Май
Ср
14
2025

Работа спорилась!

Железнодорожники – инициаторы субботников. 105 лет назад, в ночь на 12 апреля 1919 года, 15 рабочих депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги после напряженного трудового дня вернулись в цех, чтобы отремонтировать паровозы. Их трудовой порыв был вызван тем, что в то время шла Гражданская война и более половины составов Московского железнодорожного узла стояли неисправными.

Н. Сысоев «В. И. Ленин на субботнике в Кремле»

31-летний бригадир слесарей Иван Бураков, работавший в депо уже десять лет, составил протокольную запись этого мероприятия: «Работали беспрерывно до 6 часов утра (десять часов) и отремонтировали три паровоза текущего ремонта за № 358, 4 и 7024. Работа шла дружно и спорилась так, как никогда прежде. В 6 часов утра мы собрались в служебном вагоне, где, отдохнув и попив чаю, стали обсуждать текущий момент и решили нашу ночную работу с субботы на воскресенье продолжать еженедельно – до полной победы над Колчаком. Затем пропели «Интернационал» и стали расходиться».
Этот документ был передан в районный комитет РКП(б) столицы. История запечатлела имена участников первого субботника: слесари Е.В. Апухтин, И. Е. Бураков, Я. Ф. Горлупин, М. А. Кабанов, П. С. Кабанов, А. В. Каракчеев, В. И. Наперстков, П. С. Петров, А. И. Усачев, П. И. Шатков, В. М. Сидельников, Я. М. Кондратьев, машинист А. А. Сливков, котельщик Ф. И. Павлов и чернорабочая А. В. Кабанова. Никто из них тогда и подумать не мог, что причастен к великому делу, что совершает настоящий трудовой и гражданский подвиг. Так было положено начало субботникам – добровольному и бесплатному коллективному выполнению в сверхурочное время общественно-полезного трудового задания.
Вскоре деловая инициатива железнодорожников была подхвачена другими рабочими Московско-Казанской дороги. 10 мая 1919 года состоялся первый массовый субботник, в ходе которого было выпущено из ремонта 4 паровоза и 16 вагонов, произведена большая работа по их погрузке и разгрузке. Причем производительность труда оказалась значительно выше обычной, о чем написала газета «Правда» 17 мая 1919 года в статье «Работа по-революционному». В ней, в частности, отмечалось, что «…общий подъем направил многих железнодорожников на фронт, но большинство не могли оставить ответственные посты и стали искать новые способы для работы по-революционному. Воодушевление и дружность работы на различных железных дорогах небывалая. На Николаевской дороге люди проработали несколько ночей сверхурочно на подъемке свалившегося в поворотный круг паровоза. На Александровской железной дороге на первом субботнике 98 человек трудились, согласно постановлению общего собрания, 5 часов сверхурочно и бесплатно. Производительность труда была выше обычной в 2 – 3 раза».
Вслед за железнодорожниками субботники состоялись на фабриках и заводах Москвы и других городов. Именно это событие Председатель Совнаркома РСФСР Владимир Ленин назвал «великим почином». Они были восприняты как выражение нового отношения к труду и имели огромное значение при чрезвычайно тяжелом экономическом положении страны и при абсолютном недостатке средств производства. Во второй половине 1919 года революционный почин железнодорожников разрастался все шире, субботники становились явлением массовым и привычным. Из железнодорожных мастерских, в которых они начались, распространились на городские улицы и заводские территории. О них восторженно писал главный пролетарский поэт Владимир Маяковский в поэме «Хорошо!»:
«Мы будем работать, все стерпя,
чтоб жизнь, колеса дней торопя,
бежала в железном марше –
в наших вагонах, по нашим степям,
в города промерзшие наши».

Первый субботник состоялся 12 апреля 1919 г.

В апреле 1920 года субботники приобрели особый размах: в это время проводилась Неделя трудового фронта, вызвав подъем активности масс.
В районах, по которым проходили железнодорожные пути, эта неделя превратилась в исключительно транспортную. И вести с дорог шли ободряющие. Ими были полны страницы центральных и местных газет. Так, на Урале, где трудовым был объявлен весь апрель, в субботниках приняли участие 450 тыс. человек. Они отремонтировали 64 паровоза и 345 вагонов, восстановили 47 мостов, очистили около 100 верст железнодорожных путей и многое другое.
В Москве в Неделе трудового фронта участвовало около 600 тыс. человек. Транспорт получил в те дни 401 отремонтированный паровоз и 510 вагонов. Сотни единиц восстановленной техники свидетельствовали о бурной и самоотверженной борьбе с разрухой. 1 мая 1920 года состоялся Всероссийский субботник, в котором только в Москве участвовали свыше четырехсот тысяч человек. В Кремле к нему присоединился руководитель Советского государства В. И. Ленин. Этому событию посвятили полотна советские художники В. С. Иванов,
М. Г. Соколов, Д. А. Налбандян и другие.
Первые субботники не обошли стороной и нашу республику. 21 августа 1920 года в Минске он объединил около 5 тыс. человек. Люди разбирали завалы на двух столичных железнодорожных вокзалах и приводили в порядок привокзальную территорию. Позже, в июле 1944-го, на шестой день после освобождения столицы от немецко-фашистских захватчиков, около 25 тыс. минчан добровольно участвовали в восстановлении города, лежавшего в руинах. В октябре того же года состоялась IX сессия Минского городского Совета депутатов трудящихся, на которой было принято постановление о привлечении всего трудоспособного населения столицы БССР к участию в работах по разборке разрушенных зданий, очищению строительных площадок, добыче из развалин стройматериалов. Жители Минска ежемесячно должны были отработать не менее 15 часов по наведению порядка. Каждый – от секретаря ЦК КП(б)Б до рядового рабочего – имел «Индивидуальную книжку участника восстановления Минска», в которой отмечались отработанные на субботниках и воскресниках часы.
8 октября 1944-го в столице прошел первый массовый воскресник. Каждый городской район – Сталинский, Ворошиловский и Кагановичский – был разбит на 10 производственных участков. Как свидетельствуют архивные документы, ЦК КП(б)Б сообщил о следующих результатах: «В первом массовом выходе участвовало по городу 33 тыс. человек. За этот день было разобрано, очищено и уложено в штабеля более 1,3 млн. кирпичей, собрано свыше одной тонны различных строительных материалов, заготовлено порядка 2,1 тыс. кубометров щебня».
Далее воскресники проходили каждую неделю. Один из них мастерски изобразил в фундаментальном полотне «Воскресник по восстановлению Минска» белорусский живописец, участник Великой Отечественной войны Монос Моносзон.

Ударный труд на субботнике

В послевоенный период субботники проводились либо по месту работы, и тогда люди выполняли свои обычные повседневные обязанности, либо для ускорения строительства хозяйственных объектов, клубов, школ, озеленения населенных пунктов и т.п. Они проходили и по месту жительства по инициативе местных органов. Люди облагораживали свою местность, осуществляли различные хозяйственные работы: строительство и покраску заборов, высаживание газонов, создание и обустройство клумб, парков, детских площадок. Многие документы, свидетельствовавшие о той незабываемой поре, сейчас хранятся в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны – в отдельном зале № 9 «Беларусь после освобождения 1944 – 1950 гг. Память о войне».
Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко в 1994 году предложил вернуть практику проведения субботников. И в 1996 году это было реализовано. На общественный труд вышли глава государства, члены правительства и представители Мингорисполкома. Первые лица страны и города приняли участие в строительстве станции метро «Партизанская». С тех пор каждый субботник Президент трудится на знаковых объектах республики: возведении здания Национальной библиотеки Беларуси, футбольного манежа, «Минск-Арены» и «Чижовка-Арены», Центра олимпийской подготовки по художественной гимнастике и стадиона «Динамо», аквапарка «Лебяжий»…
В ежегодных субботниках принимает участие почти каждый третий житель Беларуси. Так, по данным Национального статистического комитета, в республиканском субботнике 22 апреля 2023 года приняли участие свыше 2,3 млн. человек. Среди них – свыше 50 тыс. работников Белорусской магистрали.

Николай ШЕВЧЕНКО,
член Белорусского
союза журналистов

Яндекс.Метрика