Май
Вт
21
2024

Дело их жизни

Для машиниста тепловоза локомотивного депо Осиповичи Владимира Мартиновича 2024 год начался с приятной новости – он был награжден нагрудным знаком отличия «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» II степени. Закономерный результат для человека, который более сорока лет назад решил, что магистраль станет его судьбой.

Владимир и Николай Мартиновичи

– В 1983-м я поступил в ГПТУ № 34, в настоящее время это всем известный колледж железнодорожного транспорта имени Е. П. Юшкевича, – рассказывает Владимир Николаевич. – Попал туда по воле случая – уговорил одноклассник. В итоге он передумал поступать, а я остался. Кто-то скажет – судьба. Не знаю, но то, что тогда с подачи товарища я нашел дело всей своей жизни, совершенно точно. Учился я неплохо, поэтому получил право выбирать место работы. Решил поехать в Осиповичи, чтобы быть ближе к родительскому дому, что в деревне Березовка Глусского района.
Буквально через полгода молодого человека призвали на срочную службу в армию. После он вернулся в локомотивное депо и продолжил трудиться помощником машиниста. Вспоминает, что все это время в поездках был рядом с машинистом Аркадием Мычко, который и стал для него опытным наставником. А в 22 года уже сам Владимир Мартинович получил права на управление тепловозом, встал за правое крыло. В грузовом движении начинал на тепловозах серии ТЭ3. «Это настоящие трудяги, простые в обслуживании и достаточно надежные в эксплуатации», – отмечает собеседник. В дальнейшем освоил и другие локомотивы: М62, 2ТЭ10М, 2ТЭ10У… Помнит и первую самостоятельную поездку в Молодечно. «Сразу дальние плечи! Было и ответственно, и интересно», – признается Владимир Николаевич. Такие многокилометровые рейсы он очень любил, ездил на Могилев, Жлобин, Слуцк, Рабкор, Калий…
Со временем Владимир Мартинович отучился в Барановичах и получил права на управление электровозом.
А еще перешел в маневровое движение, где и трудится вот уже более двух десятков лет.
– Конечно, везде нужны профессиональные навыки и ответственность. На маневрах работают только самые опытные машинисты. Здесь важна прежде всего внимательность, ведь тепловоз много передвигается, приходится следить в том числе за тем, чтобы никого и ничего не оказалось на его пути. Ни в коем случае нельзя спешить, – делится Владимир Николаевич. – А еще маневры – это выверенная до мелочей техника управления. Локомотив нужно чувствовать и, конечно, поддерживать в исправном состоянии. Чужие руки он не любит. Я за свой «Северный» в ответе, и он меня не подводит. Но один в поле не воин. И если в пассажирском или грузовом движении многое зависит от помощника машиниста, то у нас – от составителя поездов. Достаточно долго я работаю вместе с Олегом Засулько. Опытный и надежный профессионал, хороший человек. Значимая роль отведена маневровому диспетчеру. Мы, например, до сих пор вспоминаем добрым словом Сергея Язвинского. Сейчас он трудится в ЦУПе, а когда-то был у нас маневровым диспетчером. Может, он, прочитав эти строки, вспомнит станцию Осиповичи?
Владимир Мартинович – человек уважаемый. В 2014-м был делегатом Третьего слета машинистов. Тогда же получил нагрудный знак «За безаварийный пробег на локомотиве 500 000 км». Через два года удостоился знака отличия «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» III степени, а в канун 2024-го стал обладателем этой награды уже II степени.
– Я за Владимира очень рад, горжусь им. А как иначе? Мы же братья – нужно поддерживать друг друга во всем, – включается в беседу машинист тепловоза Николай Мартинович. – Именно он когда-то привел меня в профессию. 20 января 1990 года по его совету я отправился на двухгодичные курсы машинистов в Гомель. Всю практику ездил с ним помощником.
С братом работалось хорошо, никаких споров не было, наоборот, чувствовал двойную ответственность.
«Я к Николаю даже строже относился, чем к другим, многого от него требовал, – признается Владимир Мартинович. – Сейчас он опытный машинист, и уже его ученики стоят за правым крылом локомотива». На работе Мартиновичи видятся нечасто – графики не совпадают. Но иногда Владимир формирует состав на Гродзянку, который водит младший брат. Да-да, Николай Мартинович – машинист того самого грузопассажирского поезда, который давно попал в центр внимания блогеров и трейнспоттеров (людей, увлекающихся отслеживанием и фотографированием поездов). Привлекает многое. Например, то, что путь состава пролегает по историческому участку Верейцы – Гродзянка, открытому в 1911 году благодаря Николаю Радзивиллу. Необычен и внешний вид поезда: сразу за локомотивом располагается один пассажирский вагон, а за ним – несколько грузовых. Основная часть полуторачасового маршрута пролегает через лес, нередко из окна можно увидеть даже зубров. Но локомотивной бригаде любоваться на них некогда, ведь в любой момент кто-то из лесных обитателей может выскочить на пути. Поезд прибывает на конечную станцию, его покидают пассажиры.
В основном это местные жители и железнодорожники. Сразу после этого машинист и его помощник, который одновременно является и составителем поездов, приступают к маневровым работам.
– Кто-то водит пассажирские поезда, кто-то грузовые, а мы – супер-машинисты, два и даже три в одном, – смеется Николай Николаевич. – Подать, убрать, переставить вагоны, сформировать новый состав… И вот нам с помощником машиниста Александром Метелицей уже в обратный путь на Осиповичи.
Николай Мартинович в местном локомотивном депо трудится 34 года. Водил грузовые поезда, а также пассажирские в направлении Орши, Могилева, Минска, Солигорска, Жлобина. Имеет Почетные грамоты БЖД и Могилевского отделения. И все это время он находил время для спорта. На волейбольной площадке братья Мартиновичи не раз отстаивали честь родного предприятия и даже города. Оба всегда находятся в движении: помимо поездов Владимир предпочитает наматывать километры на велосипеде, а Николай – на автомобиле. Сходятся вкусы и в вопросе отдыха – дача и рыбалка. Есть у них и один на двоих праздник – День железнодорожника. Признаются, что отмечать его вместе удается не всегда. Но если получается, за большим столом собираются не только семьями, но и с коллегами, которые за столько лет стали друзьями. Гордятся Владимир Николаевич и Николай Николаевич своими детьми. Они выросли достойными людьми, не подвели фамилию. Радуются железно-дорожники и успехам учеников, отмечая, что в этой профессии остаются только целеустремленные – те, кто точно знает, чего хочет.
– Работа у нас такая: во главе угла слово «надо». Не каждому это нравится, но мы и наши близкие уже привыкли, – резюмирует Николай Мартинович. – Во многом выручает юмор: умеем трудиться и умеем шутить. А молодым хочу пожелать здоровья и чтобы на работе все было хорошо. О чем я сам мечтаю?.. Мечта есть, и думаю, она исполнится.

Елена ВЕТРОВА

Яндекс.Метрика