Май
Сб
18
2024

Его мечта живет в полете!

130 лет назад – 31 марта 1894 года – родился советский авиаконструктор, академик, трижды Герой Социалистического Труда Сергей Ильюшин.

Он появился на свет в деревне Дилялево Березниковской волости Вологодской губернии в крестьянской семье. В начале Первой мировой войны его призвали в армию. После прохождения подготовки в пехотной учебной команде Сергея по собственной просьбе перевели в авиационную команду Комендантского аэродрома, где он работал помощником моториста, затем и мотористом. Параллельно учился в школе летчиков Всероссийского аэроклуба, а летом 1917-го сдал экзамен на звание пилота-авиатора.
В Красной армии Ильюшин служил авиамехаником в авиаремонтных поездах-мастерских (специальные мобильные подразделения, занимавшиеся восстановлением авиатехники на разных участках фронта).
В сентябре 1921-го его направили в московский Институт инженеров Красного Воздушного флота. В годы учебы Сергей Владимирович сконструировал несколько планеров, один из которых – АВФ-21 «Москва» – в 1925-м участвовал в состязаниях планеристов в Германии и получил первый приз за продолжительность полета. После окончания института талантливого конструктора назначили председателем самолетной секции Научно-технического комитета Военно-воздушных сил. Впоследствии он стал начальником конструкторского бюро Центрального аэрогидродинамического института.
В 1933-м возглавил центральное конструкторское бюро при московском Заводе № 39 имени В. Р. Менжинского (впоследствии опытное конструкторское бюро (ОКБ) имени Ильюшина, ныне – Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина в составе Объединенной авиастроительной корпорации). Руководил он также отделом опытного самолетостроения при Главном управлении авиационной промышленности, главным управлением опытного самолетостроения в Наркомате оборонной промышленности СССР.
Первенцем Ильюшина стал самолет ЦКБ-26. На его основе в 1936 году был создан дальний бомбардировщик ЦКБ-30, который в серийном варианте получил обозначение ДБ-3 (впоследствии Ил-4 – основной советский бомбардировщик Великой Отечественной войны).
И хотя под началом Сергея Владимировича было разработано несколько вариантов истребителей, основной специализацией ОКБ стали штурмовики. В 1939-м первый полет совершил Ил-2 – самый массовый боевой самолет в истории авиации. Всего выпустили более 36 тыс. единиц этой техники. В 1948 году в первый полет отправился первый советский реактивный бомбардировщик Ил-28, который до 1960-го был главной ударной фронтовой воздушной силой СССР и носителем ядерного оружия.
В 1943-м Сергею Ильюшину поручили новую задачу, на этот раз в области гражданской авиации. Под его руководством сконструировали пассажирские самолеты с поршневыми двигателями Ил-12 и Ил-14. В 1957-м совершил первый полет четырехмоторный турбовинтовой пассажирский самолет Ил-18, который вместе с военными вариантами Ил-20, Ил-38 выпускался до 1980-х годов. Последней разработкой Ильюшина стал первый советский пассажирский реактивный дальнемагистральный самолет Ил-62 – его производили серийно до 1995-го.
Выдающийся авиаконструктор ушел из жизни в 1977 году.
Таким людям, как Сергей Ильюшин, посвящал стихи советский поэт Михаил Матусовский:
«Когда вам станет сниться высота,
Вы человека этого поймете.
Он на земле сегодня, но мечта –
Его мечта всегда живет в полете!».

Яндекс.Метрика