Качество и надежность – вне времени
Гомельский вагоностроительный завод отмечает 150-летие. На протяжении полутора веков существования он остается одним из самых высокотехнологичных предприятий железнодорожной отрасли.
Коллектив производит и реализовывает вагоны различного назначения не только для внутреннего рынка, но и для стран «пространства 1520». А марка ЗАО «ГВСЗ» по праву является синонимом качества и надежности.
Многолетний опыт, мощная производственная база, высокопрофессиональный коллектив и многопрофильность – именно на этих четырех «китах» сегодня базируется успешная стратегия завода. Все это позволяет на высоком уровне изготавливать и переоборудовать пассажирские вагоны, проводить их деповской, капитальный и капитально-восстановительный (с продлением срока службы) ремонт, а также дооборудовать, переоборудовать и изготавливать новые вагоны в соответствии с потребностями времени.
– Во время КВР выполняется широкий спектр работ. На «реставрацию» одного вагона уходит три-четыре недели. За это время заменяются все узлы и механизмы, электрооборудование, устанавливаются современные приборы климатического контроля, холодильники, СВЧ-печи, новые подвагонные элементы, – рассказывает заместитель начальника вагоносборочного цеха Гомельского ВСЗ Андрей Гулевич. – Пассажирские полки, перегородки, шкафы в купе проводника, утепление, элементы декора – все это тоже создаем мы. Большое внимание уделяем внутреннему интерьеру, обновляем окна и двери, информационные электронные табло. Все делаем для максимального комфорта пассажиров.
Багажные, почтовые, плацкартные, купейные, спальные. На предприятии производят 220 типов вагонов. Среди них есть и уникальные по своему назначению. Вагон дизель-электростанция, вагон-кухня, турный и смотровой, лаборатория – это своеобразные мобильные пункты для автономной работы. Но и это не весь перечень продукции.
Ежегодно из цехов Гомельского ВСЗ выходит порядка 600 новых колесных пар для пассажирского и грузового подвижного состава, около 5 тыс. наименований запасных частей из чугуна, стали, алюминия, а также метизы. Самая маленькая – размером с двухрублевую монету. Вся продукция сертифицирована и соответствует международным стандартам качества и безопасности.
Если в ХХ веке гомельское предприятие занималось ремонтом и обновлением вагонов, то в начале третьего тысячелетия завод вышел на новый уровень развития – стал вагоностроительным.
Несмотря на внешние экономические факторы, завод нацелен на увеличение производственного потенциала, снижение материало- и импортоемкости продукции, повышение ее качества и надежности за счет технического переоснащения, а также выпуск новых моделей подвижного состава. Коллектив открыт для сотрудничества и всегда прислушивается к пожеланиям потребителей. Будучи многопрофильным предприятием с сильной материально-технической базой, завод в состоянии выполнить любые требования, которые предъявляет заказчик. Производственные мощности позволяют. И ВСЗ очень благодарен партнерам за оказанное доверие и многолетнее сотрудничество.
От Полоцка до Владивостока
Услуги и продукция Гомельского вагоностроительного завода по качеству и надежности успешно конкурируют с другими известными производителями и востребованы не только на Белорусской железной дороге, но и за пределами страны. Построенные, отремонтированные и переоборудованные здесь вагоны сегодня курсируют от Полоцка до Владивостока. Договоры на ремонт подвижного состава заключены не только с железнодорожными предприятиями России и Казахстана, но и с другими крупными компаниями-перевозчиками. За последние 7 лет экспорт вырос почти в 4 раза.
Гомельский завод постоянно расширяет ассортимент выпускаемой продукции. В 2015 году его инженеры и специалисты разработали и изготовили многофункциональный мобильный экипировочный комплекс. Он придет на выручку маневровым тепловозам, работающим на небольших станциях. Обычно всем необходимым их заправляют только в депо, которые располагаются в крупных узлах. Комплекс состоит из трех вагонов. Пескосушильный укомплектован специальным оборудованием для приемки песка, его сушки и автоматической подачи в пескораздаточный вагон. Еще один, раздаточный, предназначен для экипировки тепловозов топливом, смазками, дизельным, компрессорным и авиационным маслами. Уникальный по своему назначению и конструкции, комплекс успешно эксплуатируется на железных дорогах России и Казахстана.
Гомельский ВСЗ – единственный в Беларуси производитель специализированных контейнеров модели 1СС-ЭГК-2х80. Это, по сути, передвижная электростанция, которая уже стала визитной карточкой предприятия и такой статус получила неспроста. Уникальный для постсоветского пространства по своему назначению и конструкции энергоконтейнер способен надежно обеспечить электроэнергией до 16 крупнотоннажных рефрижераторных контейнеров. А мощностей двух дизель-генераторных установок и дополнительного топливного бака хватит на 14 суток работы в автономном режиме с сохранением основных параметров в заданных пределах.
– Включение энергоконтейнера в грузовой состав дает новые возможности для транспортировки широкой номенклатуры скоропортящихся грузов. Он функционирует автономно, без участия людей. А контроль за установленными в нем системами осуществляется дистанционно через приложение с мобильного телефона. При этом сам пользователь может находиться за сотни километров, – рассказал начальник отдела маркетинга завода Юрий Макаров. – Наличие свидетельства о допущении, выданного морским регистром судоходства, позволяет эксплуатировать энергоконтейнер не только на магистрали. Он может быть востребован предприятиями, занимающимися перевозками скоропортящихся грузов на дальние расстояния через морские порты. Пять лет эксплуатации энергоконтейнеров показали их высокую работоспособность, надежность и качество. За это время покупателям переданы более трех десятков единиц такой продукции, на которую завод дает полную гарантию. В 2023 году здесь освоили ремонт снегоуборочных машин, эксплуатируемых на Белорусской магистрали.
– В ходе их восстановления заменяются все основные узлы и подвергшиеся коррозии элементы кузова, обновляются внешний вид и интерьер кабины, – вводит в курс дела начальник отдела технического контроля Гомельского ВСЗ Олег Табаньков. – Исключение – ремонт дизель-генераторных установок, который требует вмешательства специалистов другого профиля. Таким образом уже обновлены пять комплексов и отправлены заказчику.
Внимание – каждому работнику
Гордятся заводчане не только производственными достижениями. С уважением нынешнее поколение относится к многолетним традициям. В конце прошлого года к 150-летию предприятия на его территории был заложен сквер из декоративных деревьев и кустарников.
– Так как юбилей мы празднуем зимой, посадку решили провести осенью при благоприятных для этого условиях, – отметил заместитель директора по идеологической работе, кадрам и социальным вопросам Виталий Панасюк. – В центре композиции разместили сосну бонсай, вокруг которой посадили 30 разных кустарников и деревьев. Всего – 24 вида. Камень с табличкой и памятной надписью не подвергался никакой обработке и установлен в том виде, в котором взят из природы. Также планируем заложить аллею, где молодые специалисты, пришедшие на предприятие, будут высаживать свое дерево.
Забота о человеке труда на Гомельском ВСЗ ощутима и заметна сразу, едва переступаешь проходную предприятия. Здесь созданы все условия для профессионального и личностного роста. А самое главное – обеспечены безопасные и комфортные условия труда.
К истории и многолетним традициям здесь относятся с подчеркнутым уважением, ведь без знания прошлого нельзя создать перспективное будущее. Поэтому знакомство с производством молодые специалисты, которые ежегодно пополняют коллектив, начинают с экскурсии в музей предприятия. Сегодня цеха завода размещены на 15 с лишним гектарах, на которых 150 лет назад появились главные железнодорожные мастерские. В ноябре 1873 года через город над Сожем прошла Ландварово-Роменская железная дорога. Вскоре появился вокзал, а рядом с ним возвели цеха, где ремонтировали все виды паровозов, а также пассажирские и грузовые вагоны. Прорывными стали последние полтора десятилетия XXI века. Так, в 2008-м здесь начали выпускать новые купейные вагоны, через год – типа СВ, а в конце 2010-го – плацкартные. Новыми направлениями деятельности стали также ремонт и дооборудование специализированной самоходной техники – скоростной путеобследовательской станции ЦНИИ-4, вагона-дефектоскопа. В 2011-м предприятие преобразовано в ЗАО «Гомельский ВСЗ», акции которого переданы в управление БЖД.
В заводской столовой всегда аншлаг – кормят вкусно и недорого. Так как коллективы цехов обедают в разное время, очередей здесь практически не бывает. Также на территории работают буфет и магазин с большим ассортиментом продукции. В здравпункте ежедневно принимают профильные специалисты, открыт кабинет ультразвуковой диагностики.
Хорошо развит и спортивный сектор. Заводчане – постоянные участники внутризаводских, городских, областных и республиканских соревнований по волейболу, футболу, мини-футболу и другим видам спорта. Команда ВСЗ является неоднократным победителем круглогодичных спартакиад, проводимых по 19 видам спорта среди предприятий и организаций Гомельского отделения дороги. На заводе созданы коллективы художественной самодеятельности. А творческие проекты, воплощенные в дереве, металле и других материалах, созданные руками заводчан, расположены на территории предприятия.
– У нас трудятся почти 1,2 тыс. профессионалов своего дела, – продолжает Виталий Панасюк. – Многие – представители трудовых династий. Гордость завода – наши уважаемые ветераны. Один из них – участник войны, кавалер высшей солдатской награды – ордена Славы III степени Иван Злобин – 20 января отметил 100-летний юбилей. Активно работают профсоюзная организация и первичка ОО «БРСМ». Развит и институт наставничества: опытные специалисты всегда рады помочь молодым коллегам, делятся секретами мастерства. На постоянном контроле вопросы охраны труда, заработной платы, досуга нашего коллектива.
…На двух этажах административного здания оформлены специальные стенды, где размещены десятки наград тружеников разных поколений. И копилка достижений коллектива Гомельского вагоностроительного завода постоянно пополняется.
В торжественных мероприятиях по случаю знакового юбилея завода принял участие заместитель начальника дороги Андрей Якобсон, который вручил лучшим труженикам отраслевые награды. Подробнее об этом читайте в следующем номере нашей газеты.
Лидия СЕРГЕЕВА