В работу вкладывая душу
Бригадир Лидской дистанции пути Марьян Орловец трудится на магистрали уже тридцать три года. И в конце 2023-го за профессиональные заслуги железнодорожник был удостоен знака «Выдатнік Беларускай чыгункі».
Марьян Романович пошел по стопам своих родных. Его мама Мария Черко работала на железной дороге много лет: была монтером пути, потом дежурным по переезду.
– На дороге трудился и мой прадед: сначала дежурным по станции, а затем и ее начальником. Застал военное время, но тогда ему было уже за семьдесят, – поделился бригадир. – Так что можно сказать, что у нас сложилась небольшая железнодорожная династия.
Марьян Орловец окончил в Бресте железнодорожный техникум (сегодня это Брестский колледж – филиал БелГУТа) по специальности «железнодорожный путь и путевое хозяйство». Семь лет был монтером пути, ответственно выполнял должностные обязанности. Затем его назначили бригадиром.
– Я тринадцать лет работал на станции Гуды, а затем меня перевели на станцию Лида. И тружусь здесь до сих пор, – отметил он. – Считаю, что быть бригадиром – это в какой-то степени призвание, ведь такая работа подойдет только трудолюбивым людям.
В обязанности Марьяна Романовича входит руководство монтерами пути и дежурными по переездам. Его задача – грамотно организовать работу, чтобы обеспечить надежность инфраструктуры на вверенном участке. А для этого необходимо своевременно и эффективно выполнять задачи по текущему содержанию и ремонту.
– Если выразиться другими словами, мы также отвечаем за безопасность движения поездов. При необходимости меняем шпалы, рельсы, стрелки, скрепления, – объяснил бригадир. – Работу нам существенно облегчает техника – путеизмерительные вагоны и дефектоскопные тележки – со специальным диагностическим оборудованием. Путейцы подходят к делу максимально ответственно: мы понимаем, что от нашего труда зависят качество и надежность перевозок пассажиров и грузов.
В бригаде Марьяна Романовича, когда он только ее возглавил, было много молодежи. Все хорошо понимали друг друга, поддерживали.
– Коллектив дружный, сплоченный, отношения у нас теплые. Если нужно, я всегда посоветую и помогу своим ребятам, считаю это правильным. Но я не их учитель, такого нет, – подчеркнул собеседник. – У нас все люди грамотные, настоящие профессионалы, ведь работают на магистрали уже немало лет. Поэтому для них я остаюсь надежным товарищем.
В своей работе Марьян Орловец считает очень важными такие качества, как исполнительность, ответственность, внимательность, коммуникабельность, умение быстро и четко организовать рабочий процесс.
– Необходимо помнить и об охране труда, потому что безопасность – превыше всего, – добавил бригадир. – Все мы знаем, что железная дорога ошибок не прощает. Нужно строго выполнять все существующие нормы и правила. Неукоснительное соблюдение требований по охране труда помогает избежать опасных ситуаций и травм. Поэтому я уделяю профилактике большое внимание.
За три десятилетия на стальной магистрали многое изменилось. В частности, расширилось использование средств малой механизации, усовершенствованы технологические процессы, стали применяться новые материалы.
– Сейчас используем более передовые типы скрепления. Постепенно заменяем деревянные шпалы и брусья на более надежное железобетонное основание, – перечисляет железнодорожник. – Соответственно, путь становится стабильнее, его эксплуатационный срок больше. Скрепление тоже другое, благодаря чему устойчивость рельса значительно выше.
Должностные обязанности для Марьяна Орловца уже давно превратились в дело жизни. Он признается, что с удовольствием выходит на смену и предан стальной магистрали. Бригадир по-прежнему испытывает живой интерес к работе, с охотой о ней рассказывает. Сегодня одна из главных задач для коллектива Лидской дистанции пути, по словам бригадира, – максимальное сокращение дефектности рельсов.
– Невозможно предсказать, когда произойдет их поломка. Причин может быть много. В первую очередь – воздействие подвижного состава и природные факторы. Но зимой предпосылок больше, ведь из-за низких температур повышается хрупкость и снижается ударная вязкость металла, – объясняет бригадир. – Поэтому тщательный осмотр с использованием специальных средств оборудования железнодорожники проводят круглогодично, обеспечивая таким образом безопасность движения поездов. В этом можно не сомневаться.
О работе Марьян Орловец порой вспоминает и после смены. На то есть веские причины. Ведь дома его ждет сын, который учится в транспортном классе. Парень рассказывает о своих успехах в изучении востребованных на магистрали профессий и, конечно же, с большим интересом расспрашивает отца о его работе.
– Не устаю повторять сыну: чтобы успешно трудиться, нужно полюбить свое дело всей душой. Без этого никак. Быть, к примеру, железнодорожником – это не только честь, но и большая ответственность – за пассажиров и грузы, за своих коллег, за всю путевую инфраструктуру, – убежден Марьян Романович.
Анна СИНИЦКАЯ