая работала в колхозе. Жили очень небогато. Я учился в железнодорожной средней школе № 39 станции Могилев Белорусской железной дороги – так она называлась до декабря 1960-го (сейчас это школа № 22, где действует транспортный класс). А на летних каникулах трудился в дистанции гражданских сооружений, чтобы маме помочь, да и себе на те же ботинки заработать. В 1961 году окончил школу, а затем с отличием и училище, получил профессию электромеханика. Отслужил в армии, а 12 февраля 1966-го уже пришел на работу в Могилевский энергоучасток – так до октября 1985 года называлась дистанция электроснабжения.

Шанс проявить себя

Начинал Александр Кукушкин электромехаником, а в скором времени его перевели на должность инженера. «Надо сказать, что высшего образования у меня на тот момент еще не было, я только поступил и заочно учился в БИИЖТе, – признался ветеран. – Но, видимо, руководство что-то во мне заметило и дало шанс проявить себя». Чтобы стать специалистом по электрификации железных дорог, Александру пришлось перевестись в ЛИИЖТ. На сессии молодой человек ездил не два, а четыре раза в год, поэтому вуз окончил раньше своих однокурсников, да еще и в День энергетика – 22 декабря 1971 года. А Ленинград с той поры стал его любимым городом. «Я вообще путешественник. Объездил и СССР, и Европу – есть что рассказать», – улыбается Александр Павлович. Таким его и запомнили бывшие коллеги: улыбчивым, обаятельным и в то же время трудолюбивым, настойчивым. Александр Кукушкин не раз был признан лучшим рационализатором Могилевского отделения и дороги. Так, в 1969 году работники общественного конструкторского бюро энергоучастка, в числе которых был и мой собеседник, разработали первый проект строительства ЛЭП 10 кВ участка Могилев – Осиповичи. Он также предусматривал возведение жилого дома на три квартиры и новой электроподстанции в Могилеве.

Комиссионный осмотр. начало 2000-х. Александр Кукушкин третий справа

Серьезный и вдумчивый

В связи с электрификацией участка Талька – Осиповичи в 1972 году приказом начальника дороги в штат энергоучастка вводятся цеха: район контактной сети, тяговой подстанции и ремонтно-ревизионный цех, первым начальником и основателем которого становится инженер технического отдела Александр Кукушкин. Он вспоминает, что работали много: выполняли монтаж, пуск и наладку новых устройств. Было непросто, но очень интересно. В участке были созданы лаборатория высоковольтных испытаний и измерений, а также бригады по наладке и эксплуатации устройств релейной защиты и автоматики, дистанционного и телеуправления, лаборатория КИП, где впервые на дороге производились ремонт и проверка приборов учета электроэнергии. На базе РРЦ организовывались дорожные школы передового опыта, цех был ведущим подразделением энергоучастка, его специалисты в совершенстве освоили производство, что позволило в дальнейшем готовить специалистов для будущей электрификации и развивать хозяйство предприятия.
10 сентября 1985 года энергоучасток был преобразован в Могилевскую дистанцию электроснабжения. А уже через четыре года на конференции трудового коллектива на конкурсной основе Александр Кукушкин избирается начальником дистанции. 85% собравшихся отдали свои голоса в пользу Александра Павловича и не ошиблись. Он проявил себя серьезным и вдумчивым руководителем. Под его началом продолжаются работы по электрификации Осиповичского узла и станции Верейцы для перевода грузового движения поездов на участке Молодечно – Осиповичи на электротягу. Вводятся новые устройства электроснабжения системы ЦАБ на участке Могилев – Рогачев. Идет капремонт низковольтных и высоковольтных линий, перевод с деревянных опор на железобетонные, завершается строительство продольных линий электроснабжения в масштабах отделения. И, что немаловажно, возводится жилье. «Всегда старался работать рентабельно, с прибылью даже в непростые 1990-е», – говорит ветеран. Коллектив дистанции постоянно принимает участие в соцсоревнованиях и достигает высоких результатов.

«Руководить – дело непростое»

– Никогда не думали про какие-то отгулы, выходные – работали на износ, – вспоминает Александр Павлович. – Были и ночные выезды, и аварийные ситуации. А когда пускали тяговую подстанцию Верейцы, так телефон даже ночью был возле подушки. Руководить коллективом – дело непростое, за все несешь ответственность. К тому же мне было на кого равняться. Хочется вспомнить первого начальника энергоучастка Александра Ивановича Вожика, а также его преемников Николая Яковлевича Белецкого, Ивана Семеновича Кацуру. Посчастливилось мне работать с очень интересными людьми, профессионалами своего дела, новаторами. Всяческое содействие оказывали руководители Могилевского отделения разных лет: Михаил Максимович Прокапишек, Степан Ильич Шкапич, Владимир Ильич Жерело, Владимир Михайлович Лаптинский, Владимир Михайлович Морозов. Хочу вспомнить начальника службы электроснабжения Юрия Петровича Козыренко, с именем которого связано развитие электроснабжения и электрификации БЖД. И, конечно, неоценима та поддержка, которую мы всегда находили у начальника Белорусской железной дороги Евгения Ивановича Володько.

Александр Кукушкин во втором ряду крайний справа

Главная награда – ученики

В марте 2005 года почетный железнодорожник Александр Кукушкин ушел на заслуженный отдых. За свой труд он был дважды награжден как «Отличный работник Белорусской железной дороги», имеет знак «За безопасность движения» Министерства путей сообщения СССР, не раз был победителем соцсоревнований, удостаивался почетных грамот. Но, пожалуй, главная его награда – это те, кого он считает своими учениками. Школу они прошли хорошую. «Не знаю, как они, но я думаю, что вырастил хорошую смену», – говорит ветеран и признается, как непросто было, уйдя на пенсию, отвыкнуть от многолетнего напряженного ритма жизни: «Буквально заставлял себя не думать о работе. Но постепенно все наладилось».
При таком плотном графике железнодорожник успевал участвовать и в общественной жизни – был депутатом городского совета. На сессиях отстаивал интересы работников магистрали и встречался… с женой. Галина Николаевна также была депутатом и добилась заметных высот в своей сфере. Может, поэтому всегда понимала мужа, поддерживала. Вместе воспитали двух дочерей – Любовь и Елену. Младшая, как и отец, связала свою жизнь с железной дорогой. Подрастают двое внуков. А в праздники, когда за столом собираются родные и друзья, в доме Кукушкиных звучит баян. Все мелодии ветеран подбирает на слух, а еще прекрасно поет. «Музыку любил с детства. Все говорили, что буду артистом. Мама даже корову продала и купила мне первый инструмент», – делится собеседник. Несмотря на возраст (а мы помним, что он только в паспорте!), Александр Павлович является активным интернет-пользователем и даже сетует, что это увлечение отнимает много времени.
– Стараюсь быть в курсе новостей и, конечно, слежу за жизнью магистрали, – резюмирует Александр Кукушкин. – Я всегда искренне считал, что работать на железной дороге – это престижно. И хочу пожелать молодежи оптимизма. Чтите то, что было сделано нами, поддерживайте и развивайте. Пусть нашу беседу завершат строки из «Гимна электификаторов», который написал на тот момент заместитель начальника службы электрификации Анатолий Андреевич Урбан: «Электрик железных дорог! Мы гордимся профессией этой. Мы движем железный поток, и лучше профессии нету!»

Елена ВЕТРОВА

Яндекс.Метрика