В формате открытого диалога
На базе станции Минск-Пассажирский состоялся дорожный семинар, школа передового опыта по охране труда и предупреждению случаев травмирования граждан, не связанных с производством. Мероприятие прошло под председательством главного инженера Белоруской железной дороги Сергея Новодворского при участии представителей ряда министерств и ведомств нашей страны, руководителей отделений и служб Белорусской магистрали, организаций дорожного подчинения, главных инженеров и специалистов по охране труда. Также присутствовала делегация ОАО «РЖД».
Открывая мероприятие, Сергей Новодворский отметил, что в таком масштабном формате подобный семинар проводится впервые: благодаря современным средствам коммуникации присоединиться к обсуждению актуальных вопросов по обозначенным темам смогли руководители и профильные специалисты линейных предприятий. Сергей Александрович подчеркнул, что цель данного семинара – ознакомить «командный состав» на местах с новыми направлениями работы по охране труда и профилактике непроизводственного травматизма, с передовыми методами, которые внедряют коллеги.
Закрепить тенденцию
Вопросы охраны труда, сохранения жизни и здоровья персонала были и остаются приоритетными на Белорусской железной дороге. Здесь проводится планомерная работа по созданию безопасных условий труда, осуществляется комплекс правовых, организационно-технических мероприятий. Об этом говорил начальник профильной службы Управления БЖД Юрий Гимро. Он отметил, что за последние 10 лет количество несчастных случаев на производстве снизилось. И эту тенденцию необходимо сохранить. Среди основных причин травмирования руководитель службы назвал нарушение потерпевшими требований производственной дисциплины, их личную неосторожность, а также отсутствие контроля со стороны непосредственных руководителей.
Юрий Александрович напомнил, что в рамках госпрограммы «Рынок труда и содействие занятости на 2021 – 2025 годы» на дороге реализуется долгосрочный план мероприятий по снижению количества рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда. Так, в 2023-м приведены в соответствие с требованиями санитарно-гигиенических нормативов 369 рабочих мест и улучшены условия труда для 684 железнодорожников. Вопросам повышения личной ответственности работников уделяется большое внимание во время Недели безопасности и Недели нулевого травматизма. На базе локомотивного депо Барановичи в прошлом году состоялся республиканский семинар по охране труда и культуре производства при участии представителей ряда министерств и ведомств. Совместно с БелГУТом проводится научно-исследовательская работа по Системе оценки профессионального риска работников железнодорожного транспорта с выделением приоритетных мер профилактики. Продолжается совершенствование нормативной базы.
Кроме того, на Белорусской железной дороге внедрена и эффективно показала себя Система управления охраной труда (СУОТ), ежегодно проводится ее анализ. Руководители и специалисты, ответственные за ее функционирование, прошли обучение на базе Республиканского института высшей школы.
Среди основных задач на 2024 год Юрий Гимро определил дальнейшее совершенствование СУОТ, реализацию на БЖД основных правил концепции нулевого травматизма, сокращение рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда, разработку приоритетных профилактических мероприятий по результатам оценки профессио-нального риска работников основных профессий и т. д.
Оценивая результаты
О ситуации с производственным травматизмом в стране в целом и реализации государственной политики в сфере охраны труда присутствующих проинформировал начальник управления охраны и государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социальной защиты Иван Карчевский. В частности, он отметил, что количество несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом, год от года сокращается. Также стало меньше травм, полученных в состоянии опьянения. Большое подспорье в этой работе – новые формы контроля, внедряемые на предприятиях, например, так называемые алкорамы. Он также рассказал о практике проведения Года безопасности труда в различных отраслях экономики страны (в 2023-м – в организациях промышленности, в текущем – в строительстве).
Представитель Минтруда ознакомил участников семинара с актуальными изменениями законодательства, затрагивающими, в частности, прохождение предварительных и периодических обязательных медосмотров, расследование несчастных случаев на производстве.
А также рассказал о том, какие документы сейчас находятся в разработке. Они касаются правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, требований охраны труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, производстве пищевой продукции, холодной обработке металла.
В своем выступлении Иван Карчевский положительно оценил результаты, которых удалось достичь на Белорусской железной дороге по сокращению уровня травмирования работников, и пожелал коллективу магистрали далее двигаться в выбранном направлении.
Есть эффект
О необходимости повышать культуру охраны труда говорил на семинаре первый заместитель начальника Департамента экологии и техносферной безопасности ОАО «РЖД» Василий Семеновых. Он проинформировал коллег о том, что в компании порядка 64% подразделений уже более 10 лет не имеют травм на производстве. Большое внимание уделяется наращиванию компетенций персонала по вопросам охраны труда: организуются оценочные сессии для руководителей среднего звена, тематические соревнования. Василий Анатольевич обрисовал в целом ситуацию с производственным травматизмом в ОАО «РЖД», рассказал, какая работа проводится по улучшению условий труда, о выстраивании системы цифрового мониторинга, об обновлении СИЗов. В частности, отметил, что в компании начался переход на сигнальную спецодежду повышенной видимости (с оранжевой на желтую). Продолжается формирование целевой архитектуры Единого комплекса по управлению деятельностью компании в области охраны труда (ЕК ОТ). Однако внедрение такой экосистемы невозможно без цифровизации, подчеркнул Василий Семеновых. И это одно из перспективных направлений развития железнодорожного комплекса. Равно как использование возможностей искусственного интеллекта, спектр применения которого весьма широк (от подбора персонала до анализа рисков).
Продолжил тему главный инженер Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Виктор Иванов. Он ознакомил коллег с несколькими новыми проектами (например, с чат-ботом «Техносферная безопасность»), рассказал о внедрении систем видеонаблюдения на рабочих местах, о применении программно-аппаратного комплекса при проведении инструктажей по охране труда. Заострил внимание на дополнительных инструментах повышения уровня компетенций персонала, применяемых на полигоне Октябрьской магистрали. Также Виктор Иванович указал на эффективность расходования средств на мероприятия по охране труда.
Своими наработками в вопросах предупреждения травматизма на предприятиях с участниками семинара поделились представители «Белэнерго» и «Белтопгаза». Основные подходы
к обеспечению промышленной и электробезопасности на БЖД, а также перспективные направления совершенствования данной работы обозначили в своих докладах первый заместитель начальника службы охраны труда и промышленной безопасности Сергей Посудневский и начальник отдела этой же службы Денис Борисюк. Во время перерыва в фойе участники семинара могли ознакомиться с выставкой современных средств индивидуальной защиты.
Продолжилось мероприятие выступлениями заместителей начальников ряда служб и отделений БЖД, в которых были раскрыты различные аспекты повышения культуры охраны труда с учетом специфики различных хозяйств и железнодорожных профессий.
АС в помощь
В ходе семинара было уделено внимание вопросам сохранения здоровья и профессионального долголетия тружеников Белорусской магистрали. В частности, отмечено, что более 50% случаев ухудшения самочувствия на рабочем месте приходится на сердечно-сосудистую систему. При том, что обязательные ежегодные медицинские осмотры не позволяют получить информацию о здоровье человека в динамике и обеспечить своевременную профилактику заболеваний. Одним из перспективных направлений совершенствования данной работы эксперты назвали внедрение автоматизированной системы предрейсовых медосмотров (АС ПО). Помимо обязательных показателей (пульс, давление, алкометрия) она измеряет более 40 других параметров системы кровообращения человека. Такой эффективный мониторинг даст возможность ранней диагностики нарушений здоровья и поможет своевременно подключить механизмы его сохранения.
Сберечь, предостеречь
Второй день семинара, школы передового опыта был посвящен теме непроизводственного травматизма. Об информационных системах учета, контроля несчастных случаев с гражданами и о реализации профилактических мероприятий на БЖД рассказал начальник службы охраны труда и промышленной безопасности Юрий Гимро. Российские коллеги поделились своими наработками по снижению рисков травмирования (это и установка видео-регистраторов на подвижной состав, и применение противопешеходных конусов на переездах). Проинформировали о том, как изменение законодательства повлияло на модные у молодежи экстремальные развлечения – зацепинг и руфинг. Участники семинара сошлись во мнении, что максимальные усилия по профилактике травмирования на железнодорожных объектах необходимо направить на воспитание подрастающего поколения, и обменялись опытом реализации соответствующих просветительских проектов.
Инга
МИНДАЛЁВА