Дороги боевые, успехи трудовые
В минувшую субботу, 20 января, 100-летний юбилей отметил ветеран Гомельского вагоностроительного завода, участник Великой Отечественной войны, кавалер высшей солдатской награды – ордена Славы III степени Иван Злобин.
Поздравить с солидной датой железнодорожника собрались самые близкие и родные. С подарками и цветами в гости к ветерану пришли представители руководства завода, профсоюзной и ветеранской организаций.
Гостей Иван Никитович встретил в добром здравии и отличном настроении. За его плечами целая эпоха событий, а жизненный путь достоин отдельной книги. Участник Великой Отечественной войны, артиллерист Иван Злобин прошел с боями от Курска и Орла до Дрездена, а после почти полвека посвятил ремонту и строительству вагонов.
Родом Иван Никитович из деревни Слобода. Сейчас это Измалковский район Липецкой области, а тогда он входил в состав Орловской. Связать жизнь с железной дорогой юбиляр хотел еще с детства. После окончания семилетки в октябре 1940-м даже подал документы в школу фабрично-заводского обучения. Но желающих осваивать железнодорожные профессии было много, и Иван оказался в числе тех, кого не приняли. Отец мальчика, Никита Филиппович, сельский бригадир, предложил сыну работать в колхозе.
Встал на защиту Родины
Но недолго парень ходил за плугом. Через месяц после начала Великой Отечественной вместе с ровесниками его отправили в Енакиево изучать шахтерское дело – мужчины ушли на фронт, и уголь добывать стало некому. Иван выучился на крепежника шахт, но поработать не успел. Город сильно бомбили, и парни-земляки решили вернуться домой. В родную деревню добирался почти две недели. Когда Иван переступил порог отчего дома, узнал, что отца призвали на фронт. В ноябре пришла похоронка – погиб в боях под Москвой.
– Я очень хотел отомстить за отца. И в 17 лет по досрочному призыву попал в 161-й запасной артиллерийский противотанковый полк. Учился на наводчика знаменитой «сорокапятки», – вспоминает ветеран. – Ближе к концу весны дошли до Ливны, где квартировал 203-й артполк 15-й стрелковой дивизии. На вооружении уже были новенькие 122-милимметровые гаубицы. Серьезное орудие, мощное, почти на 12 км било. Меня поставили замковым. Задача моя была такая: открыть засов пушки и после заряжающего закрыть его. Одновременно с приказом «Огонь!» я должен был дернуть шнур и следить, чтобы откат пушки был нормальным.
В июне 1942-го немцы особенно напирали. 15-я стрелковая дивизия, где служил Иван Злобин, участвовала в сложнейших боях. В январе 1943 года советские войска пошли в наступление, продвинулись до Орловщины. И тут Ивана свалил тиф. Почти двадцать дней рядовой провел без сознания в медсанбате. Когда немного оправился, его вместе с другими отправили в военную часть, которая находилась в 30 км. Шли пешком – приказ-то надо выполнять.
– Кое-как добрался, доложился по форме и опять потерял сознание. Очнулся уже во фронтовом госпитале в Курске. Там лечили по всем правилам. К моменту выписки я даже на 5 кг поправился, – вспоминает юбиляр. – Из госпиталя направили на сборный пункт, а оттуда в 10-ю гвардейскую артиллерийскую дивизию прорыва Резерва Главного Командования. С ней воевал на Орловско-Курской дуге. Участвовал в освобождении родной Орловщины. Прошел всю Украину, освобождал от немцев Чернигов, Киев, Житомир, Новоград-Волынский, Львов, форсировал Днепр, Припять… За освобождение Ровно нашему полку присвоили почетное наименование «Ровенский». Потом были Польша, Австрия.
«Смотрю – одного подбил!»
Высшую солдатскую награду – орден Славы III степени – Иван Злобин получил в Германии. В военных документах сказано кратко: «20 апреля 1945 года на подступах к немецкому городу Тройенбрицен наводчик зенитно-пулеметного расчета рядовой Злобин сбил самолет противника». А вот сам ветеран тот день помнит практически до мелочей.
– Для защиты с воздуха у нас помимо зенитных орудий были крупнокалиберные пулеметы ДШК. Один на батарею. Возле него мы и дежурили по очереди, – рассказывает ветеран. – Вдруг в небе появилась тройка «костылей» – так мы называли пикировщики Ю-87 за неубирающиеся шасси. Самолеты сбросили по бомбе, пошли на второй круг. А на меня вдруг такая злость накатила, даже страх куда-то исчез. Вы что ж решили, что 41-й год вернулся!? И хоть не мое дежурство было, бросился к пулемету и давай по заходящим на цель самолетам строчить. Смотрю – одного подбил! Сначала задымил, а после и в землю врезался. Два других «юнкерса» рванули на свой аэродром. А буквально через минуту за ними вдогонку звено наших «яков» пронеслось. Ни один фриц не ушел.
Мирная жизнь
Победу Иван Никитович встретил в Чехословакии. После демобилизации в марте 1947-го вернулся домой, а спустя некоторое время приехал в Беларусь – в добрушской деревне Красный Партизан младшего лейтенант Злобина ждала любимая Матрена. Три года Иван трудился в местном колхозе. Спустя пару лет устроился на Гомельский вагоноремонтный завод подсобным рабочим, а потом перешел учеником слесаря в тормозное отделение. Через четыре месяца получил разряд. В целом отработал на одном предприятии 47 лет. За добросовестный труд награжден орденом Трудовой Славы III степени. Немало на лацкане парадного пиджака уважаемого ветерана и других славных наград – орден Отечественной войны II степени, различные медали, в том числе за освобождение Украины и Праги.
От руководства Белорусской железной дороги юбиляру был направлен приветственный адрес с поздравлениями и благодарностью за добросовестный труд: «После Великой Победы Вы всецело посвятили свою жизнь железнодорожному транспорту и почти полвека добросовестно трудились на Гомельском вагоностроительном заводе. Ваш высокий профессионализм и требовательность к себе, эрудированность и активная жизненная позиция снискали заслуженное уважение и признание коллег. Достижения на профессиональном поприще также отмечены заслуженной наградой – орденом Трудовой Славы. Желаем Вам крепкого здоровья, бодрости духа, душевного спокойствия и мирного неба над головой».