75 лет важных проектов
В апреле нынешнего года строительно-монтажное предприятие «Белтрансавтоматика» отмечает 75-летие. Созданная далеко за пределами Беларуси, эта организация со временем влилась в дружную семью БЖД и стала важнейшим исполнителем инвестиционных проектов и ремонтных программ, позволяющих стальной магистрали постоянно развиваться.
Сегодня основные направления развития «Белтрансавтоматики» – строительство, реконструкция и модернизация устройств автоматики, телемеханики, связи, контактной сети и электроснабжения на железнодорожном транспорте и метрополитене. Путь к такой широкой специализации был долгим и сложным, но, безусловно, ярким.
История РУП «Белтрансавтоматика» берет свое начало в далеком 1949 году. Как свидетельствуют документы, на станцию Муром (Владимирская область) Горьковской железной дороги (в тот период Казанской железной дороги) прибыли подразделения первого строительного участка треста «Транссигналстрой» со станции Сергач Чувашской республики и четвертого строительного участка со станции Коноша (Северная железная дорога). На их базе был образован Муромский строительно-монтажный участок треста «Транссигналстрой».

Директор БТА Владимир Равченко на церемонии открытия обновленной Республиканской доски Почета, 2022 год
Дебютным проектом предприятия стало строительство полуавтоматической блокировки на участке Муром – Черусти – Куровская. В тяжелые послевоенные годы техники практически не было. Все работы по рытью котлованов под линию напряжением 6 кВ и светофоры выполнялись вручную. На раскатке проводов, кабеля и растаскиванию по трассе опор использовались лошади. И лишь одна дрезина УА и две автомашины ГАЗ-АА («полуторки») облегчали труд людей. К концу 1950 года первый участок строительства протяженностью 211 км был успешно введен в эксплуатацию.
Из Мурома – в Минск
Из Мурома в 1951 году участок был передислоцирован в Можайск, а в 1953-м – в Смоленск. В 1955-м – уже на постоянное место в Минск. В 1961-м Минский строительный участок треста «Транссигналстрой» был переименован в СУ-672. Названия изменялись еще несколько раз. И лишь с 1 января 1992 года предприятие стало «Белтранс-автоматикой».
Только за период с 1949-го по 1969 год построено и введено в эксплуатацию свыше 5 тыс. стрелок электрической централизации и около 6 тыс. км автоблокировки. В 50-е годы, в частности, были сданы такие объекты, как автоблокировка на участках Голицино – Вязьма протяженностью 200 км, Орша – Борисов (132 км), Минск – Барановичи – Береза-Картузская (230 км).
В 1984 – 1987 годах силами предприятия ежегодно вводилось в эксплуатацию по 800 стрелок ЭЦ, по 500 км автоблокировки и по 150 км линий электропередачи напряжением 10 кВ. В 1995-м коллектив освоил новый вид работ – прокладку и монтаж магистральных линий связи, а в 2002-м – строительство волоконно-оптических линий связи. Первая была уложена на участке Могилев – Жлобин, следующая – от Полоцка до Бигосово. Для прокладки кабеля ВОЛС приобрели первый в Беларуси вибрационный кабелеукладчик КВГ-2.
В эпицентре обновления
– Наше предприятие не раз было в авангарде внедрения новых технологий и оборудования, – отмечает директор РУП «Белтрансавтоматика» Владимир Равченко. – Особенно насыщенными оказались последние 20 лет.
Например, в мае 2006 года на станции Полоцк началась реализация амбициозного проекта – внедрение первой на Белорусской магистрали микропроцессорной централизации. С этой задачей успешно справились чуть больше чем за год. В последующем работникам и специалистам «Белтрансавтоматики» еще не единожды доверяли модернизацию инфраструктуры СЦБ на станциях и перегонах Белорусской железной дороги, в том числе с применением микропроцессорных систем.
Важный вклад представители БТА внесли и в реализацию проектов по электрификации Белорусской магистрали. Для этого в структуре предприятия появился Энергомонтажный поезд, базировавшийся в Жлобине и работавший во всех отделениях дороги, где это было необходимо.
В июле 2011 года на БТА приступили к электрификации участка Осиповичи – Жлобин – Гомель. Затем трудились на направлении Молодечно – Гудогай – госграница с Литвой. Работники предприятия внесли весомый вклад и в начало регулярного движения поездов на электротяге на линии Жлобин – Калинковичи, которое было запущено в 2021 году.
Эта работа получила высокую оценку: по результатам 2021-го РУП «Белтрансавтоматика» было занесено на Республиканскую доску Почета. Тем самым предприятие повторило успех, достигнутый по итогам 2015-го.
2022-й год прошел под знаком завершения модернизации устройств СЦБ с внедрением МПЦ в Гомельском железнодорожном узле.
Сберечь и приумножить
Нынешний год, в котором отмечается 75-летие «Белтрансавтоматики», также полон производственных задач. Его работники и специалисты, в частности, занимаются каб-лированием воздушной линии связи на участке Витебск – Езерище – госграница. Еще один важный проект – капитальный ремонт кабельных сетей на станции Осиповичи и на участке Михановичи – Руденск.
– Опыт и производственный потенциал «Белтрансавтоматики» востребованы не только на Белорусской железной дороге, – рассказывает Владимир Равченко. – Перед нами поставлена задача наращивать объем сторонних заказов. И мы с ней успешно справляемся.

Главный бухгалтер Наталья Анципова и бухгалтеры Полина Горевая, Татьяна Сугонякина, Александра Карпикова, Алина Бородюк
Например, в 2024-м бригады БТА продолжают трудиться на знаковых объектах транспортной инфраструктуры белорусской столицы. В нынешнем году планируется ввести в эксплуатацию три новые станции метрополитена – «Аэродромную», «Неморшанский сад» и «Слуцкий гостинец». Представители «Белтрансавтоматики» вносят в реализацию проекта весомый вклад: они занимаются строительством и монтажом микропроцессорной автоматизированной системы управления движением поездов.
Вместе с этим в нынешнем году работники предприятия в рамках взаимодействия с РУП «Национальный центр обмена трафиком» приступят к строительству волоконно-оптической линии связи между Гомелем и Брестом.
Важна преемственность
С учетом накопленного опыта и впечатляющего списка реализованных проектов сегодня БТА можно по праву назвать одним из ведущих предприятий отрасли. Выполняемые его коллективом работы по монтажу устройств автоматики, телемеханики, связи и электроснабжения, электрификации железных дорог напрямую влияют на безопасность движения поездов и пропускную способность железнодорожных участков.
– В основе достижений – добросовестный и сплоченный труд людей, – уверен Владимир Равченко. – Сейчас в нашей команде – более 150 работников, которых по праву можно назвать настоящими специалистами своего дела.
На предприятии всегда помнят и о вкладе ветеранов, которые на разных этапах развития «Белтрансавтоматики» дополняли его историю новыми славными страницами. Сегодня в ветеранской организации состоят более 40 бывших работников, многие из которых с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, общаются не только друг с другом, но и с нынешним поколением коллег. Весьма символично, что очередная встреча с ветеранами запланирована именно на апрель и будет приурочена к праздничной для предприятия дате.